История газеты «Каспий» — одного из старейших изданий Азербайджана

gazeta-kaspiy

О.Буланова

Одной из старейших и наиболее долговременно издававшихся азербайджанских газет является «Каспий» — литературная, общественная, политическая газета, имевшая специальный нефтяной отдел. Она выходила с января 1881 г. по 1919 г. на русском языке.

В 1891 г., после того как была закрыта газета «Кешкюль», «Каспий» около десяти лет был единственным источником информации.

Вначале газета издавалась два раза в неделю, с июля 1881 г. — три раза, с 1884 г. — ежедневно. В год в среднем выходило 280-290 номеров. По средним подсчетам, за весь период существования газеты вышло 10,065 номеров.

Уже одни эти цифры свидетельствует о том, какое место занимала газета в общественной жизни Азербайджана и какая огромная историческая информация содержится в этом источнике.

Идея создания «Каспия» принадлежала редактору «Бакинских известий» В.Кузьмину. До выкупа газеты известным нефтепромышленником и меценатом Г.З. Тагиевым редакторами и издателями газеты в разное время были В.Кузьмин, Е.Старцев, Н.Свинкин, В.Личкус-Хомутов, П.Гордиевский, Е.Болдырева, И.Соколинский и др.

В длительном издании газеты особая заслуга принадлежит Тагиеву. В конце 1895 г. он за 57 тыс. руб. выкупил это издание вместе с ее типографией и стал ее издателем. Типография газеты была сдана в аренду известному юристу Алимардан беку Топчибашеву.

Приобретение газеты Тагиевым встревожило жандармское управление Бакинской губернии. В сообщении этого управления, адресованном в Главное управление по делам печати, отмечено, что, несмотря на то, что Тагиев не имеет образования, однако по природе он необычайно одаренный человек, имеет огромный авторитет в городе не только среди мусульман, но и представителей других наций. Поэтому нельзя допустить, чтобы издание и редактирование единственного издания перешло в руки татар (т.е. азербайджанцев).

Жизнь показала, что опасения властей были ненапрасными и действительно в дальнейшем газета полностью изменила свои принципы и направления и перешла на службу своему народу.

До 23 июня 1898 г. временным редактором газеты был К.М. Карягин, затем по настоянию Тагиева главным редактором стал Топчибашев (до октября 1907 г.), и уже 133 номер был подписан им. В редактировании газеты ему помогал Гасан бек Зардаби. Тагиев пригласил сотрудничать в газете и Ахмед бека Агаева, в то время уже достаточно известного своими публицистическими статьями в кавказской прессе. Агаев возглавил литературно- критический отдел и в дальнейшем на страницах газеты ежедневно публиковались его статьи на различные темы.

А 24 июня 1898 г. в «Каспии» было опубликовано обращение Топчибашева к читателям, озаглавленное «От редакции». Оно напоминает передовую статью первого номера газеты «Экинчи», написанную в свое время Зардаби. В ней Топчибашев объяснял, в чем видит цели и задачи своего издания.

Автор говорил о том, что пресса всегда должна быть честной, неуклонно стоять на страже общественных интересов, везде и всюду отыскивать правду и только правду. В этом он видел высшую цель печатного органа.

«Только при этом условии пресса может смело проводить в жизнь те культурные, общественные и нравственные начала, на которых зиждется мирное развитие и благосостояние всего общества и отдельных его членов; только тогда печатный орган в состоянии проводить в общественное сознание идеи милосердия, справедливости и любви».

Тагиеву удалось сплотить вокруг газеты всю азербайджанскую прогрессивную интеллигенцию. В своих статьях и публикациях они отражали интересы народа, стремились разбудить его от многовекового сна невежества и фанатизма, добиться формирования у него национального самосознания, осознания своих прав, приобщения к европейской цивилизации, достижения прогресса и процветания, пропагандирования национальной культуры.

Начиная с конца 90-х годов широкое место на страницах газеты занимал национальный вопрос. Газета превратилась в печатный орган национальной мысли и сознания, в основной центр обсуждения национальной идеи. Именно благодаря этому газета, несмотря на то, что издавалась на русском языке, в журналистских кругах была известна как «мусульманский «Каспий».

После закрытия газет 70-80-х гг. до 1905 г. в Азербайджане не было ни одного издания на национальном языке. Все попытки азербайджанской интеллигенции, которые делались за это время с целью получить разрешение издать газеты на родном языке, оставались безрезультатными.

В этих условиях «Каспий», в полном смысле этого слова, превратился в общенациональную газету. И не случайно, что советская историография заклеймила ее как «буржуазно- националистическую». «Каспий» отражал на своих страницах общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь во всем ее разнообразии.

Имелись рубрики «Из обывательской жизни», «Нам пишут», «По чужим краям», «Судебная хроника», «Корреспонденции «Каспия» и др. Газета в 1901-1907 гг. имела приложение в виде отдельной страницы, где публиковались телеграммы Российского (с 1905 г. Петербургского и Российского) Телеграфного Агентства о мировых событиях, сообщения мировой печати, торговые телеграммы, цены на биржах и т.д.

С начала ХХ в. круг информации «Каспия» значительно расширился. С 23 декабря 1903 г. он стал выходить в увеличенном формате. В «Нефтяном отделе» публиковались материалы о положении в нефтяной промышленности, о деятельности отдельных иностранных и местных нефтяных компаний, о добыче, переработке и продаже нефти и нефтепродуктов, о состоянии промыслов, частых пожарах и т.д.

В 1905 г., когда армяне, с подстрекательства царских властей, развязали в Баку и других уездах кровавую резню против мусульман, «Каспий» сыграл большую роль в защите престижа азербайджанского народа от всяческих посягательств, стремлений запятнать его имидж, честь и достоинство, продемонстрировал огромную политическую смелость, открыто изобличал лживую армянскую пропаганду.

В условиях распространения крупными столичными газетами армянской лжи и клеветы против азербайджанцев, в которых утверждалось, что якобы в Баку мусульманами были убиты 10-15 тыс. армян, сотрудники «Каспия» выявляли истинные и глубинные причины событий и публиковали на страницах газеты объективные материалы.

В этот период особенно большой общественно-политический резонанс имело выступление сотрудника «Каспия» А.Агаева в «Санкт-Петербургских ведомостях» со статьей «Правда о Бакинских событиях».

Приехав в Петербург вместе с Топчибашевым в числе представителей от мусульман Кавказа для ознакомления высших правительственных инстанций с петицией о законодательном решении их правовых вопросов, Агаев был потрясен той организованной агитацией, которая велась в обществе и в прессе вокруг бакинских событий и которая наводняла не только российскую, но и зарубежную печать. Во всех распространяемых армянами и их покровителями слухах и писаниях делалась попытка взвалить всю вину на мусульман, их духовенство и интеллигенцию.

В своей статье Агаев стремился довести до российской общественности истинные причины разыгравшейся на Кавказе трагедии, честно определить долю вины в ней той и другой стороны. Зарождение конфликта автор объяснял сталкиванием общих интересов в области предпринимательства и общественной деятельности.

Он пояснял, что более прочное положение армянской буржуазии усиливало ее стремление занять командные позиции не только в экономической, но и в общественной жизни региона, чему способствовала традиционная государственная политика дискриминации мусульман, ущемление их прав во всех сферах жизнедеятельности.

Автор отмечал, что эта политика подливала большую дозу отравы во взаимоотношения не только между верхушкой населения обеих национальностей, но и низшими слоями. Однако в разжигании конфликта Агаев винил не всю буржуазию и интеллигенцию, а их хищническую, реакционную часть. Агаев резко осудил противопоставление друг другу двух великих религий — христианства и ислама, которое продолжают эксплуатировать и поныне.

Обращаясь к нравственно здоровой части интеллигенции, он призывал к неутомимой совместной работе во имя торжества мира и процветания общей прекрасной родины. «Помните, — предупреждал автор, — ваш раздор — ваша гибель, а ваше единение — ваше спасение».

Статья Агаева настолько отрезвила общественность, что редакция одной из петербургских газет, в которой печатались антимусульманские материалы, вынуждена была публично извиниться за то, что была недобросовестно введена в заблуждение. А один из известных журналистов Протэй открыто писал в «Биржевых ведомостях», что виноваты сами мусульмане: почему они не противопоставили организованной лжи организованную правду?

В годы первой русской революции (1905-1907), нового революционного подъема (1910-1914) и Первой мировой войны «Каспий» продолжал свои традиции. Газета освещала на своих страницах все важнейшие события этого сложного периода и была как бы флагманом азербайджанской периодики.

Как только весть о свержении царизма в России в феврале 1917 г. дошла до Баку, «Каспий» выразил свое отношение к этому событию. Первая статья по этому поводу была написана Джейхуном Гаджибековым и называлась «Заметки мусульманина».

Как было отмечено выше, во все периоды существования деятельность газеты была многогранна и плодотворна. «Каспий» поднимал назревшие проблемы, содействовал их разрешению, занимался благотворительностью, оказывал необходимую материальную и моральную помощь в период эпидемий, стихийных бедствий, содействовал успешной работе различных благотворительных и просветительских обществ и организаций и т.д.

Вполне естественно, что такое служение «Каспия» своему народу вызывало беспокойство и ненависть врагов азербайджанского народа, и, в первую очередь, армян. Не случайно, что в марте 1918 г., когда армяне, объединившись с большевиками, учинили геноцид против мирного мусульманского населения Баку, ими была сожжена именно типография газеты «Каспий». Они также подожгли редакцию газеты «Ачыг сез», являвшуюся органом партии «Мусават».

Этот факт еще раз доказывает, что «Каспий» был печатным органом своего народа, отражал его интересы, являлся общенациональной газетой и сыграл неоценимую роль в национально- освободительной борьбе азербайджанского народа в начале ХХ в., а также в истории азербайджанской периодики.

На основе материалов Саиды Али гызы