Культурное наследие Кавказской Албании из археологического комплекса Наргизтепе (ФОТО)

Т.Алиев

Комплекс археологических памятников Наргизтепе обнаруженный в Ходжавендском районе занимает особое место среди материальных памятников культуры Азербайджана. Центральный памятник этого комплекса, получивший название «Возвышенность Наргизтепе», был выявлен на пересечении предгорий Карабахского хребта с Мильской равниной.

Еще в середине XX в. руководитель Азербайджанской (Оренгалинской) экспедиции А.А.Иессен зарегистрировал многослойный памятник Наргизтепе, основываясь на керамических образцах эпохи средней бронзы и культуре кувшинных погребений античного периода. Возвышенность Наргизтепе, имеющая стратегическое значение, на протяжении долгого времени — 28 лет (1992-2020 гг.), будучи частью Верхнего Карабаха, находилась под контролем Азербайджана.

Комплекс археологических памятников Наргизтепе, исходя из исследований, занимал большую территорию диаметром около 5 км. Здесь памятники различных периодов словно были выстроены рядом друг с другом. Они состояли из оборонительных и гражданских строений, поселений и разнотипных погребальных памятников (курганов, каменных ящиков, грунтовых и кувшинных погребений). В качестве строительных материалов использовались обломки скальных пород, круглой формы мелкие и крупные речные камни, сырец и обожженый кирпич. Строительные камни предшествующих периодов стали материалом для строительства в последующих периодах.

Разведочно-поисковые работы вокруг Наргизтепе показали непрерывность жизни в этом районе, начиная с конца эпохи бронзового века. Здесь для эпохи поздней бронзы-раннего железа в осовном были характерны оборонительные стены, в том исле циклопические сооружения и образцы чернолощеной высококачественной керамики. Окруженная рвом и земляным валом крепостная стена длиной более 50 м была выстроена из крупных и необтесанных скальных пород. При возведении стены не использовался никакой связующий раствор. В связи с этой особенностью описанные фрагменты крепостной стены, более известные в Азербайджане, как «циклопические сооружения», входят в ряд классических цилопических сооружений, широко распространенных в Нахчыване, Кедабеке, Дашкесане. Отметим, что в ходе более поздних исследований, в Миль-Карабахском регионе, впервые были обнаружены фрагменты такого укрепления.

Качеством отличалась керамика раннего албанского периода — VI-IV в. до н.э. Изготовленная из мелкой глины, с хорошим обжигом посуда имела гладкую и блестящую поверхность. По многим признакам она напоминала керамику ахеменидского периода. Обнаруженные на большой территории кувшинные погребения и каменные ящики, остатки каменных и кирпичных построений свидетельствовали об активной жизни в окрестностях Наргизтепе в эпоху античности и раннего средневековья.

Образцы материальной культуры этого периода, в особенности керамика, своей формой и орнаментацией аналогичны с другими античными памятниками Мильской равнины (Галатепе, Гаракобар, Гаракопектепе и др.), а также с памятниками левобережья Куры, как керамические изделия Ялойлутепинского типа. Это свидетельствует о том, что в указанный период на обширных территориях от Северного Кавказа до реки Араз, в междуречье Куры и Араза сформировалась единая албанская культура.

На большой территории к югу от Наргизтепе были обнаружены развалины совершенных сооружений со сложной конструкцией — стен, построенных из крупных камней. Археологи выявили фундамент этих стен, построенных в два ряда из крупных и круглых речных камней, заполненных изнутри мелкими камнями и землей. Во время первичных исследований было очищено около 60 м этих стен шириной 1 м. Использованные в их строительстве тысячи тяжелых речных камней, предположительно, были доставлены из русла реки, находящегося примерно в километре от них. Образцы керамической и стеклянной посуды, выявленные вокруг стен при расчистке, подтвердили принадлежность этих строительных остатков к раннему средневековью.

Впоследствии камни этих утративших значение общественных зданий были использованы для различных целей. Так, например, средневековые мусульманские могилы у южного подножия Наргизтепе были обрамлены этими камнями в виде кромлеха.

На средневековом тюркском кладбище, обнаруженном на площади около одного гектара у южного подножия Наргизтепе и называемом местными жителями «Авшарским кладбищем», было зафиксировано более 300 могил, на поверхности некоторых из них были изучены знаки и штампы, резные узоры.

Средневековое кладбище, обнаруженное у подножия Наргизтепе

Привлекли внимание археологов и несколько каменных сундуков с изображениями и эпиграфикой как значимый образец надгробий. С XIII—XIV вв. эпиграфические тексты на надгробиях выгравировывались на азербайджанском языке арабской графикой. Сотрудница Национального Музея истории Азербайджана НАНА Хабиба Алиева смогла расшифровать надпись, выгравированную арабской графикой на одном из надгробий. В этой надписи упоминалось имя умершего — Ахмад оглу Гусейн бек, дата его смерти указана как 701 год хиджры, 1302 год по григорианскому календарю. Это совпадает с периодом правления монгольских Хулагуидов (Ильханидов) в Азербайджане.

Согласно легенде, многие события, описанные в эпосе «Китаби Деде Горгуд», особенно рассказы о Гараджа Чобане, происходили именно в окрестностях Наргизтепе. Местные жители считали, что могила на холме принадлежала Гараджа Чобану, а вышеупомянутые большие круглые камни являются его окаменевшими овцами. В целом, топонимы вокруг Наргизтепе указывают на принадлежность этой территории древним тюркам-огузам: герой дастана Газан хан именуется «Гарачугским барсом», а наименованием одной из высот Карабахского горного хребта в районе Наргизтепе является «Гарачуг». Исследователи также утверждали, что имелись сведения о существовании на этой территории в средние века села Гарачуг.

Таким образом, с одной стороны, тюркские топонимы, с другой стороны — знаковые надгробия вокруг Наргизтепе, а также медные монеты времен Сельджуков и Эльденизов, которые находили в регионе, подтверждают, что, начиная с VII в. и на протяжении всего средневековья, на упомянутой территории постоянно проживали тюрки-огузы.

Территория комплекса Наргизтепе располагалась в период античности и раннего средневековья на стыке двух крупнейших провинций Албании — нижней (Отена) и верхней (Орхистена).

В 2013-2015 и 2017 гг. Азербайджан проводил археологические исследования в Наргизтепе с помощью иностранных специалистов. В осуществлении разведочно-поисковых работ оказали содействие немецкие специалисты, участники Азербайджа-но-германской международной экспедиции: геофизики Ю.Фасбиндер и Ф.Бескер составили магнитологическую карту, а А.Кваст — топографический план памятника с использованием современной техники.

С целью определения стратиграфии поселения Наргизтепе были проведены разведочные раскопки в северо-западной части участка в 60 кв. м (квадраты А1 и А2), которые выявили три культурных слоя этого памятника общей толщиной всего 4,6 м. При раскопках, наряду со строительными остатками, хозяйственными ямами и местами очагов, были обнаружены фрагменты глазурованной и неглазурованной керамики и каменные орудия труда.

Первоначально здесь в в северо-восточном углу раскопа были обнаружены кладки из сырцовых кирпичей размером, фрагменты черной и красной полированной керамики. На глубине 1,35 см ближе к восточной стене раскопа был вскрыт укрепленный земляной слой-основание с местами 7-ми отверстий для деревянных столбов. На глубине 1,5 м квадрата А1 была выявлена часть стены (длиной 3,8 м) из сырцового кирпича.

Остатки стены из сырцового кирпича

Эта стена была сложена едва ряда из сырцовых кирпичей двух разных размеров. Кирпичи, изготовленные с небольшой растительной примесью, были покрыты между собой очень прочным скрепляющим глиняным раствором. Квадратный и удлиненно-прямоугольный сырцовый кирпич широко использовался в постройках античных албанских поселений. В культурном слое на глубине 2,1 м, на 0,6 м ниже указанной стены при очистке участка в 10 кв.м были обнаружены 16 фрагментов керамики, зуб одного крупнорогатого животного, 3 каменных орудия. На одном из фрагментов имелся вертикальный волнообразный рисунок, исполненный красной краской. В культурном слое на глубине 2,2-2,3 м были выявлены строительные остатки из сырцовых кирпичей квадратной формы, типичные для античного периода; в середине кирпичного настила имелось место очага вытянутой прямоугольной формы.

Очаг на кирпичном полу

Вокруг очага было найдено около 120 образцов керамики, каменных и костяных орудий, остеологических останков. Образцы керамики в основном светло-серого и темно-красного цветов. Они были аккуратно изготовлены вручную из тонкой глины и с хорошим поверхностным лощением. Из этого слоя также было обнаружено лезвие железного ножа с острым кончиком. Лезвие оказалось в хорошем состоянии, так как было обнаружено между слоями пепла. Одно из найденных костяных орудий было изготовлено из трубчатой кости мелкого рогатого животного. С обеих сторон этого предмета были видны следы отверстий от острых инструментов.

В античном слое раскопочного участка (кв. А1, глубина 2,4-2,6 м) встречались обгоревшие глиняные куски, обломки основания кюпов, части тулова посуды, изготовленной из глины с примесью песка. Наряду с ними в этом слое также имелись образцы, изготовленные из тонкой глины с хорошим обжигом, с нанесёнными на поверхность красной краской геометрическими линиями (прямыми, наклонными, волнистыми). Этот тип орнаментированной посуды был характерен для керамических изделий с поселений и погребальных памятников левобережья и правобережья Куры Албании. При раскопках расписные фрагменты были также найдены в культурном слое на глубине 2,8-3,6 м.

Среди керамических изделий исследуемого слоя также имелась одна целая пряслица (с отверстием посередине). Одна ее сторона была плоской, другая — выпуклой, куполовидной. Пряслица была изготовлена из мелкой глины.

Другой интересный предмет был обнаружен приблизительно на глубине около 2 м раскопанного памятника. Этот был предмет из твердого серого речного камня в форме колеса.

Вокруг одной из впадин, образованной от дождевой воды, был обнаружен и вскрыт погребальный кувшин. Внутри погребального кувшина был скорченный костяк человека с сильно деформированными костями. Наличие погребального инвентаря указывало на женское захоронение. Так, внутри погребального кувшина были выявлены: у головы — один целый кувшин серого цвета, разбитый кувшин, изящно изготовленная чернолощенная чаша (разбитая), 4 браслета из бронзовой проволоки, пара серег, кольцо и около 90 разноцветных бусин из разных материалов. Эти образцы находят свои аналоги и в других кувшинных погребениях античного периода Кавказской Албании.

Разноцветные бусины

Первичные исследования территории комплекса Наргизтепе, а также обзор различных земляных работ указывали на наличие здесь крупного некрополя кувшинных могил. Местоположение погребальных кувшинов на пологом склоне, под твердой каменистой почвой обеспечило их сохранное состояние.

По мнению Г.Гошгарлы, глубоко изучившего погребальные памятники, сыгравших важнейшую роль в материально-культурном наследии Кавказской Албании, три типа погребений — грунтовые, каменные ящики и кувшинные применялись на протяжении всего периода античности, и этот погребальный обряд имел продолжение в эпоху раннего средневековья.

Вместе с тем, следует принять во внимание, что христианские погребения раннего средневековья, как правило, уже не имели могильного инвентаря. Вышеупомянутые предметы подтверждают связь здешних грунтовых могил с каменным покрытием античного периода или раннего средневековья с языческими религиозными обрядами и погребальными обычаями.

По материалам сборника “Этнокультурное наследие Кавказской Албании”