В период Азербайджанской Демократической Республики проводилась работа по привлечению женщин к общественной и политической жизни общества. Женщины включались и в политическую деятельность. В 1919 году в Азербайджане был отмечен праздник 8 марта — день солидарности трудящихся женщин.
Женщины активно участвовали во всех мероприятиях партии «Мусават», которая имела свои женские отделения в Баку и уездах Азербайджана. На втором съезде партии, проведенном в Баку в декабре 1919 года, на одном из заседаний долгими аплодисментами было встречено оглашение приветственной телеграммы от Ленкоранского дамского отделения партии «Мусават». Это было выражение солидарности и поддержки партии «Мусават» азербайджанским женщинам. Женщины все больше сознавали свою роль в преобразованиях, проводимых государством.
Известная писательница, педагог и журналист Шафига Эфендизаде в своих статьях в газете «Азербайджан» еще раз напоминала о важности роли женщин в обществе. Она была уверена, что независимость государства связана с независимостью в этом обществе женщин, которые должны найти свое достойное место в обществе, участвовать в созидательном труде и управлении.
В период АДР активизировалась и общественная деятельность азербайджанских женщин. Особенной активностью отличалась работа Бакинского мусульманского благотворительного женского общества, которое существовало с 1913 года. Председателем общества была Лиза Мухтарова — потомственная осетинская дворянка, дочь полковника Аслан бек Тутанова, жена Муртузы Мухтарова.
О деятельности этого общества есть информация и в «Адрес-календаре Азербайджанской Республики» на 1920-й г. Лиза Мухтарова развернула большую общественную деятельность, работала также в обществе по борьбе с детской смертностью. Лиза Мухтарова открыла пансионат для девушек во дворце, построенном в ее честь.
Вместе с Сона ханум Тагиевой Лиза Мухтарова принимала активное участие во всех благотворительных мероприятиях города Баку, оказывала содействие Бакинскому мусульманскому обществу «Ниджат». Активными членами женского благотворительного общества были Л.Асадуллаева, 3.Касимова, Х.Ашурбекова, З.Гаибова, Х.Алибекова, Ф.Джаваншир, П.Топчибашева, Х.Меликова, М.Гаджибекова, Р.Терегулова и др.
В начале 1919 года женское благотворительное общество подняло вопрос о возобновлении деятельности женской школы.
25 апреля 1919 года правительство приняло постановление об отпуске средств для возобновления занятий в женской профессиональной школе, открытой еще в 1917 году при женском мусульманском благотворительном обществе, и прекратившей свою деятельность после мартовских событий 1918 года.
Вскоре профессиональная женская школа при бакинском мусульманском женском благотворительном обществе была открыта. Эта школа открывала возможности для неимущих женщин, т.е. тех слоев общества, которые не имели возможность получить не только высшее, но даже среднее образование. Школа имела большое значение, так как давала возможность выпускникам самостоятельно зарабатывать себе на жизнь собственным трудом.
Женская профессиональная школа играла важную роль в деле вовлечения женщин в общественную жизнь, привлечения их к профессиональной и культурной работе, пробуждения у женщин чувства собственного достоинства. Она сыграла немалую роль в вовлечении азербайджанских девушек и женщин к активной общественной деятельности, к достижению равных прав с мужчинами в семье и обществе.
Азербайджанские женщины вели общественную деятельность и за пределами республики. Ш.Эфендизаде, покинувшая Баку во время мартовского геноцида азербайджанцев в 1918 году, вела в Стамбуле активную деятельность и участвовала в работе женского общества «Джамиййати-нисван» (Женское общество).
Вернувшись в Баку, она включилась заново в общественную жизнь, сотрудничала в газетах, писала статьи по проблемам женщин. В аналитических статьях она пыталась определить роль женщин в обществе, сравнивала азербайджанских женщин с женщинами России, Турции и других стран.
Большую общественную работу в этот период продолжала Марьям ханум Сулькевич. Она была активным членом Бакинского мусульманского благотворительного общества. Марьям ханум была женой генерала Мамедбека Сулькевича и преподавала в Тагиевской гимназии.
В 1919 году в Ленкорани было создано благотворительное женское общество, которым руководила общественная деятельница Марьям ханум Байрамалибекова. Марьям ханум родилась в 1898 году в Ленкорани, в семье просветителя Теймур бека Байрамалибекова. Начальное образование она получила в женской школе Г.З.Тагиева, а среднее образование — в школе «Святой Нины» в Баку. Продолжала образование в медицинском институте в Москве, окончить которое Марьям ханум не смогла из-за свершившегося Октябрьского переворота 1917 года.
В 1918 году Марьям ханум открыла в Ленкорани школу для девочек. Руководимое ею общество вело просветительскую и культурную работу среди женщин южных районов Азербайджана. Мужем Марьям ханум был Джавад бек Мелик-Еганов, член парламента АДР.
Азербайджанские женщины также трудились в министерствах и других официальных структурах. В Шамахинской окружной инспекции Ханум Оруджалиева работала воспитательницей, а Масьма Мамедова — учительницей. В Карабахской окружной инспекции работала Атабекова, заведующей шушинским мусульманским приютом была Ишрет Алибекова, воспитательницей работала Манзер Новрузова. Заведующей зангеланским приютом в Зангезуре была Диляра ханум Джаваншир.
Женщины участвовали в создании детских садов и яслей. Но для работы этих организаций не хватало кадров. Этот вопрос обсуждался на страницах печати. Видный азербайджанский публицист Фархад Агазаде в статье «Первый кооперативный детский сад», отмечал, что надо подготовить воспитательниц детских садов на специальных курсах.
К сожалению, в советской исторической науке, вопрос о положении и правах женщин преподносился в ином свете. В книгах и статьях советских авторов постоянно утверждалось, что якобы в период АДР положение женщин еще больше ухудшилось. Особенно красочно описывали положение женщин во время английской оккупации.
Например, были утверждения о том, что английские офицеры, якобы поддерживаемые мусаватским правительством, нагло вели себя на улицах Баку, задевали и преследовали женщин. В связи с этим азербайджанские женщины весной 1919 года обратились с письмом к мусаватскому министру, в котором жаловались на плохое поведение европейцев, считавших себя цивилизованными людьми.
А на самом деле англичане вели себя хуже варваров: «У нас больше нет терпенья, мы не можем молчать, — писали женщины. — Никто не слушает наши жалобы. Полиция не вмешивается в то, что они творят. Английские офицеры ведут себя так, что женщины не могут выходить на улицу. Как после этого они могут нрывать себя культурными людьми…»
Такие случаи, конечно, имели место. И английские офицеры в большинстве случаев вели себя как оккупанты, очень вызывающе, как хозяева. Но молодое азербайджанское национальное правительство никак не могло поддержать или оправдать такое поведение иностранцев в своей стране, другое дело, что не имело возможности пресечь их поведение.
Местными женщинами также проводилась работа по оказанию помощи детям и женщинам, пострадавшим в результате войны. После окончания в ноябре 1918 года I мировой войны, многие дети остались без родителей. Эти процессы оказали свое воздействие и на Азербайджан. Несмотря на финансовые затруднения, правительство АДР старалось проявлять заботу о своих гражданах, в особенности, женщинах и детях. Для борьбы с нищетой и тяжелыми условиями жизни беспризорных детей городская дума выделила обществу «Детский дом» субсидию.
Многое делалось в этом направлении Лигой охраны детства, возглавляемой доктором Евсеем Яковлевичем Гиндесом, который сделал очень многое для азербайджанских детей. Заместителем председателя общества была Эйнул-Хаят Усуббекова, жена председателя правительства Насиббека Усуббекова. Общество занималось изучением условий жизни и оказанием помощи бакинским детям в возрасте до 17 лет.
По инициативе Эйнул-Хаят 1919 году Лига охраны детства возбудила перед министерством юстиции ходатайство об учреждении детского суда, с помощью которого можно было изолировать беспризорных детей от преступной среды и передачи их в надежные руки. Э.Усуббекова в 1918-1920 годах работала учительницей в бакинских школах.
Бюро помощи детям было создано в сентябре 1918 года под председательством доктора Гиндеса. 28 ноября 1918 года состоялось первое заседание Бюро. Мусульманское женское благотворительное общество на заседании представляла Лиза Мухтарова. Бюро помощи детям имел отдел питательных пунктов при Центрдоме, который осуществлял отпуск обедов для неимущих детей и сирот.
Правительство оказывало помощь работе Бюро помощи детям, Министерство призрения АДР во главе с Муса беком Рафиевым субсидировало продовольственный отдел. Правительство также помогало в открытии раздаточных пунктов, которые доставляли в нагорной части города Баку и районах Сураханах, Сабунчи, Рамана сухие продукты мусульманскому населению, особенно больным женщинам. Обеды в основном были бесплатными или за копейки.
Таким образом, женщины Азербайджана, получив в период АДР определенные права и свободы, активизировали свою профессиональную, общественно-политическую деятельность, стали играть заметную роль в жизни общества.
Была и другая часть женщин, которая была привлечена к революционной работе. В 1919 году большевиками в Баку проводились многочисленные митинги, демонстрации, участниками которых были и женщины. После крупнейшей майской забастовки рабочие продолжали вести подпольную работу, распространяли литературу. Женщины также были подключены к этой работе.
По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”