Ищите женщину: кто помог развалить Азербайджанскую Демократическую Республику

В период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) проводилась работа по привлечению женщин к общественной и политической жизни общества. Женщины включались и в политическую деятельность. В 1919 году в Азербайджане был отмечен праздник 8 марта — день солидарности трудящихся женщин.

Женщины активно участвовали во всех мероприятиях партии «Мусават», которая имела свои женские отделения в Баку и уездах Азербайджана. На втором съезде партии, проведенном в Баку в декабре 1919 года, на одном из заседаний долгими аплодисментами было встречено оглашение приветственной телеграммы от Ленкоранского дамского отделения партии «Мусават». Это было выражение солидарности и поддержки партии «Мусават» азербайджанским женщинам. Женщины все больше сознавали свою роль в преобразованиях, проводимых государством.

Известная писательница, педагог и журналист Шафига Эфендизаде в своих статьях в газете «Азербайджан» напоминала о важности роли женщин в обществе. Она была уверена, что независимость государства связана с независимостью в этом обществе женщин, которые должны найти свое достойное место в обществе, участвовать в созидательном труде и управлении.

Но была и другая часть женщин, которая была привлечена к революционной работе. В 1919 году большевиками в Баку проводились многочисленные митинги, демонстрации, участниками которых были и женщины. После крупнейшей майской забастовки рабочие продолжали вести подпольную работу, распространяли литературу. Женщины также были подключены к этой работе. Переброшенные в Баку из Астрахани и других советских городов революционеры делали все для того, чтобы свергнуть власть АДР. Привлекались к этой работе и азербайджанские женщины.

Один из участников революционных событий тех лет писал: «Мусульманки вместе c рабочими-мусульманами коммунистами, рука об руку вели работу, они агитировали своих сыновей-аскеров«.

Другая революционерка, А.Жихарева, проводившая в Баку подпольную работу, и участвовавшая на первом нелегальном съезде Азербайджанской Коммунистической Партии (большевиков) в январе 1929 г., вспоминала: «Тюрчанка-работница, охваченная интересом освободительного движения, рабскую одежду — чадру, использоватала для успеха революции, переносила нелегальную литературу и даже под чадрой, в период гражданской войны.»

В 1919 году в Баку была проведена партийная конференция большевиков, среди участников которой были и женщины-азербайджанки.

Айна Султанова (1895-1938)

Нелегальную партийную работу против АДР вела Ольга Шатуновская, еврейка, уроженка Баку. По решению Бакинского комитета большевистской организации она была оставлена в Баку для ведения партийной работы. После Февральской революции работала в редакции газеты «Бакинский рабочий» В ночь на 10 августа 1918 г. она принимала участие в захвате типографии отрядом большевиков, возглавляемых А.Микояном, для выпуска последнего в 1918 г. номера газеты «Бакинский рабочий».

После освобождения Баку Исламской армией в сентябре 1918 г. О.Шатуновская была арестована и проговорена к смертной казни, которую ей заменили высылкой в Грузию. Из Грузии она снова тайно вернулась в Баку, начала вести активную революционную борьбу против правительства АДР, участвовала в создании комсомольской организации в Азербайджане, входила в состав Краевого комитета Союза молодежи. С 1920 года Шатуновская стала секретарем ЦК комсомола, секретарем райкома Компартии Азербайджана. Позднее, в 1925 г. она снова вернулась в Азербайджан на должность секретаря райкома, и как член Бакинского комитета партии.

В ноябре 1919 года в Баку в связи со второй годовщиной Октябрьского переворота была проведена стачка рабочих фабрики Г.З.Тагиева. Среди демонстрантов были и азербайджанские женщины. Властям пришлось принимать меры, в том числе прибегать к арестам.

Бастовавшие, среди которх было много женщин, подошли к зданию Азербайджанского парламента с требованиями немедленного освобождения арестованных. Они скандировали: «Организаторы забастовки — мы все!». Властям пришлось освобождать арестованных.

В борьбе против азербайджанского национального правительства, к сожалению, вели борьбу и азербайджанцы. Они были привлечены лозунгами большевиков о том, что только социалистическая революция может дать подлинную свободу народам, в том числе и азербайджанскому народу.

Несмотря на то, что Программа «Мусавата», принятая на I съезде, носила социальный характер, где предусматривался 8-часовой рабочий день, раздача всех видов земельной собственности бесплатно и безвозмездно крестьянам и многое другое, все же часть рабочих попадали под влияние большевистской агитации, и с недоверием относилось к национальному правительству. Азербайджанские коммунисты поддерживающие их идеологию и, введенные в заблуждение люди продолжали вести работу «против контрреволюционного мусаватского правительства».

Среди них были и азербайджанские женщины, которые связывали свое будущее только с социализмом. И все это несмотря на то, что национальное правительство дало им одинаковые права с мужчинами, предоставило избирательное право, приняло много законов по охране женского труда, охране материнства и младенчества и т.д.

Азербайджанские женщины — Айна Султанова, Шарабаны Зейналова, Саялы Косаева, Джамал Идрисова, и др. тесно сотрудничали с женщинами-большевичками, присланными в Азербайджан из России, для того чтобы вести здесь агитационно-пропагандистскую и подрывную работу против национального правительства АДР.

Джейран Байрамова

Саялы Косаева была привлечена к революционной работе мужем Мамедом Косаевым, который 1916 года вел работу среди рабочих и 1917 году вступил в социал-демократическую организацию «Гуммет». Саялы вместе с мужем выполняла поручения партии.

В 1918 году в Газахе она подверглась полицейскому обыску, но сумела спрятать революционные документы в прическу. Ее не пугали преследования местных помещиков-беков, против которых она вела борьбу. Она умело выходила из любого сложного положения, и старалась не попадаться в руки мусаватских властей, против которых она вела подпольную работу.

Тесно сотрудничала с большевиками Джейран Байрамова, которая весной 1918 года вышла замуж за одного из самых активдах деятелей организации «Гуммет» Али Байрамова. Их дом был местом встречи и собраний революционеров. Здесь досто встречались руководители «Гуммет» которая к этому времени стала чисто социал-демократической партией. Дж.Байрамова вместе с мужем вела революционную работу, выполняла различные задания партии.

Однажды во время выполнения задания близ Сальян, она с мужем были арестованы представителями турецкой армии и оказались в тюрьме. Друзья-революционеры помогли им бежать в Гянджу, а через некоторое время они вернулись в Баку и продолжали революционную работу. Окончательное определение жизненной позиции Дж.Байрамовой произошло в октябре 1919 года, и она вступила в ряды большевистской партии. Она состояла в секции железнодорожников участка Мамедлиляр.

В октябре 1919 года после вступления в ряды большевиков, по заданию партийной организации Дж.Байрамова устроилась на работу делопроизводителем в парламенте АДР. В «Адрес-календаре» АДР за 1920 год в списках сотрудников парламента числится также Зейнаб Ризванова, которая тоже работала по поручению партийной организации.

Дж.Байрамова вела подпольную работу, помогала коммунистам в подготовке переворота против мусаватского правительства. Она прятала в своем доме оружие, которое из советской Астрахани по морю переправляли в Баку большевики. Дж. Байрамова хранила у себя дома также нелегальную большевистскую литературу, помогала в их распространении й объединении рабочих. Она несколько раз была арестована, ее квартира была очагом подпольной революционной партийной работы.

В донесениях агентов за 1919 год говорилось о том, что Джейран Ширинбала гызы Байрамова была активным единомышленником и товарищем Али Байрамова, который являлся одним из руководителей партии «Гуммет» и был вторым лицом после члена парламента и руководителя партии Али Гейдара Караева.

Советские историки в свое время, особо выделяли роль матерей большевиков в деле подготовки революции и победы советской власти в Азербайджане. Отмечалось, что в это время приходилось вкладывать много сил и здоровья в дело большевиков, выдерживать все тяготы подпольной жизни их матерям — Сальминаз (мать М.Азизбекова), Хырда (мать Бунията Сардарова), Досту (мать К.Исмайлова), Асбет (мать А.Байрамова), Диба (мать Айны и Газанфара Мусабековых) и других большевиков и революционеров.

Они хранили партийные документы, предоставляли свои квартиры для конспиративной работы, распространяли листовки и передавали в устном порядке самые ответственные поручения, собирали деньги в помощь заключенным, носили передачи арестованным революционерам.

По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”