Дом как жилище человека — понятие древнее. Специальные постройки или помещения для приема гостей — чуть моложе. С развитием торговли, экономических связей возникла острая необходимость в строительстве домов, предназначенных исключительно для путников, торговцев, с помещениями для вьючных и тягловых животных.
Так возникает институт караван-сараев, ставший основой и образцом для постоялых дворов Евразии и Запада.
Функции караван-сараев были многообразны. Прежде всего — дать приют и возможность отдыха путникам.
Основные караван-сараи строились на расстоянии дневного перехода каравана. Кроме верблюдов, в составе каравана могли находиться и другие вьючные животные. Если караван состоял преимущественно из верблюдов, то именовался верблюжьим (деве-карван). Отсюда и два названия: для смешанных — «карван», и для верблюжьих «деве-карван».
Большей частью караваны охранялись; системы охраны были разными. Например, постоянная, принадлежащая лично главе каравана — караванбаши. Она была всегда при нем и сопровождала караван до пункта назначения. Оплату охрана получала в виде заранее оговоренной с хозяином суммы или как процент от платы владельца груза.
Бывало, что охрана нанималась временно и только хозяином груза с расчетом в пункте назначения. Случалось, что охрана нанималась совместно, и сумма оплаты за охрану каравана и груза делилась между карванбаши и хозяином груза. Бывало, что охрана как военизированное подразделение со своим командиром сама предлагала свои услуги карванбаши или хозяину груза.
Но случалось и так, что охрана каравана на маршруте, который обязательно оговаривался, могла осуществляться раздельно: т.е. от первого караван-сарая до второго, от второго до третьего и т.д. Здесь охранные функции брали на себя караван-сараи со своими военными отрядами.
В этом случае институт караван-сарая приобретал еще одно преимущество, выступая в роли не только гостевого дома, но и являясь, по сути, объектом-гарантом на караванном пути.
Сейчас трудно сказать, какое количество караван-сараев обладало функцией охранного предприятия вне своих стен, прежде всего потому, что на Востоке, в частности, в Азербайджане, устный договор двух сторон, скрепленный процедурой «ударить по рукам», был равнозначен закону, который нельзя было нарушить.
При заключении такой сделки чаще всего присутствовал третий — шаид (свидетель). Им мог быть человек, знакомый обеим сторонам и не внушавший подозрений. При заключении сделки могли присутствовать два, три и более шаидов, но могло быть и так, что сделка заключалась без свидетелей. В этом случае гарантом выступала священная книга — Коран. Клятва именем Бога, Кораном и пророком являлась законным совершением обряда сделки.
Только в Баку в XIX в. было 9 караван-сараев. В этих первых «гостиницах» размещалось более 200 лавок, торгующих самой разнообразной продукцией: от сельскохозяйственной и до изделий ручного труда. Каждый мог что-то купить, не покидая караван-сарая. В нем же заключались сделки.
Караван-сарай мог выполнять функции хранения товара до востребования, выступал посредником для отправки письменных или устных сообщений адресату на пройденном участке пути, т.е. назад по караванному пути или в другой караван-сарай на другой дороге.
Помимо функций чисто торговых, посреднических, почтовых, хранения имущества, предоставления вооруженной охраны для каравана, караван-сарай играл важную роль клуба, источника и обмена информации, предоставлял услуги менял, что было немаловажно при интенсивном движении на караванных путях.
Можно сказать, что весь Азербайджан был испещрен караванными путями и, естественно, был насыщен караван-сараями — как на маршруте, так и в городах и селах.
Большое количество караван-сараев сосредоточивалось в крупных городах-крепостях: Баку, Дербенте, Шамахе, Гяндже, Шамкире, Товузе, Шуше, Ханкенди, Нахчыване, Тебризе, Ардебиле и др.
В городских караван-сараях выделялись особые помещения для заключения сделок. Иногда в городах караван-сараи на первом этаже имели лавки — ячейки, своего рода «растворы». Они играли роль самостоятельных магазинов, торгующих мелким оптом и в розницу.
При караван-сараях существовали ремесленники, труд которых был необходим для обслуживания каравана: кузнецы, шорники, портные, мастера по ремонту мешков и плетению корзин… В некоторых караван-сараях был свой знахарь, совмещающий функции дантиста, уролога, хирурга и травматолога. Археологические раскопки на территории старых караван-сараев обнаружили в некоторых из них и отдельные комнаты для намаза со всеми необходимыми принадлежностями.
Караван-сараи XII-XIV вв., построенные на дорогах вне городских стен, строились как маленькие оборонительные крепости. С внешней стороны они имели один вход, закрывающийся толстыми деревянными воротами. Ворота чаще всего были укреплены коваными железными полосами толщиной до 7 мм. Некоторые ворота могли быть сплошь покрыты листами железа, меди или бронзы, но это могли себе позволить только дорогие караван-сараи.
В плане караван-сараи чаще всего прямоугольные. Планировка бывала и сложной, но это нетипично. Высота потолков — до 4 м (до вершины свода) внутри и до 6 м снаружи. Глухую 6-метровую стену нападающим нельзя было взять с наскока, а если учесть, что крыша всех помещений была на одном уровне, то защитники такой маленькой крепости могли успешно противостоять значительным силам. По всему периметру стен был выстроен парапет высотой 70-90 см, который помогал защитникам укрываться от стрел нападавших.
Иногда караван-сарай имел 2-этажную пристройку (балахана), чаще всего над центральными воротами (например, караван-сарай в Сангачалах XV в.), но чаще караван-сараи были одноэтажные. Двухэтажные, как правило, располагались в черте города за крепостными стенами (например, караван-сараи в Ичери шехер).
При строительстве применялся местный известняк, так любимый мастерами Азербайджана. Это и не удивительно, т.к. известняк по своим качествам является прекрасным материалом как для грубых строительных работ (фундамент, закладка основных стен), так и для тонких, ювелирных работ резчиков (облицовочные камни с рельефными орнаментами, рисунками, надписями), которыми так богат Баку.
При возведении стен использовались два варианта кладки: «глухая» — сплошь из камня-известняка, распиленного на определенные модули, и бутовая — внешняя и внутренняя стена из модульных элементов известняка, а пространство между заполнялось разным строительным материалом на растворе. Толщина стен в этом случае могла достигать 2 м. Если стены воздвигались из стандартного пиленого камня, то толщина стен была в среднем около 1 м.
В строительстве караван-сараев применялись и другие материалы — от мелких камней из вулканических пород (гранит, базальт и др.) до различных пород известняка.
Примерами использования в архитектуре жилых зданий речного камня могут служить многие города Азербайджана (Агсу, Гянджа, Барда, Ханкенди, Шуша, Шеки, Закаталы, Шамаха и др.), но в Баку и на Абшероне речной камень почти не использовался. По мере его использования, накопления опыта работы с этим материалом, создавалась оригинальная школа мастеров. Если учесть, что речной камень очень прочен, т.к. состоит из магматической породы, то и работа с ним требовала специальных навыков и знаний об его особенностях.
Мастера по обработке чай-дашы высшей квалификации именовали «чай-дашы устад». Он знал, где в каком месте, надо начать колоть огромный валун, где у этого «крепыша» слабое место, куда «уйдет» трещина. Наряду с малыми камнями использовались при кладке и такие колотые куски или пластины.
После возведения стен помещения перекрывались либо деревянными балками с последующим накатом глинопесчаной смеси, либо сводами из камня, а в более поздние времена (XIV-XVI вв.) перекрывались сводами из обожженного кирпича. Технология керамики была известна с древних времен, а глина была повсеместно в огромном количестве.
Применение кирпича из обожженной глины при облицовке фасадов давало прекрасный декоративный эффект. Эффект усиливался, если применяли поливной, т.е. глазурованный кирпич 3-4 цветов (черный, бирюзовый, зеленый, желтый, белый, коричневый, фиолетовый, красный). Кирпичи окрашивались солями металлов, измельченными в порошок минералами. Чаще всего обожженный кирпич применялся в южных районах Азербайджана.
Особый прочный раствор, который применялся при кладке как связующий материал, назывался «хорасан». Он состоял из гажи, известкового раствора с примесью обожженного кирпича. Иногда в гажевой раствор добавляли древесный уголь. Известь добавлялась молотой, негашеной. Такой связующий раствор был очень пластичен, долго схватывался и был очень прочен после высыхания. Пластичность растворного теста была немаловажным фактором для сейсмоустойчивости строения.
Известь подбирали жирную, песок — из горных рек. Такой песок был особенно чист. Если делалась подготовка к росписи стены, то к штукатурке добавлялась ячменная мука. Раствор, готовившийся на основе глины, назывался «мохра».
В сейсмически активных районах мастера применяли деревянные балки при кладке стен, чтобы увеличить сейсмостойкость здания, и этот прием именовался в народе «зялзяля куршагы» — пояс землетрясения. Такая обвязка здания была действенной мерой и широко применялась при строительстве как зданий, так и караван-сараев. Эти пояса — обвязки почти везде присутствуют в стенах старых строений XVIII-XIX веков в Ичери iехер, правда, количество таких старых домов уменьшается с каждым годом…
Значение караван-сараев в период cредневековья определяется уже их числом, так, в Тебризе их было около 200. Но уже в конце XIX — начале XX вв. караван-сараи стали терять свое историческое предназначение — на смену им пришли отдельно выстроенные доходные дома — гостиницы.
Предприимчивые азербайджанцы, имеющие свободный капитал, вкладывали деньги в строительство гостиниц с помпезными названиями: «Италия», «Метрополь», «Империал», «Националь», «Новая Европа» и др. Но это уже другая история…
По материалам Мир Теймура Мамедова