О.Буланова
Так уж сложилось, что в Средние века люди ремесленных профессий — гончары, кузнецы, зодчие, строители и другие специалисты — особого интереса у историков и летописцев не вызывали. В отличие от правителей и полководцев.
Но если жизнь и деяния последних скрупулезно фиксировались биографами и летописцами, при них служившими, и сочинения эти использовались затем при составлении анналов, то первые точно так же не были лишены тщеславия и точно так же стремились оставить потомкам память о себе.
В принципе, ничего сложного в этом не было: мастера-умельцы использовали произведенную ими продукцию, нанося на нее надписи со своими именами. Была придумана и система нанесения специальных клейм. В этом особенно преуспели ювелиры и, конечно, зодчие. На воздвигнутых ими строениях, которые продержались не одну сотню лет, а то и больше, до нас дошли имена многих из них.
Наиболее известный среди них жил в XII столетии в Нахчыване. Историкам известно о сооружении им здесь двух знаменитых на весь мир мавзолеев (Юсуфа ибн Кусейра и Момине хатун) и одного сооружения в виде портала (ворот), по обеим сторонам которого располагались два минарета.
Последний шедевр средневековой архитектуры, к сожалению, продержался только до XIX века. Но его, к счастью, успели описать и зарисовать до того, как он разрушился, так что хотя бы в таком виде, но до потомков он дошел. На мавзолеях и портале, наряду с другими надписями, прочитывается автограф в виде красивой арабской вязи: «Аджеми ибн Абубекр ал-бенна ан Нахчываны», что в дословном переводе звучит как «Аджеми, сын Абубекра, зодчий-строитель из Нахчывана».
Благодаря этому автографу можно сказать только то, что зодчий жил в Нахчыване на протяжении, как минимум, четверти века — между 1162-м и 1196 годами. Первый год — время постройки мавзолея Юсуфа ибн Кусейра, второй — время постройки мавзолея Момине хатун.
Принимая этот факт за основу, можно сказать, что свой первый из известных нам мавзолеев Аджеми ибн Абубекр мог построить после своего двадцатипятилетия. Потому датой его рождения принято считать 1136 год (в 1976 году в Азербайджане был торжественно отмечен 850-летний юбилей великого архитектора, а десять лет спустя его именем была названа одна из станций Бакинского метрополитена — «Мемар Аджеми»).
В ХII веке Нахчыван, будучи столицей могучего государства Атабеков, являлся одним из политических, экономических и ремесленных центров страны. Архитектурное мастерство достигло здесь своего подлинного расцвета. В Нахчыване и окрестностях были построены множество культовых архитектурных памятников и общественных зданий: величественные мечети, гробницы, дворцы, башни, караван-сараи, мосты, религиозные школы для мусульман, жилые дома, общественные бани и многие другие сооружения.
Зодчему Аджеми принадлежат и большие заслуги в создании гробниц башенного типа, которые являются основным распространенным типом мемориальной архитектуры средневекового Азербайджана.
Географ XV столетия Абд ар-Рашид ал-Бакуви сообщает, что Нахчыван — «прекрасный город в Азербайджане, имеет стены и кухандиз (цитадель). Он построен на возвышенности среди равнины, в том месте, откуда видна река Араз… Там есть знаменитые здания, медресе, ханегях. Жители искусны в художественной резьбе…».
Творчество Аджеми характеризуют монументальность сооружений при изяществе их членений, пропорциональность композиции, использование рациональных для своего времени конструкций, нежная пластичность декора, богатство орнаментальных украшений. В декоре использованы сложные геометрические орнаменты, надписи, умело подобранный цвет. Его орнаментальные композиции основаны на органическом сочетании художественности и математического мышления. Композиции Аджеми, способы их декоративного украшения оказали большое влияние на возведение мавзолеев не только в Азербайджане, но и в сопредельных странах.
Все строения, возведенные Аджеми в тот период — начиная с мавзолея Юсуфа ибн Кусейра, который в народе именуется «Гюмбез Атабаба», свидетельствуют о высоком искусстве средневековой художественной резьбы по камню. Надписи на мавзолее сообщали: «Это — усыпальница ходжи, именитого раиса, благочестия веры, красоты ислама, главы шейхов, Юсуфа, ибн Касира (Кусейра). Во время шаввале 557 года хиджры (в сентябре-октябре 1162 года)».
Привлечение Аджеми к строительству мавзолея над могилой, судя по приведенной надписи, одного из наиболее авторитетных жителей Нахчывана, говорит о том, что к тому времени он уже был достаточно именитым зодчим. Поэтому, скорее всего, более правы те исследователи, которые дату рождения Аджеми относят к 1120 году.
Вот как описывает внешний вид мавзолея Леонид Бретаницкий, доктор искусствоведения, один из видных представителей советского искусствознания, исследователь и историк архитектуры и искусства Ближнего и Среднего Востока, в том числе городов Азербайджана:
«Архитектура мавзолея создает впечатление иллюзорного каркаса. Сложенные из обычного квадратного кирпича угловые опорные устои, жестко соединенные такой же гладкой полосой кладки поверху, служат обрамлением для слегка заглубленных поверхностей, сплошь покрытых орнаментом. Каждая грань отличается рисунком орнамента, нанесенного на облицовочные блоки. Одна из граней облицована блоками треугольной, другие — блоками прямоугольной, ромбовидной, шестиугольной и квадратной формы. Выше этих граней на высоте 7,20 метра от цоколя по всей наружной поверхности проходит общий фриз с перечисленными выше надписями».
Еще одним из выдающихся архитектурных произведений Аджеми является мавзолей для Момине хатун — жены одного и матери двух атабеков из династии Ильдегезидов, родоначальницы этой династии и основательницы государства Атабеков.
Этот мавзолей превосходит мавзолей Юсуфа Кусейра по всем параметрам — и по высоте (до 25 метров, но ранее достигал высоты в 34 метра), и в обрамлении (количество граней достигает десяти). Но, как отмечал Л.С. Бретаницкий, «дело не только в том, что, сооружая мавзолей жены атабека, архитектор располагал большими возможностями, нежели при строительстве мавзолея раиса. Разницу между ними определяют его возросшее профессиональное мастерство, творческая зрелость, расцвет недюжинного таланта».
Мавзолей был мастерски декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из Корана. Нишеобразная поверхность каждой грани полностью покрыта резным украшением, которые представляли собой куфические арабские письмена, стилизованные под геометрический орнамент. На каждой грани этот орнамент разный. Лишь один повторяется дважды — на нише, где был предусмотрен вход. По верху мавзолей Момине Хатун украшен искусной сталактитовой композицией.
Захоронение Момине Хатун находилось под зданием мавзолея, но входа к нему нет. Внутренняя часть мавзолея имеет круглую форму. Единственными украшениями его интерьера являются четыре круглых медальона, покрытые надписями и орнаментом. Эти медальоны помещены на внутренней поверхности сферического купола мавзолея и содержат имена пророка Мухаммеда, четырех праведных халифов: Абу Бакра, Омара, Османа Али и имамов-шиитов Хасана и Хусейна.
Этот мавзолей — одно из самых монументальных зданий азербайджанского зодчества, он выполнен с поистине царским размахом и до сих пор поражает воображение.
Третье известное нам произведение Аджеми, как уже было сказано выше, продержалось только до XIX века. Если изучить сохранившиеся описания и рисунки, то можно сделать вывод, что это был торжественный портал, представлявший высокую и широкую арку. Два минарета (или два сдвоенных минарета) по обе стороны от него были облицованы глазурованными плитками, сверкавшими на солнце и создававшими, благодаря их цилиндрической поверхности, богатую игру светотени и красок.
Портал вел в обширный культовый ансамбль, посвященный Момине хатун, главным сооружением которого служил мавзолей. Но в этот комплекс входила и огромная Джума мечеть, которая по своей высоте (35-36 метров) превосходила даже мавзолей Момине хатун и еще в XIX веке стояла между мавзолеем и так называемой гробницей Ноя и, по некоторым данным, имела пару минаретов.
Существует также мнение, что между мавзолеем и порталом была построена еще одна мечеть, но несколько меньших размеров. Ей и могли принадлежать минареты портала. Поэтому исследователи полагают, что эту мечеть наверняка воздвиг одновременно с порталом именно Аджеми. Вероятно, и большая мечеть — дело его рук. Но в надписях на минаретах отсутствуют сведения о зодчем.
Скорее всего, этот комплекс включал также дворец Ильдегезидов, Государственный дом, ханегях, медресе и другие сооружения.
Существует точка зрения, что Аджеми выстроил в 80-е годы XII века и усыпальницу в средневековом городище Хараба-Гилан в Ордубадском районе, обнаруженную в 1979 году.
Ученые полагают, что Аджеми так или иначе участвовал в сооружении еще трех мавзолеев, сооруженных в Мараге — Круглый («Круглая башня»), Се-Гунбад и Гунбад-е-Кабуд. В них четко просматривается архитектура мавзолеев Юсуфа Кусейра и Момине хатун. Первые два датируются раджабом 563 года хиджры (апрель 1167 года) и мухаррамом 580 года хиджры (1184 год).
Они позволяют предположить, что в период возведения двух нахчыванских мавзолеев Аджеми жил в Мараге и здесь продолжал совершенствовать свое мастерство. Правда, на мавзолее Се-Гунбад прочитывается надпись, следуя которой его воздвигли «трудами Абу Мансура сына Мусы». Тем не менее надпись не сообщает, кем именно был упомянутый человек и в чем заключались его труды. Скорее всего, он мог быть заказчиком, профинансировавшим строительство.
Наконец, третий мавзолей был построен в 1196- 1197 годах, т.е. десятью годами позже мавзолея Момине хатун зодчим Ахмедом Мухаммедом. Именно этот мавзолей и называют копией или двойником мавзолея Момине хатун, т.к. между ними выявлено очень большое сходство. Последнее говорит о том, что в Мараге Аджеми оставил своего ученика, который продолжал строить мавзолеи, четко следуя его канонам. Эти каноны дали начало нахчыванской школе зодчества, которая господствовала здесь и в соседних областях на протяжении XII-XV веков.
Словно предвидя это, Аджеми оставил на мавзолее Момине хатун надпись, в котором изрек: «Мы преходящи, мир стоит вечно. Мы умрем. Это останется». И «это» — произведения его творчества — действительно остались, свидетельствуя о средневековых шедеврах азербайджанского зодчества.
По материалам Сейрана Велиева и Фахреддина Сафарли