«Первый азербайджанский фотограф» Азизбала Гаджиев и советская власть

О.Буланова

Азизбала Мамед Али оглу Гаджиев (1895-1973) – первый фотограф-азербайджанец в советскую эпоху, в период между 1919 и 1937 гг.

Родился он в Тебризе. Его мать Сакина ханум была знаменита своей тонкой работой по шелку и бархату, а отец занимался продажей оружия. Когда он скончался, опекуном Азизбалы стал известный миллионер Гаджинский, близкий родственник отца. Семья жила в то время на Нижней Нагорной.

После окончания гимназии Азизбала получил место управляющего на Баилове, где Гаджинский сдавал в аренду частные дома.

Профессионально заниматься фотографией Азизбала начал с 1919 г.; после Октябрьского переворота и советизации Азербайджана вступил в артель фотографов. Студия артели находилась на ул. Базарной (в советское время Гуси Гаджиева). В 1920 г. А.Гаджиев вступил в профессиональный союз кино-фото работников.

Азизбала Гаджиев и Гусейн Джавид

Надо сказать, что в ту эпоху для занятий фотографией нужно было испросить специального разрешения от городских властей. В основном, фотостудии в то время держали, русские, евреи и армяне. А до Октября – и иностранцы. Фотографов-азербайджанцев, можно сказать, не было.

Через некоторое время А.Гаджиев смог купить участок земли и открыть свою собственную студию на Баилове Все оборудование для фотостудии А.Гаджиев заказал в Германии, включая фотобумагу. Заслуженная художница Азербайджанской Республики Бегим Гаджизаде вспоминала, как она и ее брат таскали у отца потихоньку эту бумагу и рисовали на ней. Тот, обычно человек очень спокойный и доброжелательный, очень за это сердился.

У каждого фотограф есть какой-то излюбленный жанр. А.Гаджиев больше всего любил жанр портрета. Портреты, надо сказать, получались у него прекрасно и занимали практически все стены в фотостудии. Даже не зная человека, по этим портерам можно было угадать его характер. А.Гаджиев одинаково любил снимать мужчин и женщин, детей и стариков, людей с улицы и известных личностей.

Кстати, одним из близких его друзей был сам Гусейн Джавид. Сохранился даже их совместный портрет. Когда великий поэт Азербайджана издал свой сборник, один экземпляр он подарил своему другу Азизбале.

Дружба эта продолжилась и в… тюрьме. Как известно, Гусейн Джавид был репрессирован, и эта же участь постигла и А.Гаджиева: в 1937 г. он был арестован по доносу своего завистливого коллеги-фотографа, армянина по национальности, приговорен к пяти годам лишения свободы, конфискации всего имущества и ссылке в Сибирь.

Возможно, что причин для ареста было несколько: и донос армянина, и та книга в подарок от Гусейна Джавида. В таком случае дорого Азизбале обошелся этот подарок…

Друзья сидели в одной камере и очень страдали, что не могут заниматься любимым делом. Однажды Гусейн Джавид попросил у Азизбалы карандаш, тот дал. Но из-за того, что не было бумаги, поэт начал записывать свои стихи прямо на наволочке.

А.Гаджиев вспоминал: «По пути в Сибирь меня посадили в вагон с криминальными вожаками. В вагоне было очень холодно, дуло со всех щелей. Криминальные авторитеты обходили вагон, снимая со всех заключенных одежду. Почему-то меня они не тронули. Позже один из них подошел ко мне. «Вы меня не помните? – спросил он. – А я вас знаю. Вы фотограф. Я фотографировался в вашей студии на Баилове. Вы сделали мне прекрасный портрет».

Благодаря защите этого человека А.Гаджиева не тронули, можно даже сказать, что он остался в живых именно благодаря заступничеству своего старого и, как оказалось, очень довольного клиента.

Когда А.Гаджиев прибыл на зону в Архангельске, ему снова повезло. Начальнику зоны нужен был фотограф, и Гаджиев начал снимать заключенных.

Когда закончился срок ссылки и А.Гаджиев вернулся на родину, в Баку ему жить не разрешили. Целых шесть лет он скитался по районам и лишь потом смог вернуться. Но это был уже не тот Азизбала Гаджиев: ссылка сломала его и его карьеру, он так и не смог вернуться к любимому делу, устроился управдомом в ЖЭУ.

Так советская власть уничтожила прекрасного фотографа. Все работы, что остались после этого мастера, датируются 1920-ми и 1930-ми годами.

Информация об Азизбале Гаджиеве могла бы быть вообще потеряна, если бы не его дочь и Объединение Фотографов Азербайджана. В 2013 г. посмертно ему была присуждена премия «Первый азербайджанский фотограф».