Рабады в социальной структуре средневековых городов на территории Азербайджана

Г.Нагиев

Сложность изучения топографии, планировки, структуры древних городов состоит в том, что, многие из них существовали на протяжении длительного времени. В результате происходило значительное изменение в характере, внешнем виде и внутренней структуре.

Проблему топографии восточных городов в свое время подняли В.Жуковский и В.Бартольд. Бартольд выдвинул предположение о том, что почти все мусульманские города состояли из двух частей – цитадели (кухандиз, арк) и собственно города (шахристан). После арабского завоевания у стен шахристана возникли рабады (предместье, пригород). Основанием для этих положений у упомянутых исследователей были в основном письменные источники IХ-Х вв.

Анализ данных археологических раскопок и сведений письменных источников показывает, что пути развития городов в Азербайджане во многом аналогичны городам Переднего и Среднего Востока. Основу структуры этих городов составлял принцип двух или трехчастного деления.

В VII–x вв. происходит перелом в развитии городов Передней Азии, что внешне нашло отражение в их структуре: за крепостными стенами шахристана постепенно разрастался новый городской центр – рабад, где концентрировались основные экономические, политические, культурные элементы городской организации. В то же время жизнь в шахристане большинства городов, угасала, цитадели переставали быть центром города, местом сосредоточения политической власти. Являлись ли рабады следующей ступенью развития ранних городов, или они образовывались на основе новой социально-экономической структуры и по сущности были новыми городами – эти вопросы сегодня имеют разноречивые объяснения.

В письменных источниках не встречается термин «рабад», за исключением арабского ученого Йакута (XI-XII вв.), который объясняет это так: «Ар-рубд, как говорят некоторые из них (филологов), сам город и постройки, а рабад – то, что вокруг него снаружи; первой с дамой, а второй с фатхой…».

В арабских и персидских словарях это слово (рабаз) переводится как «предместье», «окрестность», «загон». Согласно некоторым источникам, «рабад» происходит от древнееврейского «умножать», «увеличить».

Следует отметить, что слово «рабад» не имеет прямые параллели в других языках. В то же время названия других частей города (мадина, кала (гала – цитадель)) такую параллель имеют (шахристан, арк (кухендиз). Согласно записям В.Бартольда, «Шахри-бурун» начали употреблять лишь с XV в. Это еще раз свидетельствует, что формирование рабада начало происходить именно после арабского завоевания. Из описания средневековых городов арабскими авторами четко видно, что в большинстве случаев рабадами называется территория, расположенная вне крепостных стен города – мадины (шахристана). Однако непоследовательное употребление средневековыми авторами слова «рабад» создает определенные трудности — в одних случаях рабадом называется ближайшие окрестности города, в других рабад – та часть города, которая не защищена стеной, в третьих рабад – укрепленный город. В.Бартольд считал, что рабадом обозначались стены, окружившие, так же сами пригороды.

Во многих исследованиях в процессе образования рабада в первую очередь учитывалась роль социально-экономических факторов, рост населения, развитие ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Можно предположить, что в результате урбанизации город, обнесенный крепостными стенами, не смог расти вширь и «выплескивался наружу». Крестьяне и ремесленники, снабжавшие город разными продуктами и ремесленными издели- ями, селились вблизи городов, за его крепостными стенами, образуя таким образом пригород.

Причину зарождения рабада некоторые исследователи видели в перенаселенности шахристана, из которого в первую очередь стали выселяться ремесленники – постоянно имеющие дело с огнем. Впоследствии постройки вне шахристана приобретали городской облик, становились рабадами – центральными районами городов. Пути этого процесса были сложны и разнообразны для различных городов. Результаты исследований средневековых городов мусульманского востока, показывает, что процесс формирования рабадов в разных городах характеризовался их особенностями.

По мнению других исследователей, рабады возникали в результате арабской колонизации. Многочисленных переселенцев вместе с воинскими гарнизонами селили рядом со старым городом. В дальнейшем застройки вокруг военных лагерей, где под защитой гарнизона оседали и мирные жители, уплотнялись, и рабады получали урбанистические черты. Такое предположение в некоторой степени подтверждается тем, что в Испании кварталы, образовавшиеся рядом с укрепленным лагерем, называли рабадом.

Большинство ученых считают, что двухчастные города после VII в. постепенно превратились в трехчастные. Но как показывают исследования городов Средней Азии, Кавказа, в том числе и городов на территории Азербайджана, трехчастная структура зародилось еще в домусульманский период и была характерна для многих городов античного и раннесредневекового периода. Также в древних городах Месопотамии и Парфии строго выдерживался единый принцип трехчастного деления (цитадель, собственно город, полусельский округ (посад).

На основе трехчастной структуры ранних городов, некоторые исследователи считали раннесредневековые города прототипами развитого средневекового. Кроме того известно существование в некоторых городах Ближнего Востока в момент арабского завоевания пригородов, называемый «хадир». У Йакута тоже встречается слово «хадир» вместо «рабад». Только позднее, после арабского завоевания всюду на Ближнем Востоке употребляется термин «рабад» (только в Египте «хамалла» или «муня»).

Для этого в исторической литературе широко использовался термин «пригород», что в какой-то мере оправдывает себя. Как видно, трехчастная структура была присуща не только средневековым городам и поэтому, необходимо оговориться, когда речь идет о членении города раннесредневекового и средневекового периода.

Некоторые исследователи считали, что для этого приемлемо словосочетание «город с пригородом» и «город с рабадом». Какими признаками определяется и различается пригород и рабад? По этому вопросу существует много неясных моментов. В частности, долгое время не удавалось выяснить вопрос о том, вся ли загородная территория (предместье) после арабов называлась рабадом или для него существовали определенные критерии.

Пригороды исследователи понимали как полусельские округа, слободы, торгово-ремесленные посады. Рабад же является продуктом более позднего периода феодализма, образовавшегося, как выяснилось, после арабского нашествия. Он фактически является новым городом, где, как правило, находился и административный и торгово-ремесленный, культурный центр. То есть пригород и рабад не одно и то же, и следует учитывать качественные отличия этих частей города.

К сожалению, рабад средневековых городов на территории Азербайджана как отдельную тему не изучали. В большинстве случаев обходились лишь упоминанием наличие рабада в трехчастной структуре города. Подтверждением существования рабада при азербайджанском средневековом городе служили, в основном, торгово-ремесленные кварталы и обнаруженные многочисленные археологические материалы производственного характера (керамика, металл, стекло, шлак и т.д.) за крепостными стенами города.

В то же время наблюдался упадок жизни шахристана и прихода ее в новый район – рабад. Какова роль арабской колонизации в формировании рабадов азербайджанских городов? Известно, что арабы и предшествующие завоеватели (сасаниды) старались удержать завоеванные территории путем их заселения. По сведению арабских авторов, на территорию Азербайджана были переселены целые арабские племена, и они оседали вокруг городов или в них. Арабы больше обращали внимания на укрепление стратегические важных пунктов и городов, создавали укрепленные гарнизоны (рабады).

Как явствует из сообщений письменных источников арабские переселенцы жили в ими же построенных рабадах. В рабадах находились главным образом войска, в них жили целые племена, которые захватывали земли у местных и принуждали «старейшин племен сдавать с их руки укрепленные места». Превращение этих рабадов в центр городской жизни отмечено у В.Бартольда: «Эмиграция арабов в завоеванные области выражалась, во-первых, в устройстве военных лагерей, где жили наместники халифа, во-вторых, в захвате определенных территорий бедуинскими племенами. Лагери быстро становились центрами городской жизни, местами, где по преимуществу вырабатывался тип общемусульманской культуры».

В источниках нет точных сведений о том, где были построены арабами укрепленные поселения (рядом с городом или далеко от него), и играли ли они роль в формировании рабадов. Лишь можно предполагать, что фактор колонизации имела место в этом процессе.

Интересно рассмотреть рабады таких средневековых городов на территории Азербайджана, как Габала, Бейлаган, Шамаха, Гянджа, Хараба Гилан (Нахчыван) и др.

ГАБАЛА

План города Габалы

О структуре средневековой Габалы, в частности о рабаде города, достоверных данных нет. Четкое деление социальной структуры города не было обнаружено. Развалины Габалы находятся были выявлены к востоку от современного села Чухур-Габала на возвышении между реками Гарачай и Джаурлучай. Здесь город площадью более 25 га был расположен на обширном холме с искусственным рвом, разделенным на две части, местное население называло территорию к северу от рва Сельбиром (12 га), а к югу – Галой (13 га). Иногда обе части городища именовали Гала-Сельбир, Гявур-гала, иногда же только южную часть называют Гявур-гала. Площадь, занимаемая развалинами города, имела вытянутую, почти треугольную форму. С конца I в. до середины XVIII в. город был расположен на высоком холме, где были обнаружены его руины.

По мнению некоторых исследователей, в IX – начале XIII вв. город получает особое развитие и за пределами его крепостных стен возникает новый пункт заселения, известный в народе как «Кямалтепе» и условно названный археологами «Байыр шехер» (внешний город) и квартал ремесленников.

Кямалтепе был обнаружен в 50 м напротив южных ворот города (Галы). Этот холм состоял из трех частей, отделенных друг от друга впадинами, напоминающими оборонительные рвы глубиной в среднем 5-7 м. Исследователями были также обнаружены следы дорог, ведущих на холм с севера и юга.

Археологические материалы позволяют считать, что этот памятник относится к средневековому периоду. Интересно сообщение средневекового арабского географа, автора труда «Лучшее Разделение Знаний о Регионах» Мукаддаси (X в.) о том, что соборная мечеть Габалы находится на отдельном холме вне города. Частичные археологические раскопки на одном из холмов Кямалтепе в начале 1980-х гг. обнаружили ее следы.

Байыр шехер занимал южное подножие Кямалтепе, где были выявлены остатки поселения площадью 10 га. Здесь же были обнаружены следы дорог, соединяющих Байыр шехер с Кямалтепе и городом Габала. После того как Габала была опустошена, у южных склонов города жизнь продолжалась. В 1 км к сверу-востоку от Габалы, площадью 10 га был расположен ремесленный квартал, именуемый местным населениями «яныг ер» (горелая земля), где были обнаружены остатки производственных печей для обжига кирпича и гончарных изделий.

На основе найденных арабских монет VIII-IХ вв. в Сельбире и обожженных кирпичей, изготовленных в упомянутом квартале, археологи допускали интенсивную жизнь в квартале ремесленников в IX в. Мнения исследователей разделились по поводу того, можно ли считать Кямалтепе, Байыр шехер, квартал ремесленников — рабадом города Габалы, в полном смысле этого слова.

БЕЙЛАГАН

План города Бейлагана

Рабад города Бейлагана, судя по топографическим признакам, тянулся только к западу от города, окруженный крепостными стенами примерно 2,5-3 км. Он образовался в основном у юго-западных ворот города. Это часть города во всех исследованиях характеризовалась как ремесленный квартал. Это объясняется тем, что в этой части города, за исключением развалин небольших крепостей, культовых сооружений, известных под именем Миль-минарет, мавзолеев, в основном размещались жилые дома ремесленного сословия, построенные менее монументально.

Археологическими раскопками в 1955- 1958 гг. на юго-западной окраине города были обнаружены пять обжигательных печей, относящихся к VII — началу XIII вв., остатки кузницы XII-xIII вв., свидетельствующие о расположении здесь кварталов гончарного производства и кузнечного. В 1955-1958 гг. около гончарных печей VIII-IX вв. была вскрыта часть водоводов и бассейн, которые датировали IX в., служившие видимо, для нужд мастерских – гончарных и кузнечных.

Наличие водоснабжения в ремесленном квартале, по мнению Г.Минкевич-Мустафаевой (1959 г.), показатель непрерывности здесь ремесленного производства. Упомянутый Миль-минарет, по мнению исследователей, являлся комплексом мечеть-медресе. Вокруг этого памятника было расположено более десяти мавзолеев, видимо почетных граждан. По мнению Г.Ахмедова все эти памятники вместе с Миль-минаретом составляли религиозно-погребальный комплекс.

Тогда же были выявлены небольшие крепости в оборонительной системе города. Кроме ремесленных кварталов и упомянутых культовых комплексов в рабаде Бейлагана были расположены виноградники напротив городских ворот и огороды рядом с защитными рвами города, о чем сообщал Мас’уд ибн Намдар в XI веке. Вся эта часть рабада была расположена ниже оросительного канала Гявурарха.

IX — начале XIII вв. рабад возрастает и захватывает юго-западную окраину крепостной части города, ближе к Гявурарху. Такое расположение ремесленных кварталов, по всей вероятности, было связно с наличием близкой проточной воды и направлением ветров, отгонявших дым и запах мастерских от города. Самая значительная часть ремесленных кварталов была размещена у ворот юго-западной стены города.

БАРДА

По сведениям арабского географа Абу Исхака аль-Истахри (из «Книги путей и стран», 930—933 гг.), рынки Барды располагались в рабаде. А арабский географ и путешественник аль-Мукаддаси, в своем сочинении составленным в конце X века (ок. 985 г.) пишет, что особенно среди рынков Барды отличался рынок у ворот курдов (Баб ал акрад). Эти авторы, описывая города Маранд, Ардебиль, Марагу, отмечали наличие у этих городов населенного рабада.

ШАМАХА

Вне стен шахристана Шемахи, на южной и восточной окраине на берегу реки Пирсаат располагалась торгово-ремесленная часть города – рабад. Благодаря раскопкам было выяснено, что здесь, начиная с III-IV вв. существовал населенный пункт, а в IX–X вв. возник квартал гончаров, разрушенный вначале XIII в.

ГЯНДЖА

Средневековая Гянджа стояла на большом торговом пути, пролегавшем на стран Востока на Запад. Развалины города были обнаружены к северо-востоку от современной Гянджи, на расстоянии 6 км от нее. Горная река Гянджачай разделяла город на две части: на правую — большую, и левую — меньшую. Территория городища площадью 250 га в пределах крепостных стен имела форму неправильного четырехугольника. Общая площадь его территории с предместьями составляла 810 га. Левобережная часть города в плане имеет форму неправильного четырехугольника. Она представляла собой ровную местность с отдельными плоскими возвышенностями в виде развалин больших городских зданий. Правобережная часть города была больше левобережной. Здесь была небольшая по площади городская территория (26 га), окруженная со всех сторон, кроме юго-западной, вторыми стенами. Если посмотреть план города, то кажется, что первый четырехугольник вклинился во второй большой, так, что между ними с восточной и северной стороны оставалось значительное расстояние (100–200 м). Территория в пределах малого четырехугольника в исторической литературе условно называли «первым городом», а территорию в пределах большого четырехугольника – «второй город».

Рабад Гянджи — более обширный и захватывал территорию вне крепостных стен в обеих частях города, а в левобережной части он был расположен на южной и юго-западной окраине города, в местности под именем Хараба йери (место развалин). В правобережной части территория рабада была большая, она тянулась в восточном направлении от крепостных стен до старого кладбища и в северо-восточном направлении до пределов селения Татлы. По подсчетам исследователей общая территория Гянджи с рабадами составляла 810 га. Из них 250 га были расположены в пределах крепостных стен. Таким образом, рабад города занимал площадь 560 га – в два раза больше чем территория крепостной части. На территории рабада были обнаружены отдельные бугры различных форм и размеров, поверхность которых была усеяна обломками кирпичей и шлака, черепками керамических изделий.

Судя по многочисленным находкам шлаков и прочих отбросов различных производств на территории между первой и второй линией крепостных стен в правобережной части, некоторые исследователи допускали сосредоточение здесь мастерских, цехов и жилых кварталов ремесленников, то есть эта территория тоже являлась рабадом, в свою очередь обносившимся крепостными стенами.

ХАРАБА ГИЛАН (НАХЧЫВАН)

План города Хараба Гилан (Нахчыван)

Развитие города Нахчывана – формирование нового городского района – происходило не вокруг древней части города (Йезидабад), а недалеко от нее, на месте, где позднее появился современный город. Что являлось ядром образования нового городского района? Была ли заброшена старая крепость (цитадель и шахристан)? Можно ли называть новой городской район рабадом Нахчывана, который впоследствии сосредотачивал в себе городские элементы?

Городище Хараба Гилан, отличающийся своеобразными оборонительными системами и топографией, находился в восточном районе Нахчывана, в 17 км к западу от города Ордубада на древнем торговом пути Таврия — Нахчыван, соединяющем эту область с городами Ближнего Востока. Развалины городища были выявлены на огромных территориях (300 га) в междуречье притоков Араза — Гиланчай и Дюгланчай — на трех возвышенностях и в оврагах, находящиеся между ними. Цитадель города занимала юго-восточную часть на огромных скалах, а немного ниже на холмах были расположены кварталы города — шахристан. За пределами оборонительных стен шахристана располагался рабад. Здесь были найдены остатки кузнечного горна, мастерской по изготовлению ножей, складского помещения ремесленников и т.д.

Рабад Хараба Гилана был расположен за пределами крепостных стен шахристана, на склонах холмов южной и юго-западной части города. Разведочные исследования показали, что здесь не было богатых по устройству и вещественными находками зданий. В уязвимых местах он был укреплен оборонительными стенами.

**********

Можно сделать выводы, что рабады средневековых городов на территории Азербайджана стали формироваться после арабского завоевания (VII-VIII вв.). Этот процесс завершился примерно в IX–X вв. Рабады городов образовывались за оборонительными стенами крепостной части собственно города (шахристана), на одной или более его сторон, у одних или двух ворот шахристана. Главной причиной «выделения» рабадов в социальной структуре средневековых городов было их социальное расслоение. Одной из главных причин формирования рабадов в первые периоды правления Халифана были бурное развитие внутренней и внешней торговли, а также ремесла.

Другой причиной образования рабадов, видимо, было перенаселение шахристана за счет сельских людей, искавших работу в городе, и за счет многочисленного арабского переселения. Не исключено, что в этом процессе имело место и оседание кочевых племен. Еще одним из важных факторов в этом процессе был размещение базаров, торговых ярмарок, мастерских, ремесленных кварталов за крепостными стенами шахристана, главным образом у ворот, идущих в город, что диктовалось некоторыми обстоятельствами: из соображений соблюдения гигиены – чтобы избежать загрязнения города золой и дымом от ремесленных мастерских, оградить город от их шума.

В основном рабады азербайджанских городов не обносились крепостными стенами, исключение составлял рабад Хараба Гилана. В рабадах городов Азербайджана не были обнаружены монументальные сооружения за редкими исключениями. Археологические материалы, обнаруженные на территориях рабадов средневековых городов Азербайджана дают основание считать, что они в основном носили торгово-ремесленный характер.

По материалам журнала «Научное обозрение»