Д.Кириченко
В статье впервые рассмотрены случаи обнаружения метопического шва (sutura metopica) на антропологическом материале из погребений различных периодов, начиная с периода неолита вплоть до эпохи средневековья с территории Азербайджана.
Метопический шов (известный как sutura frontalis persistens, caput cruciatum, sutura interffontafis, sutura frontalis, sutura mediofrontalis, metopism) является одним из основных швов свода черепа, пролегающий между половинками растущей лобной кости. Метопический шов соединяет две половины лобной кости. В норме этот шов закрывается в возрасте от 8 месяцев до двух лет. Преждевременное заращение шва вызывает деформацию свода черепа и средней зоны лица.
При рождении кость состоит из двух половин, разделенных медиолобным швом (sutura interfrontalis). Если этот шов сохраняется после времени его нормальной облитерации, он называется метопическим швом. Он может сохраняться частично или полностью.
Различают первичный и вторичный метопизм, первый встречается у здоровых людей независимо от пола и обусловлен генетическими факторами, а последний указывает на эндокринную дисфункцию. Частота встречаемости метопического шва у мужчин и у женщин практически одинаковая. Ученые отмечали, что центры распространения метопизма находятся в Европе, а также в некоторых районах Азии и Северной Африки. Во всех остальных областях эйкумены признак встречался лишь спорадически.
Некоторые исследователи не исключали, что метопизм представляет собой селективно неблагоприятную особенность, распространившуюся в областях, связанных с древними очагом цивилизации, в результате ослабления естественного отбора.
Исследования относительно распространения метопического шва у древних популяций с территории Южного Кавказа в целом, и Азербайджана в частности, до XXI века не проводились. В случае с Азербайджаном, был опубликован ряд научных публикаций касательно проявления sutura metopica на некоторых черепах людей.
В истории Азербайджана известны случаи обнаружения черепов с метопическим швом из археологических памятников, от периода неолита и до средневековья.
Половая принадлежность каждого индивидуума была определена на основе рада признаков, с упором на анатомические детали тазовых костей и черепа.
Метопический шов наиболее часто встречается в очагах древних цивилизаций, в районах возникновения земледелия. Одним из таких регионов с древними традициями земледелия является и Азербайджан. Самым ранним по времени проявлением метопизма на территории Азербайджана является период неолита.
На раскопках поселения Исмаилбейтепе в Агдамском районе (относится ко второй четверти VI тыс. до н.э.) были выявлены человеческие кости, среди которых была крышка, без точного определения пола человека.
В «Культовом кургане» (долина реки Гянджачай, Гейгельский район), который датируется эпохой поздней бронзы-раннего железа был обнаружен череп мужчины со следами метопизма.
В памятниках периода античности-раннего средневековья с территории Азербайджана черепа с метопическим швом были выявлены в Евлахском, Габалинском, Губинском, Гусарском, Шемахинском, Шекинском, Балаканском районах, а также в зоне Мингячевира.
В историко-краеведческий музей города Евлах в свое время была передана черепная коробка человека из кувшинного погребения периода античности со следами метопизма.
В некрополе Демирчи (Шемахинский район), который датируется III-IV вв. н.э., в погребении типа «каменный ящик», был обнаружен искусственно деформированный мужской череп с метопическим швом.
Метопические швы на искусственно деформированных черепах также отмечались в результате следующих находок:
— женщины из грунтового погребения (IV-V вв. н.э.) некрополя Сандыгтепе V (Губинский район);
— мужчин из грунтового погребения (IV-V вв. н.э.) некрополя Гиджаноба; катакомбного погребения некрополя Кухуроба (IV-VII вв. н.э.) в Гусарском районе;
— мужчины из катакомбного погребения первых веков нашей эры, из материалов археологических раскопок в Шеки;
— мужчины и женщины из катакомбных погребений Мингячевира (I-VII вв. н.э.).
Метопизм также был зафиксирован на мужском черепе периода раннего средневековья из христианского погребения с городища Сельбир (Габалинский район), на женском черепе из христианского погребения периода средневековья, некрополя Газма (Балакенский район), на мужском черепе из погребения «монгольского воина» (XIII-XIV вв.) из Мингячевира, на мужских и женских черепах из некрополя Газыгулу в Товузском районе (XVIII в.).
По материалам сборника науч. конференции «Гейдар Алиев-100: приоритетные вопросы археологии, этнографии и антропологии Азербайджана»
Трепанация черепа женщины ради амулета: что творилось в Дашкесане в II–I тыс. до н.э. |
Древние пещерные монастыри заповедника «Кешикчидаг»: тайны найденных черепов |