Абузар Багиров
Оценивая то или иное искусство, важно не забывать идеологические особенности эпохи его формирования.
Творчество видного азербайджанского педагога, драматурга и прозаика из Шуши Сулеймана Сани Ахундова (1875-1939) требует именно такого объективного подхода. Он является одним из основателей и азербайджанской детской, и азербайджанской советской литературы, всегда был активным участником движения национального возрождения, направив свой талант на служение народу, никогда не лукавил, неустанно призывал соотечественников к просвещению, науке, прогрессу.
Этому патриоту выпало жить и творить в трёх совершенно разных эпохах, разных социально-политических системах – при царизме, при демократии и при советском режиме.
Сулейман Сани Ахундов родился 3 октября 1875 года в городе Шуше — музыкальной и литературной колыбели Азербайджана, в семье обедневшего бека Рзакули Ахундова. В десятилетнем возрасте с помощью брата матери поступил в знаменитую на всём Южном Кавказе Горийскую учительскую семинарию.
В годы учёбы начал писать сюжеты об увиденных жизненных ситуациях, выбрав себе псевдоним «Сани», в переводе с арабского означающий «второй». Мотивом было желание, чтобы не спутали его ни с царём Сулейманом (Соломоном), ни с гениальным однофамильцем, непревзойдённым азербайджанским комедиографом Мирзой Фатали Ахундовым…
В 1894 году Сулейман успешно окончил учёбу, после чего долгие годы преподавал в русско-азербайджанских школах Баку, много лет работал директором школы. В начале советизации некоторое время возглавлял отдел народного образования родного Нагорного Карабаха.
Как истинный просветитель он всю жизнь занимался педагогической деятельностью. Был одним из организаторов первого съезда азербайджанских учителей, проведённого в 1906 году в Баку. Вместе с ведущими педагогами своего времени составил учебник для начальных классов «Второй год», изданный в 1906 году. Выдвинул ряд практических предложений о реформе арабской графики.
Профессиональным литературным дебютом Сулеймана Сани Ахундова была комедия «Алчный», написанная в 1899 году под влиянием известной комедии М.Ф.Ахундова (1812–1878) «Гаджи Гара». В пьесе «Алчный» едко высмеиваются устаревшие обычаи и традиции, создан колоритный образ стяжателя и скупца. В пьесах «Дибдат бек» (1906) и «Тюркское единство» (1906) драматург затрагивает более широкие социально-политические проблемы, освещая их с демокра-тических позиций.
Прозаические произведения «Угощение» (1905), «Звезда свободы» (1905), «Пир» (1906), «Страшные рассказы» (1912–1913), состоящие из пяти самостоятельных рассказов – «Ахмед и Малейкэ», «Аббас и Зейнаб», «Нуреддин», «Чернушка», «Ашраф», представляют собой лучшие образцы азербайджанской юношеской и детской прозы начала XX века.
Снискав заслуженную славу и авторитет среди коллег-писателей, Сулейман Сани Ахундов в 1922 году был избран первым председателем Союза писателей Азербайджана. На этом посту он немало помогал молодёжи, пришедшей в ту пору на литературное поприще.
За большие заслуги в литературной и педагогической детальности С.С.Ахундову было присвоено почётное звание «Герой социалистического труда». Он неоднократно избирался депутатом Бакинского совета, членом ЦИК Азербайджанской ССР. Великий гуманист и автор множества произведений, отображающих светлые стороны жизни, Сулейман Сани Ахундов в расцвете физических и творческих сил скоропостижно скончался от сердечной болезни 29 марта 1939 года.
В основных драматургических и прозаических произведениях С.С.Ахундова советского периода ставились злободневные вопросы, подвергались критике негативные стороны жизни, которые в то время представлялись как «пережитки старого», отражались перемены, происходящие в быту и сознании людей, ростки новой психологии, новых отношений.
Пьесы периода начала советизации — «Колесо фортуны», «Соколиное гнездо», «Из мрака к свету», «Шахсенем и Гюльпери» (1921), «Шайтан», «Следствие одной любви», «Любовь и месть» (1922) написаны в реалистическом ключе, проникнуты ощущением нового в жизни. Драматург стремился осмыслить проблемы семьи в советской среде, защиты прав женщин, утверждения новых моральных норм.
В большинстве драматических произведений С.С.Ахундова этого времени на примере извечного спора поколений рисуется столкновение двух нравственно-духовных концепций, двух разнополюсных миров. Трагизм событий в этих пьесах изображается не путём глубинного психологизма, а посредством эпической широты и масштабности, открытого, свободного драматического мышления. Художественный эффект достигнут путём создания реалистических картин этого переходного периода в истории Азербайджана.
Драматургические произведения Сулеймана Сани Ахундова, написанные с мастерством зрелого художника и пронизанные подлинным гуманизмом, в своё время сыграли большую воспитательную роль, и это благотворное воздействие художественного слова сохраняет свою актуальность, важность, свежесть для нынешних поколений. В прозаических произведениях С.С.Ахундова в данный период разрабатывались и современные, и исторические темы.
В рассказах: «Два друга, два врага», «Вот с этим я не согласен», «Лечение», «Честь», «Зачем?», «Тётя Сона», «Собака мистера Грея», «Молла Гасым», «Поздравление» повествуется о первых ростках новой жизни, о раскрепощении женщин, о духовно-моральных качествах людей, а также о пережитках прошлого в быту и сознании, борьбе с этими пережитками.
В этих произведениях автор делает упор на светлых сторонах морального облика своих героев, разрабатывает темы строительства новой жизни, которая принесёт трудящимся счастье, подъём культуры и просвещения, меняющего внутренний и внешний облик человека.
Творчество Сулеймана Сани Ахундова, посвятившего жизнь служению своему народу, занимает достойное место в азербайджанской литературе. Своими художественными произведениями он помогал простому человеку разобраться в самом себе, в окружающей его среде, беречь и защищать своё достоинство.
По материалам журнала IRS Наследие