Скверов и садов в Баку немало, но в 1970-1980-х парки являлись серьёзными культурно-просветительскими учреждениями. Они назывались Парками Культуры и Отдыха.
Каждый такой парк жил богатой, насыщенной жизнью — чтобы граждане после работы полноценно отдыхали, а заодно поднимали свой культурный уровень. Для непрерывной организации мероприятий в каждом парке активно работала администрация.
Крупнейшими парками в Баку были Приморский бульвар, нагорный парк имени Кирова, парк имени Дзержинского (там была детская железная дорога) и парк Низами (бывший Роте Фане, там был роскошный театр). В поселке Монтино (Наримановский район Баку) тоже был огромный парк, который носил имя революционера Петра Монтина.
Как вспоминал этот парк бакинский журналист, гид и блогер Вячеслав Сапунов:
«Дугообразной границей посёлка Монтино с юга была железная дорога. Вдоль этой железной дороги и была создана большая лесопарковая зона. Главный вход в парк был неподалеку от Монтинского рынка и районной поликлиники. Это были торжественные беленые ворота с обеих сторон украшенные мозаиками, изображавшими народных музыкантов и танцовщиков.
За воротами была торжественная площадка с домиком администрации, парикмахерской, клумбами, доской почета, небольшим памятником Ленина и высокой конструкцией, называвшейся «Календарь памятных дат». На конструкции вывешивали большие рукодельные плакаты, сообщавшие об очередном советском празднике.
От площадки бежали две основные аллеи. Левая, прямая, чётко обозначенная густыми кустами лигуструма и тяжелыми скамейками, вела к станции электрички. Вдоль аллеи располагались площадки для тех самых культурных мероприятий. Сперва шёл закрытый от посторонних, хотя и без крыши, зелёный театр. Туда приезжали с представлениями разные бакинские театры, а значит туда следовало покупать билеты. А рядом находился открытый для всех желающих летний кинотеатр. Поскольку был он не огороженным и бесплатным, то крутили там скучноватые документальные фильмы, которыми интересовались только пенсионеры.
После театров была площадка аттракционов: небольшие карусели, качели… И страшно вонючий туалет. Рядом с туалетом был лаз в ограде, выходивший к железной дороге.
Как я уже упоминал, к парку примыкала станция электрички. Это была вторая станция от центрального вокзала. И называлась она, конечно, «Монтино». Монтинцы ездили на электричке на дачи, на пляж, а некоторые и на работу. Над станцией высился огромный пешеходный мост, который позволял попасть на любой из трех перронов, а также пройти в Чёрный город. Я очень боялся ходить по этому мосту, потому что сквозь деревянные ступеньки было видно, насколько он высок.
Некоторые граждане тоже предпочитали обходиться без моста — можно было вскарабкаться по косогору и перебежать через железнодорожное полотно, а после либо взобраться на перрон, либо в тот самый лаз. Но через рельсы бежать тоже было страшно: вдруг оступишься на щебёнке или споткнешься о шпалу, а тут поезд?!
Вернемся пока к центральному входу. Правая основная аллея, чуть наискосок, вела к главной площади парка, в середине которой была огромная клумба. А в центре клумбы стоял бюст… вы догадались… Петра Монтина.
По дороге к Монтину в кустах был небольшой проём, оформленный плиткой — компактная сцена. На ней по выходным играл духовой оркестр. Музыка звучала в парке повсюду, даже в будни сюда по вечерам стекались большие толпы народа. Приходили семьями, компаниями. Молодежь приходила даже дворами — так было и веселее, и, что греха таить, безопаснее.
На одной из площадок играл аккордеонист, заводили детвору массовики-затейники. Была в конце центральной площади и значительная танцплощадка, где купив входной билет, каждый гражданин мог поплясать под оркестр. Но я действующей эту танцплощадку не застал. Говорят, что в конце 1960-х на танцах случилась большая драка, в результате чего руководство решило «танцульки свернуть».
Но я застал комнату смеха с кривыми зеркалами, позволявшими посмеяться над собой и своими спутниками. А еще был тир с призами. Как-то раз мой отец выстрелял там бритвенный станок и я этим очень гордился.
Среди мелких аллей были замечательные разноцветные турники, лесенки, горки (раньше деревянные, позже — металлические), на которых обожала резвиться детвора. Очень крепкие были конструкции, продержались не один десяток лет.
Парк был просторен: было где побегать, поиграть в прятки и войнушки, были заповедные тропинки и аллейки…
Дальше, в глубь густого парка уходили мелкие аллеи и окультуренность постепенно убывала. Там были полноценный летний кинотеатр и открытый ресторан. Но через метров двести аллейки терялись в растительности и начинался лесопарк. Когда-то здесь монтинцы держали огороды, но и эти подсобные хозяйства отодвинули подальше. Появились просто рощи, где иногда уединялись влюбленные.
По краю лесопарка проходило ответвление железной дороги, ведшее на завод Лейтенанта Шмидта. По нему в 1950-е ходил паровозик «кукушка», а в 1970-е железнодорожное полотно уже практически не использовалось и было не очень заметно среди быстро сохнущей травы… Зато над рельсами был сооружен еще один большой пешеходный мост. Я его застал уже в весьма ветхом состоянии, с обрушенными ступенями. Тот мост быстро демонтировали.
Примерно в те же времена в одном из парковых домиков разместился видеосалон. А чуть позже в небольшом шахматном клубе поселились беженцы…»
Позднее территория просторного парка сильно сократилась. Парк перегородили многочисленные заборы. Старый парк переименовали, он стал носить имя Национального героя Азербайджана Самира Хасиева.
Фотографи парка, сделанные В.Сапуновым в 2005-2008 гг.:
Источник: Архив В.Сапунова