Экономические позиции буржуазии Азербайджана накануне I мировой войны

Д.Рустамова

Первая мировая война явилась большим испытанием для российского общества, изменив его экономику, политику, общественную психологию и индивидуальное сознание людей.

Большинство историков придерживаются мнения о том, что существует прямая связь между событиями 1 августа 1914 года и гибелью монархии в феврале 1917 года в России, ноябрьской революцией в Германии, мартовской в Венгрии.

В этом смысле война разделила всемирную историю на две эпохи, открыв совершенно новую её страницу, наполненную социальными взрывами и потрясениями. Что касается экономики России накануне первой мировой войны, то с начала XX века оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни.

В России перед первой мировой войны насчитывалось до 150-200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов было сосредоточено в 7 крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего числа существовавших в стране.

В этот период зародился процесс сближения государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма.

Вступление в первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и коренные изменения в хозяйственном механизме в целом.

Сравнительно-исторический анализ природно-демографического и военно-экономического потенциала Российской империи накануне I мировой войны дает возможность по количественным и качественным параметрам выявить то реальное место, которое она занимала в мире накануне Первой мировой войны.

Например, военно-технический потенциал Российской империи своеобразно отражал ее общую отсталость. По всем основным показаниям оснащения вооруженных сил как традиционным, так и новейшим вооружениям Россия не дотягивала даже до среднемирового уровня, значительно уступая армиям не только развитых индустриальных держав — Германии и Франции, но и стран второго и третьего эшелонов развития-Италии, Австро-Венгрии и Японии.

По уровню грамотности (28-30%) как и по степени урбанизации, Российская империя в целом занимала последнее место. Поскольку грамотность и урбанизация связаны определенной зависимостью, это опять-таки показывает, что Россия все еще находилась в самом начале пути к полной индустриализации общества, когда подавляющее большинство населения связано обслуживанием в той или иной степени промышленной деятельности.

По валовому промышленному производству (5,7 млрд. руб., 3,8%) от общемирового, Российского империя уступала даже Франции, находясь на пятом месте в мире. По объему внешнеторгового оборота (2,9 млрд.руб. 3,4% мирового) Российская империя превосходила Австро-Венгерскую империю, Италию и Японию, но значительно, в 7 раз отставала от Великобритании, в 4 раза от Германии, в 3 раза от США и Франции. Этот разрыв был заметен и в других сферах. Многие историки объясняют это, тем, что Россия позже встала на путь индустриализации страны.

И в то же время следует отметить, что Россия позднее многих европейских стран вступила на путь капиталистического развития, проходила его в более сжатые сроки.

На развитие капитализма в пореформенной России оказывала влияние и экономика стран давно утвердившегося капитализма Западной Европы и Америки. Оно выражалось в использовании их технических достижений, инвестиций иностранного капитала в русскую экономику. Но наличие в пореформенной России крепостнических пережитков, хозяйственно-экономическое, этническое и культурное разнообразие, характерное для регионов огромной страны, обусловили неравномерность и незавершенность развития капитализма в России.

В российской промышленности во второй половине XIX века существовали производства, где превалировал ручной труд и мануфактурные формы организации производства.

Особенностью индустриальных преобразований в России на рубеже ХГХ-ХХ вв. помимо их осуществления уже на стадии мирового империализма была значительная роль государства в этих процессах. Все вышеперечисленные факторы были характерны и для экономики Азербайджана, который был в составе Российской империи. И те процессы, которые протекали в империи, не могли не затронуть экономику Азербайджана.

В то же время следует отметить, что, Северный Азербайджан в конце ХГХ-начале XX вв. за короткий исторический срок превратился в один из основных промышленно-индустриальных центров империи. Известно, что основном причиной этого развития является бурный рост нефтяной промышленности, и связанных с ней других отраслей промышленности.

Достаточно отметить, что накануне первой мировой войны Азербайджан составляя всего 0,4% территории и 1,4% населения Российской империи, производил 5% валовой продукции промышленности всей страны. На его долю приходилось 75,5% общероссийской добычи нефти, 6% выработки электроэнергии, 2,2% продукции машиностроения, 10% производства хлоп-ка-волокна и 9% улова рыбы.

Доля же Баку во всей промышленной продукции Южного Кавказа в 1913 году составляла 80,4%. А в 1914 году по тоннажу торговых судов Каспий-ский флот занимал второе место, уступая лишь флоту Черного и Азовского морей, а Бакинский торговый порт занимал первое место среди других портов России по общему грузообороту.

Данные Адрес-Календаря Азербайджанской Республики на 1920 г.:

Мировая добыча нефти в 1913 году (пуд.)
США 467.000.000
Азербайджан 183.150.000
Мексика 114.106.700
Румыния 93.664.300
Индия 66.378.800

В то же время, следует отметить, что накануне первой мировой войны в связи с модернизацией и полным переходом военно-морского флота России на жидкое топливо и с появлением авиации, нефть и её продукты начинают приобретать и важное военно-стратегическое значение. Нефть стала также материалом для производства взрывчатых частей. Это новое качество нефти явилось причиной уже военно-политического соперничества держав, входивших как в тройственный союз, так и в Антанту.

К 1913 году в нефтедобывающей промышленности Российской империи насчитывалось 240 предприятий, в которых трудились 44,5 тыс. рабочих, а сумма валового производства составляла 240 млн.руб.

Что же касается нефтеперерабатывающей промышленности, то число предприятий составляло 133, на которых трудились свыше 7 тыс. рабочих, а сумма валового продукта составляла 188,5 млн. руб. Что же касается нефтяной промышленности Азербайджана, то она по уровню социально-экономического развития, находилась на высокой ступени капиталистического развития.

В этот период в Северном Азербайджане, как и по всей России, шел интенсивный процесс концентрации нефтедобычи в руках нескольких монополистических объединений, созданных, по подобию западных концернов.

В то же время следует отметить, что благодаря успешной торгово-коммерческой деятельности азербайджанских предпринимателей в 1913 году наблюдается тенденция к значительному усилению их позиции в нефтедобывающей промышленности Баку.

Среди крупнейших нефтепромышленных фирм, добыча которых составила более одного млн. пудов нефти в год, 8 были азербайджанскими. В целом же, на их долю приходилось 30% нефтедобычи среди фирм-миллионеров.

В целом, удельный вес предприятий национальной буржуазии в этот период достигал 15%, составляя 1/6 часть добычи всей нефти в Бакинском районе (11, 26-27).

Продолжался также и процесс приобретения и арендования купцами нефтеносных участков. Так, в конце 1912 года купцом Мир Таги Мирбабаевым было арендовано на 12 лет под добычу нефти участки земли в селении Раманы. В этот же период аналогичную операцию провел и арендатор участка на острове «Святой» другой предприниматель Асадулла бек Бакиханов.

Значительные позиции занимали азербайджанские предприниматели в морском транспорте, где они успешно конкурировали с такими крупными акционерными обществами, как «Кавказ и Меркурий», «Восточное общество» и др.

Достаточно отметить, тот факт, что к 1914 г. доля азербайджанских судовладельцев. (Г.Ш., Г.А. и А.А.Дадашевы, братья Расуловы и др.) в наливном флоте составляла 55% общей численности и 40,1% общей грузоподъемности судов данного назначения.

В нефтеперерабатывающей же промышленности на долю предприятий, принадлежавших представителям национального капитала (Т.З.Тагиев. М.Нагиев, А.М.Нуриев, М.Г.Селимханов, Г.М.Везиров и др.) в начале XX века приходилось только 4,7% общей выработки нефтепродуктов. Однако вскоре их позиции и в этой отрасли промышленности значительно укрепляются.

В 1813 году из 30 нефтеперерабатывающих заводов 4 завода принадлежало азербайджанским предпринимателям. Так, у Ш.Асадуллаева было 2 завода в Черном городе. Из 30 частных пароходств на Каспии в 1917 году 20 принадлежали азербайджанским предпринимателям. Из общего же количества грузооборотов Бакинского порта свыше 26 млн.пуд. на долю азербайджанских су-довладельцев приходилось свыше 5 млн.пуд.

В начале XX века в Баку из 12 судоремонтных предприятий 6 принадлежало азербайджанским предпринимателям.

В целом же, в связи с неравномерностью экономического развития Азербайджана, которые были указаны в начале статьи, крупные отрасли промышленности сосредотачивались главным образом в Баку, а ряд других в уездных центрах, то формирование класса национальной промышленной буржуазии происходило в основном в них, не затрагивая порой некоторые регионы страны.

Следует отметить, что Азербайджанская буржуазия также впрочем, как и русская не смогла стать состоятельной силой, способной реформировать общество. Российская империя ввязалась в войну в условиях острого социально-экономического и политического кризиса.

По материалам журнала «История и ее проблемы»