Н.Керемов
Среди деятелей науки и культуры Азербайджана одно из первых мест принадлежит Аббасгули Ага Бакиханову, человеку разносторонне одаренному, обладавшему энциклопедическими знаниями. Он был поэтом и дипломатом, историком и археологом, географом и астрономом, педагогом и философом.
Хотя путешествия и занимали в жизни А.Бакиханова видное место, но они не принесли ему славы. И тем не менее, с точки зрения изучения истории Азербайджана, его путешествия представляют несомненный интерес.
Бакиханова с ранних лет тянуло к путешествиям. Пробуждению этого чувства в детские годы способствовали частые поездки с родными: по Апшеронскому полуострову, между городами Баку и Губа.
Бакиханов всю жизнь оставался верным интересу к путешествиям, обогащаясь знаниями как в своих собственных странствиях, так и с помощью изучения сочинений других путешественников и географов. Не случайно в его личной библиотеке подобные сочинения занимали видное место и среди других книг особым вниманием пользовалась книга азербайджанского ученого-путешественника Гаджи Зейналабдина Ширвани «Риязус-сеяхе».
Путешествия Бакиханова по большей части не преследовали специальных научных целей. Они, как правило, были связаны с военными походами либо продиктованы дипломатической службой.
Но каждое из них Бакиханов использовал для пополнения своих знаний о местностях и населенных пунктах, через которые ему доводилось проходить или проезжать.
Первую поездку за пределы родного края Аббаскули совершил в 1819 г., когда его вызвали в Тифлис для определения на службу. Напрашивается вопрос: каким путем добирался тогда Бакиханов из Губы в Тифлис?
Наиболее вероятен был следующий маршрут: Губа — Рустов — Конагкенд — Шемаха — Ахсу — Геокчай — Агдаш — Евлах — Гянджа — Шамхор — Агстафа — Газах — Тифлис. Впоследствии Бакиханов будет его многократно повторять в обоих направлениях.
С приездом в Тифлис начинается период его путешествий, продолжавшийся почти 25 лет. Уже в 1820 г. он был участником двух длительных походов в Дагестан и Азербайджан. Первый из них проходил по западной части Морского плато, Гурджаани, северо-западному окончанию Алазано-Авторанской долины, южным склонам Большого Кавказа, к западу от Лагодехи, по главному водоразделу р. Сулак и северным склонам Большого Кавказа.
Вскоре после возвращения в Тифлис Бакиханов с другим отрядом отправляется в Ширван. Маршрут второго похода проходил по трассе Тифлис — Гардобани — Караязская равнина — Газах — Агстафа — Товуз — Шамхор (Шамкир) — Гянджа — Евлах — Ширванская равнина — Агсу — Шемаха и т. д. Возвратился он из этого похода в Тифлис тем же путем.
В походах Бакиханов аккуратно ведет дневник. Он записывает сведения по географии и экономике посещаемых им территорий, но особое внимание уделяет топонимике и этнографическим данным. После возвращения из походов он все свободное время проводит в библиотеке, где усиленно занимается изучением истории народов Восточного Кавказа, а также пополняет свои знания в других науках, в частности в астрономии.
Летом 1823 г. генерал А.П.Ермолов отправляет Бакиханова в Карабах переводчиком комиссии по установлению демаркационной линии между Россией и Ираном, определенной Гюлистанским мирным договором 1813 г. Переговоры по пограничным вопросам проходили в лагере Сисиан.
В этой поездке Бакиханов активно занимается сбором сведений для подготовки описания Карабахской провинции. При этом он знакомится с Караязской, Гянджа-Казахской и Карабахской равнинами, с городами Агдам, Шуша и др. В успешном осуществлении этой работы ему очень помогло знание языков. Пользуясь подставившейся возможностью, он изучает географию, историю и этнографию Карабаха и собирает огромный материал, часть которого впоследствии воздет в книгу «Гюлистан-Ирам».
В 1824 г. Бакиханов принимает участие в походе русских войск по Кавказской линии. Во время этого похода он побывал во многих местах Северного Кавказа и Закавказья.
Во время русско-иранской войны (1826—1828) Бакиханов находится более четырех месяцев в Иранском Азербайджане. Он там близко знакомится с обычаями, бытом, хозяйственной деятельностью населения и с достопримечательностями населенных пунктов. В те же годы, выполняя поручения по дипломатической линии, он побывал в Деххаркане и Туркменчае.
Во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Бакиханов знакомится с турецкими городами Эрзурумом, Баязитом (Догубаязит) и др.
После окончания войны Бакиханов из Эрзурума возвращается в Тифлис.
По дороге он посещает г. Сарыкамыш, расположенный в долине р. Карс, делает небольшую остановку в г. Карс (его он посетил вторично, первый раз был здесь при осаде и взятии в октябре 1828 г.). Отсюда он отправляется в Ардаган, расположенный в верховьях р. Куры.
Продолжая путь на восток, а затем на северо-восток, Бакиханов попадает в бассейн р. Чайкелик (левый приток Куры в ее верхнем течении), начинающийся у южного склона хр. Эрушет, и по южным склонам Эрушетского хребта поднимается на Ханиорский перевал (2435 м), а оттуда по северному склону направляется в долину р. Поцхови. Затем по этой долине он переходит на территорию Грузии, посещает города Вале и Ахалцихе (расположен по обоим берегам р. Кваблиани, левому притоку Куры).
В Ахалцихе Бакиханов делает небольшую остановку для отдыха, знакомится с городом и его окрестностями и уточняет записи в своем дневнике. Отсюда по долине р. Куры он продолжает путь на северо-восток и приезжает в известный уже в то время своими лечебными источниками г. Боржоми, где и задерживается. Затем направляется в г. Хашури, где почти кончается Внутренне-Карталинская равнина.
После этого он посещает г. Агара, откуда поворачивает на восток и через города Каралети, Гори, Мцхета возвращается в Тифлис.
Маршруты Бакиханова охватили почти всю территорию Грузии, что позволило ему ознакомиться с природными условиями Мцхето-Триалетской физико-географической области, Внутренне-Карталинской равниной, а в дальнейшем с Нижне-Карталинской низиной, Циви-Гомборским хребтом, Иорским плоскогорьем, Внутренне-Кахетинской низиной, Джавахетским нагорьем.
Осенью 1829 г. Бакиханов уезжает из Тифлиса домой, а в 1831 г. вновь возвращается в Тифлис и участвует в очередном военном походе, на сей раз в Северный Дагестан. О своих военных походах он пишет: «Состоя всегда при главных начальниках, я осмотрел: Ширван, Армению, Дагестан, Черкессию, Грузию, Анатолию и Азербайджан. Везде знакомился с местностью и учеными людьми».
Но даже находясь на военной службе, участвуя в походах, он продолжает заниматься научной деятельностью: «Посвятив в продолжении сих четырех лет брани все досуги мои от обязанностей по службе на ученые исследования, я приобрел возможность сделаться полезным для моих соотечественников».
Живя подолгу в Тифлисе, общаясь там с передовой интеллигенцией, А. Бакиханов мечтал повидать Россию, побывать в крупных городах, поближе познакомиться с русской культурой и ее деятелями. С этой целью летом 1833 г. он отправляется в столицу России. Однако поначалу путь его лежал в Польшу, в Варшаву. Поездка в Польшу, продолжавшаяся до ноября 1833 г., позволяет Бакиханову ознакомиться с Северным Кавказом, Украиной и Белоруссией.
Он писал в своей краткой автобиографии: «В 1248 (1833) г., я путешествовал по Кавказской линии, Донской земле, Малороссии, Великороссии, Лифляндии, Литве и Польше. Знакомился с государственными лицами и людьми, известными ученостью или искусствами. Я видел много вещей, любопытных для сердца и ума, старался извлечь из них пользу».
В Варшаве Бакиханов жил шесть месяцев. Там он вращался в кругу европейски образованной интеллигенции, посещал театральные представления, ветречался с деятелями культуры. Он близко подружился с грузинским писателем Георгием Эристави, познакомился с Ольгой и Николаем Павлищевыми — сестрой и зятем А.С.Пушкина. От них он заручился письмом к семье великого поэта.
Здесь же, в Варшаве, тогда дислоцировался закавказский конно-мусульманский полк, состоявший преимущественно из азербайджанцев. В нем служил известный азербайджанский писатель и географ Исмаилбек Куткашенский. Так что в Варшаве Бакиханов мог встречаться и со своими соотечественниками.
Пребывание в Варшаве Бакиханов активно использует для знакомства с научной и художественной литературой Запада, он посещает библиотеку, изучает астрономию и историю географии, глубоко интересуется гелиоцентрической теорией Коперника.
В начале мая 1834 г. Бакиханов выехал из Варшавы. Он сначала побывал в Литве, в г. Ковно (Каунас), оттуда приезжает в Ригу, а затем направляется в Петербург, куда прибывает в начале июня 1834 г.
Как и всегда, по дороге Бакиханов ведет дневник, куда записывает свои наблюдения. На следующий же день после прибытия в столицу он с письмом Ольги Павлищевой явился с визитом к Пушкину, который принял его очень тепло.
В Петербурге он сблизился с семьей А.С.Пушкина — его отцом Сергеем Львовичем, матерью Надеждой Осиповной, братом Львом и через них с кругом их друзей — Вяземским, Софьей Карамзиной, Мещерской, Веневитиновыми и др.
В одном из писем к дочери Ольге мать Пушкина пишет: «Аббас-Кули Ага представился нам через несколько часов после твоего письма, какой интересный человек, как он хорошо объясняется, я люблю его манеру поведения, он мне бесконечно нравится, благодарю тебя за то, что ты его прислала к нам».
Более полутора месяцев оставался Бакиханов в Петербурге. Все это время он осматривал достопримечательности столицы, посещал библиотеки, музеи и театры, знакомился с учеными, писателями, государственными деятелями. Встречался он и со столичными востоковедами, в частности с выдающимся азербайджанским ориенталистом проф. М.Д.Топчибашевым.
Пребывание в Петербурге оставило неизгладимый след в памяти Бакиханова. Впоследствии в письме к директору департамента внешней торговли Д. Г.Бибикову он писал: «Положим, что богатая здешняя природа заменит для меня некоторым образом очаровательное искусство. Но чем же можно заменить наслаждение находиться в обществах просвещеннейших особ и приятных для сердца и полезных для ума беседах с ними. Как дар я оценил бы С.-Петербургскую жизнь, если бы случилось мне еще раз туда приехать, только летом, а не зимою».
Бакиханов выехал из Петербурга на родину в июле 1834 г. По дороге он задержался на некоторое время в Москве, а из Москвы отправился в Одессу. По пути Бакиханов посетил ряд городов Украины, в Киеве любовался Днепром и окружающими город широколиственными лесами, ознакомился с его историческими памятниками. Посещает он также Одессу и другие южные города Украины.
Таким образом, Бакиханов пересек Восточно-Европейскую (Русскую) равнину с севера на юг. О его наблюдательности можно судить по такому факту, что в своих путевых заметках он отмечает смену растительных зон. Так, между Петербургом и Москвой он видит подзону хвойных лесов, к югу от Москвы — подзону смешанных и широколиственных лесов, по пути из Киева в Одессу — лесостепную и степную зоны.
Из Одессы Бакиханов морем отправляется в Крым. Здесь он посетил Севастополь, Ялту, Феодосию, а затем снова морем перебирается в Абхазию. Отсюда путь Бакиханова лежит в Тифлис, через Менгрелию, Сурамский перевал, Внутренне-Карталинскую равнину и т. д. Пробыв в Тифлисе несколько месяцев, он возвращается к себе в Губу.
По материалам книги автора «Путешествия Гудси»