О.Буланова
Юрий Фидлер родился 29 (16) июня 1898 г. в Саратове в семье юриста. Его детские годы прошли в Пятигорске. Потом его семья переехала в Баку. Юрий учился в бакинской гимназии, на Гимназической улице (позднее улица Толстого).
Обучение он завершил в 1917 г. Еще известно, что с юных лет начал писать стихи. Еще в гимназические годы Фидлер знакомится с Ниной Николаевной Алексеевой (1899-1954) — своей музой, любовью и будущей женой и посвящает ей лирические стихи — «Нине». В 1922 г. Юрий и Нина поженились, и в январе 1923 г., а затем в декабре 1924 г. у них родились две девочки — Кира и Ника.
Молодая семья поселилась на Коммунистической улице, 5 (позднее Истиглалият), а в 1926 г. Фидлеры переезжают в новый, построенный для работников промбанка дом по улице Свободы, 26 (позднее Уз.Гаджибекова). В этом доме Фидлер с семьей прожил до 1981 г.
Трудовая деятельность Фидлера началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х гг. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: участвует в стихотворных конкурсах «Буриме» и выходит победителем: первая премия и денежное вознаграждение.
В конце 20-х — середине 30-х наступило время первого большого успеха и популярности: под псевдонимами «Егор Ехидный» и «Артем Проныра» Фидлер выступает на страницах бакинских газет и центральных сатирических журналов со стихотворными фельетонами на бытовые и производственные темы, обличая лодырей, прогульщиков, бюрократов и головотяпов, высмеивая пошлость и самомнение, эгоизм и стяжательство.
Фидлер известен также и как автор стихотворных реприз, написанных для бакинского молодежного Театра Агитбригады (будущий Театр русской драмы), с которым он тесно сотрудничал в те годы. В декабре 1934 г. размеренное течение жизни нарушает неожиданный арест: Фидлера обвиняют в антисоветской деятельности.
Одновременно с ним была арестована большая группа бакинской интеллигенции по подозрению в причастности к убийству С.М. Кирова. Впоследствии известный бакинский ученый, геолог М.Мовсум-заде, сидевший с Юрием Фидлером, вспоминал, каким оптимизмом и выдержкой тот обладал, как поддерживал товарищей, читал стихи… К счастью, через полгода обвинение с Фидлера было снято, и его выпустили.
С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей «Буйная ватага», которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма. Любопытно, что в съемках «Буйной ватаги», проводившихся в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята — бакинские школьники.
И если у старшего поколения бакинцев кумиром был «Егор Ехидный» и они открывали газеты, чтобы прочесть его новый фельетон, то бакинские дети знали и любили «дядю Юру». Когда началась Вторая мировая война, Фидлер работал в жанре политического фельетона.
«Его короткие, как автоматная очередь, политические фельетоны били по врагу и всегда попадали в цель», — писал о творчестве Фидлера поэт Абрам Плавник. Объединенные в цикл «Берлин-Москва и обратно», они были любимы читателями. В последующие два послевоенных десятилетия Фидлер издает шесть стихотворных сборников, оставаясь верным сатирической музе и теме «отцов и детей», школе и школьным будням.
Кроме поэтического творчества Фидлер активно занимался переводами на русский азербайджанской классики и народного творчества. Он переводил стихи и сказки Абдуллы Шаига, басни, сатирические стихи и прозу современных писателей: Хикмета Зия, Рефика Зека, Тофика Муталлибова, Шамседдина Аббасова и других. Книга переводов «Братья-сатирики» (1966) — итог творческого сотрудничества с различными писателями. Большая и тесная дружба связывала Фидлера с Азгосцирком: более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений.
Помимо литературной деятельности, он занимался и увлекался конным спортом: в течение четверти века был главным судьей на скачках бакинского ипподрома. Последняя книга стихов и переводов Фидлера «За полвека» вышла в свет за год до его кончины — в 1980 г.
Юрия Фидлера не стало 14 мая 1981 г. Он прожил долгую жизнь, являлся кумиром современников, его стихи и фельетоны цитировали, переписывали в тетрадки… Его творчество — значительный пласт в литературной истории Баку.
Из серии «Тайны Баку»