О.БУЛАНОВА
Летом 1930 г. Баку посетил американский университетский профессор, экономист Фрэнк Феттер (1902-1991).
Феттер получил ученую степень магистра в Принстонском и Гарвардском университетах и степень доктора наук по экономике в Принстоне. Преподавал экономику в Принстонском университете, Хаверфордском колледже и Северо-Западном университете. Во время Второй мировой войны он служил в администрации ленд-лиза и в Государственном департаменте США. С 1950 по 1973 г. был директором Национального бюро экономических исследований.
В 1930 г. Феттер решил предпринять большое путешествие по СССР по линии Интуриста. Основная цель посещения СССР – изучение русского языка. Его первое знакомство с Советским Союзом произошло в августе 1928 г., когда он проследовал транзитом по Транссибирской магистрали из Латвии в Маньчжурию. Возможно, именно тогда он решил изучить русский язык.
Путь Феттера из США в СССР в июне 1930 г. был достаточно долгим по современным представлениям. Из Америки Феттер морем прибыл во Францию в портовый город Шербур. Далее его путь лежал на Восток через Париж, Берлин и Варшаву.
В начале июля уставший от получения виз, прохождения границ Феттер прибыл в Москву, где провел очень мало времени. Он решил, что изучение русского языка может быть успешным только в условиях погружения в языковую среду, а лучший способ для этого – поселиться в русской семье. По словам самого Феттера, решить эту проблему в условиях Москвы ему не удалось – там очень настороженно относились к иностранцам, и тогда он решил уехать в небольшой город, где можно было легче и дешевле снять комнату в русской семье. Таким городом стала Казань.
В Казани Феттер, официально зарегистрировавшись в органах внутренних дел, получил «хлебную карточку» («сезонник»), снял меблированную комнату с полным пансионом, где провел шесть недель.
Из письма Феттера из Казани (6 августа) стало известно, что последние дни своего путешествия он решил провести на Волге. Конечным пунктом этого круиза стали Тбилиси и Баку.
Итог этой поездки Феттер подвел в 1970 г., опубликовав статью «Повторное посещение России: впечатление сорок лет спустя». В ней он сравнивает обстановку в СССР в 1930-м и в 1970 г., когда он в третий раз посетил СССР в качестве делегата Международной ассоциации экономической истории в Ленинграде и Международного конгресса исторической науки в Москве. Он отметил, что условия жизни за 40 лет значительно улучшились и это касалось всех сторон социально-экономической жизни СССР. Однако в 1970 г. уже отсутствовала свобода передвижения по России для иностранцев, которой сумел воспользоваться Феттер в 1930 г.
Его советский архив насчитывает несколько сотен фото (минимум 450). Бакинских снимков к 10-м гг. XXI в. было идентифицировано 12 штук. Идентифицировано вплоть до точки съемки плюс-минус метр. В 2016 г. автором этих строк была идентифицировано еще одно бакинское фото, а затем еще одно, на котором море с нефтяными вышками на горизонте. Практически с полной уверенностью можно сказать, что это не Биби-Эйбат, не Сураханы, Балаханы или Сабунчи. Возможно, это о. Артем (Пираллахы) или Нефтечала. Но это стопроцентно Азербайджан – мимо Туркменистана Феттер не проплывал.
Бакинские фото Феттера ценны чрезвычайно. На них мы видим Баку августа 1930 г. Наличие или отсутствие на них тех или иных зданий позволят точнее датировать бакинские фото других авторов. Да и вообще представить себе жизнь в Баку начала второго десятилетия советской власти. Мы видим, как выглядел город, чем он жил и дышал, как одевались и вели себя простые бакинцы.
Оказывается, во дворе караван-сарая «Бухара» в Ичери-Шехер в те год ночевали. Это было что-то типа гостиницы или ночлежки – прямо во дворе стояли железные кровати. В караван-сарае «Мултани» кто-то жил постоянно – судя по сохнущему во дворе белью. В центре двора караван-сарая, что почти напротив Джума-мечети, стоял маленький страшненький жилой домик. Т.е. в Крепости был заселен каждый квадратный метр.
Параллельно с этим в Баку гастролировала скандальная группа Касьяна Голейзовского «Тридцать герлз» – единственное сексапильное шоу тех времен, «Мулен Руж» по-советски.
Заметны и другие вещи. Например, в Бакинской гавани практически нет судов – великую славу самого крупного порта в Российской империи большевики свели на «нет». Зато базары переполнены покупателями так, что яблоку упасть негде.
ГАЛЕРЕЯ: