А.Таптыгов
В мифологической системе тюркских народов горы занимают одно из главных мест. Опираясь на представления древних тюрков о горе, исследователь М.Сеидов писал, что «горы и земля считались святым началом, а также связанное с ними солнце, которое воспринималось отцом и матерью всех живых существ, людей, создателем ценностей».
В эпосе «Огуз Хан» имя одного из сыновей Огуза — Царь Горы. В дастане «Китаби Деде — Коркуд» гора упоминается несколько раз в роли спасателя, святого существа.
Стоит также отметить, что наличие сакральных родителей у многих фольклорных героев опирается на упоминание горы в роли матери в тюркской мифологии.
Например: у азербайджанцев «величественный как гора», «гордый как гора», «сын гор», «во имя Гашгара», «во имя Кяпаза» и другие выражения с древних времен занимают основное место в культе горы тюкских народов. Одной из характерных черт является то, что культ горы является широко распространенным в названиях определенных местностей.
Например – «Карадаглы» — название сел в Агдамском районе Азербайджана. Название прижилось в результате поселения здесь племени Карадаглы во времена правления Сефевидов. Племя берет свое название от области Карадаг, располагавшейся в Южном Азербайджане. Тут стоит заметить, что «гара» (кара) в дастане «Китаби Деде — Коркуд» имеет значение «большой» и ассоциируется с горами.
В мифологических представлениях древних тюрков, дерево также являлось образом священного культа. Нужно отметить тот факт, что если культ лошади характерен в основном для кочевых тюркских племен, то культ дерева – это универсальный образ, характерный для всех тюркских народов.
У древних тюрков дерево было символом жизни, это мать — тотем, прародительница всех людей, племен и народов. Не случайно, что во многих регионах Азербайджана существовали пиры (священные места) связанные с культом дерева.
В мифах многих народов, в том числе и тюркских, имеется представление о том, что дерево является прародительницей детей. Эта мысль находит свое отражение в эпосе «Огузнаме». Древние тюрки считали, что Аллах является им в различных обличиях и одно из них — это «древо жизни» или «древо мира».
В «Огузнаме», в «Китаби Деде — Коркуд» и в образцах фольклора, а особенно в сказках и мифических дастанах отражается то, что тюрки – азербайджанцы считали дерево священным.
В «Китаби Деде-Коркуд», в словах одного из главных героев — Басата очень интересно отражается вера в дерево. Басат считает дерево своей матерью и говорит, что «если вы спросите, как зовут мою мать, я скажу – Дерево». Этот факт наглядно демонстрирует, что дерево у древних тюрков обожествлялось.
Автор Б.Огел в книге «Тюркская мифология» отмечает, что у каждого тюркского народа имеется свое священное дерево, служащее тотемом. У древних тюрков очень часто представление о едином начале всего отражено в систематической форме во многих сторонах их жизни.
Одним из главных фактов, подтверждающих эту мысль, является наличие в топонимической системе тюркских языков целого ряда географических названий, связанных с культом дерева. Б.Огел отмечает, что в Средней Азии имелись такие географические названия (связанные с культом дерева), как Bay ağac, Ala ağac, Qara ağac и т.д.
Рассмотрим некоторые мифотопонимы, связанные с культом дерева:
Ağacəri (Товузский район Азербайджана) — Название связано с именем тюркского племени Ağacəri. Агачири (Ağacərilər) входили в состав гуннских племен, которые в раннем средневековье жили в Юго-Восточной Европе. Из Византийских источников V-VI вв. известно, что Агачири жили на территории Азербайджана, и они упоминаются как akstir (akalsir). Активно участвовавшие в политической жизни в период сельджуков, монголов и государства Каракоюнлу, в последующие века большая часть Агачири поселилась на разных территориях Ирана.
Исследуя древние тюркские этносы, Ф.Джалилов отмечает, что «Геродот показывает, что Агафирсы жили в полях Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа среди скифов и они по происхождению татары». Следует отметить что, Геродот считал скифов татарами (тюрками).
Г.Гейбуллаев, рассматривая топонимы Ağacəri (Ağaceri) в Южном Азербайджане, истолковывает их как «живущие в лесистой местности». Он отмечает, что Агачири — одно из огузских племен и возможно в 11 веке они вместе с сельджуками пришли на нынешнюю территорию проживания.
Историки, исследовавшие наиболее древние государства Востока, считают, что Агачири пришли на территорию Азербайджана вместе с гуннами в V веке.
Ф.Шумер так же истолковывает этот этноним как аğac əri – мужчина-дерево. Автор характеризует эту ономастическую единицу следующим образом: «Это имя дается тюркскому сословию, которое вместо того, чтобы заниматься животноводством и земледелием, занимается рубкой дерева и изготовлением бревен». Он отмечает, что они являются потомками туркмен – агачиров, следуют верованиям кызылбашей, это трудолюбивые люди и их деревни находятся, как правило, в чаще лесов.
З.Хасиев, исследуя топонимию Товузского района Азербайджана, подробно интерпретирует ороним Ağacəri пишет, что согласно исследованиям, до XV века это племя проживало на территории Азербайджана. Он пишет, что во время правления Каракоюнлу (1410-1468) агачили входили в состав правительственных войск. После распада государства это племя разделилось на две части – одна поселилась в Северном Азербайджане, другая в Южном Азербайджане. Но виду того, что агачили были малочисленны, они ассимилировались в составе племен, в которые они входили.
Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу что Ağacəri- агачили – это этноним. А «древо земли», «древо жизни» — это ономастические единицы, связанные с этим компонентом тотемом древних тюрков.
Таким образом, Ağacəri — это не «проживающие в лесу», а «происходящие из дерева», «рожденные деревом». Вместе с тем, надо отметить, что Ağacəri состоит из компонентов ağac (дерево) и əri (человек, мужчина) и означает мужчина–дерево.
Qalaqayın — oйконим в Сабирабадском районе Азербайджана (село на территории Муганской равнины). Ойконим состоит из слова qala и из самоназвания тюркского племени kayın (qayın), имеет значение «qayınların qalası» — гора племени гайын, т.е. гора, принадлежащая племени гайын. Представители племени qayın – кайын в дальнейшем переселились в Южный Азербайджан. Племена с этим именем отмечались и в составе других туркоязычных народов. Исследователь А.Шукюров отмечает: «Qalaqayın — это гора онгона qayın (береза), место, которое береза оберегает, населенный пункт».
Qaraağac — ойконим в Кубатлиском, Закатальском, Тертерском, Сабирабадском, Джалилабадском районах Азербайджана и гидроним в Закатальском районе. Согласно одной из версий, это название деревни – Qaraağacı.
Вместе с тем, населенные пункты с этим названием отмечались в разных регионах Азербайджана и на территории проживания других тюркоязычных народов. Эти факты подтверждают, что эта ономастическая единица, связана с этнонимом, а этноним в свою очередь связан с верованием древних тюрков в дерево.
Qızılağac — ойконим в Гейчайском, Масаллинском и Сальянском районах Азербайджана. По мнению некоторых исследователей, топоним отражает самоназвание тюркского племени qızılağac – кызылагачи. Согласно народной этимологии, так называли деревни, где росли ольховые деревья.
Село Qızılağac (Ленкоранский район) в средние века поддерживало торговые связи с Каспийскими портами. Население, в основном, занималось судоходством и рыболовством. Караванная дорога в Гилан и Мазандаран пролегала через Qızılağac.
Сформировавшиеся результаты исследования мифологических топонимов в связи с культом дерева показывают, что рассмотренные названия населенных пунктов связаны с древними тюркскими этническими группами, и ареал их распространения довольно широк.
По материалам «Ученых записок Таврического национального университета им. В. И. Вернадского»