Тарих Достиев
В Азербайджане урбанизационный процесс, начавшийся в седой древности и достигший своего пика в средние века, имел уникальный характер и был объективно подготовлен общим культурно-историческим развитием страны.
Отметим также, что отмеченный процесс, оказывающий существеннейшее воздействие на специфику и эволюцию социально-экономических структур и культурной сферы, является одним из определяющих феноменов всех сложных обществ, поскольку именно с развитием городов стала возможной максимальная концентрация производственного, культурного и научного потенциала народа.
Одним из важнейших достижений археологии в Азербайджане является достаточная изученность ранних городов. Соответствующие исследования подтвердили, что архаические формы урбанизации развивались на территории Северного Азербайджана начиная с эпохи бронзы, зародившись в недрах раннеземледельческого общества.
С переходом к производящей форме хозяйствования и упрочением традиций оседлости общество это претерпело радикальное качественное изменение. Высокая концентрация раннеземледельческих поселений в районах крупных речных систем является красноречивым свидетельством интенсивности происходивших в ту пору демографических процессов.
Усложняется техника домашних промыслов, совершенствуется технология выплавки металлов, высокого уровня достигает практика межплеменной меновой торговли, интенсифицируется процесс социально-имущественной дифференциации. Появляются первые поселения, обнесенные оборонительными стенами. Все это вместе привело к возникновению так называемой раннегородской цивилизации.
Особо рельефное отражение процесс ранней урбанизации в Северном Азербайджане получил в памятниках Нахчывана, из которых наиболее типичными в интересующем нас смысле являются: Кюльтепе, Шахтахты, Огланкала, Нахаджиркала, Газанчикала, Седереккала и др.
Скажем, многослойный памятник Кюльтепе-2 (обнаруженный в 12 км севернее г.Нахчыван), уже на заре эпохи средней бронзы (начало II тыс. до н.э.) имел все особенности раннего города, как-то: превосходную фортификационную систему, продуманную планировку, развитые архитектуру и ремесленное производство, а также высокие по тому времени стандарты материальной культуры.
В результате археологических раскопок, проводившихся здесь в 60-е-80- е годы, было исследовано более 2000 кв.м площади городища. Были обнаружены в культурном слое вышеназванной эпохи и изучены остатки оборонительной стены, одно- и многокомнатные дома, культовое сооружение, литейные и гончарные мастерские, хозяйственные постройки и т.д.
Обилие и разнообразие кюльтепинских находок поразительны. В частности, здесь были выявлены: богатая расписная керамика, каменные, металлические и костяные изделия различного назначения. Под фундамент для крепостной стены использован был речник, а сама она, с квадратными и прямоугольными бастионами, была сложена из крупных сырцовых кирпичей. Улицы городища, шириной в 3-3,5м, вымощены также речником.
Подобно древневосточным городам, ранние города Азербайджана состояли также из двух частей — цитадели и шахристана (собственно города). Видимо, города эти были административными центрами ирригационных районов. Ибо строительство и функционирование сложных ирригационных систем, какими являлись Галаджык-архы и Фархад-архы, были бы невозможны без хорошо отлаженных систем как управления, так и кооперации труда сельских общин.
Следует полагать, в этих городах к тому времени уже действовали соответствующие административные структуры. Примечательно, что в городе-крепости Оглан-кала (II-I тыс. до н.э.), площадью в 40 га, имелись сразу две, прямоугольные в плане, мощные цитадели. На территории одной из них были обнаружены остатки колонн с базами, аккуратно вытесанные из мраморовидного камня. Логично предположить, что некогда был тут многоколонный зал, а возможно даже — резиденция местного правителя.
Роль земледелия в экономике ранних городов была весьма значительна. Часть горожан была связана с сельским хозяйством, о чем свидетельствуют земледельческие орудия труда, выявленные в ходе археологических раскопок. Ранние города были центрами производства, в которых, в частности, процветали гончарство, метал- лургия и металлообработка. В данной связи особый интерес представляет большая гончарная мастерская, обнаруженная в Кюльтепе-2, в культурном слое все той же эпохи средней бронзы. Общая площадь сооружения — более 120 м2. Были вскрыты и изучены четыре здешних гончарных горна.
К находкам, связанным с архаическим металло-производством, относятся отливочные формы, отходы литья и т.д. Сырье для этого производства древние бронзолитейщики получали из местных рудников. Из бронзы делали орудия труда, оружие, бытовую утварь, различные украшения и пр. Бронзовые изделия, различные по назначению и внешнему оформлению, обнаружены как литые, так и кованые, что свидетельствует о знакомстве древних мастеров с основными приемами обработки цветных металлов.
Отливку производили в каменных и глиняных формах. В Кюльтепе-2 были обнаружены глиняные тигли и отливочные ложки. Литейщиками использовались три основных способа литья — в жестких формах (из камня), в пластичных (из глины) и по восковым моделям.
Ранние города Азербайджана, судя по археологическим данным, были также торговыми центрами. Среди находок из городищ имеются предметы очевидно не местного производства, являющиеся подтверждением наличия торговых связей между Северным Азербайджа- ном и странами Передней Азии и Восточного Средизем- номорья.
Из таких артефактов отметим: образцы высокохудожественной расписной керамики, пастовые бусы, цилиндрические печати, бронзовые изделия и др. Определенное влияние на развитие североазербайджданской раннегородской культуры оказали ранние цивилизации Двуречья, Ирана и Малой Азии. Важным этапом в эволюции древней городской культуры стал период античной урбанизации, связанный с формированием и развитием албанской государственности.
Подъем производительных сил, развитие экономики, углубление социальной и имущественной дифференциации, успехи в политогенезе ускоряли местные урбанизационные процессы, обусловливая появление новых городов и других крупных населенных пунктов. Античное время было эпохой расцвета албанской культуры, в частности, в сфере градостроительства и ремесел. Именно вследствие перечисленных факторов албаны смогли оставить столь яркий след в истории Кавказа.
Античные источники упоминают 29 городов и других крупных населенных пунктов Кавказской Албании. Есть основания думать, что города эти были государственно-административными, ремесленно-торговыми и культурными центрами страны.
Главным из них был город Габала, руины которого находятся в одноименном районе республики, в междуречье Карачая и Гочаланчая.
Еще Плиний Старший указывал: «Главный город Албании — Кабала» (Plin. NH.V,29.). Общая площадь городища — 50 га. Город имел надежную оборонительную систему. Обследованы остатки местного крепостного вала на пространстве, протяженностью в более чем 1км. Кроме того, выявлены различные типы орудий труда и оружия, керамические и стеклянные изделия, украшения, монеты, буллы и пр.»
Другим крупным древним населенным пунктом, изученным азербайджанскими археологами, является городище Хыныслы — предтеча знаменитой Шемахи (Кемахии). Было научно установленно, что уже к концу III века до н.э. Шемаха обладала всеми признаками города. В этот период масштабы и скорость процессов культурной интеграции приобрели невиданный дотоле размах. В материальной культуре Албании стали применятся стандарты, выработанные в эллинистическом мире, что отчетливо прослеживается в ее архитектуре, керамическом и денежном производстве, в глиптике, ювелирном деле и т.д.
Подтверждением активности происходивших тогда урбанизационных процессов являются, кроме того, некрополи, существовавшие вблизи городов. В отличие от прочих аналогичных объектов, здесь наличествуют различные типы погребений, что указывает на поликонфессиональность и полиэтничность населения албанских городов.
Особого внимания заслуживает период средневековой урбанизации, который характеризуется расцветом городов восточно-мусульманского типа. Благоприятствовал этому целый ряд обстоятельств, в числе которых — подъем ремесленного производства, интенсификация экономических и культурных связей, появление местных феодальных государств, завершение процесса трансформации доисламских традиций, утверждение Ислама и др.
В IХ-Х веках города Азербайджана из небольших укреплённых поселений развились в крупные административные, торгово-ремесленные и культурные центры. Они приобрели традиционно мусульманский облик, с характерными для него топографической структурой и типами монументальных сооружений.
Подобно городам остального мусульманского Востока, города Азербайджана также имели трехсоставную структуру: цитадель (ичкала), собственно город (шахристан) и пригород (рабад). Крупнейшим азербайджанским городом того времени была Барда, «мать городов Аррана».
Арабские географы с восхищением описывают ее. Так, Аль-Истахри, в частности, отмечает: «…Что касается Барды, это город большой, более фарсаха в длину и в ширину, климатом он здоровый, цветущий и весьма обильный посевами и плодами«.
В свою очередь, аль-Мукаддаси сравнивал Барду с Багдадом, называя ее «Багдад данной области«.
Местная государственная власть выступила как мощный организатор градостроительства. Она поддерживала нормальное функционирование городов, стимулировала внешнюю торговлю, обеспечивала успешное развитие ремесел, а также безопасность торговых путей. Ремесленники работали на рынок. Местные производства были по преимуществу мелкотоварными. Города принимали активное участие в международной торговле. Барда и Дербент были наиболее значительными торговыми центрами не только на Кавказе, но на всем Переднем Востоке.
Появление сельджуков в Азербайджане не только не вызвало упадка в местном городском укладе, но наоборот, придало новый импульс процессам урбанизации. ХI-ХII века были подлинно эпохой расцвета местной средневековой городской культуры.
В это время значительно активизируется градостроительная деятельность. Особенно высокими темпами развиваются столичные города. Соответственно увеличивается плотность застройки, интенсифицируется строительство высокохудожественных капитальных сооружений, повышается уровень городского благоустройства. Окончательно складываются архитектурные школы — Арранская, Ширванская и Нахчыванская. Происходит впечатляющий рост населения городов за счет ремесленничества и купечества. Усиливается процесс специализации и дифференциации ремесленного производства.
Так, археологические находки свидетельствуют о производстве в Северном Азербайджана следующих образцов керамической продукции: поливной керамики, неполивных кувшинов, кюпов, горшков, светильников, кирпичей, изразцов и пр.
Возросший спрос на ремесленную продукцию способствовал стандартизации и удешевлению изделий, дальнейшему развитию технологии производства, что, в свою очередь, стимулировало расцвет как самих ремесел, так и торговли. Наряду с внутренним рынком расширялись также международные торговые связи городов. Вся территория Азербайджана покрылась густой сетью караванных путей.
Происходил очевидный подъем также в интеллектуальной и духовной сферах городской культуры Азербайджана. В этом смысле особо показательны столичные города страны, расцвет которых, в значительной мере, явился результатом целевого меценатства — прямой поддержки ученых и деятелей культуры правящими здесь династиями: Ширваншахами и Эльдегизидами.
Бурный прогресс урбанизации в Азербайджане пресекся с монгольским завоеванием страны. Приход сюда монголов принес огромный урон городской культуре. Тем не менее процесс урбанизации не был совершенно приостановлен. Прежние традиции городской жизни и присущие ей культурные комплексы сохранились.
Реформы же Газан-хана, направленные на укрепление центральной ханской власти, повышение уровня городской жизни, а также подъем ремесленного производства и торговли, создали благоприятные условия для восстановления и оживления городской культуры. Поступательное развитие городов Северного Азербайджана, в целом, продолжалось вплоть до конца ХV века.
По материалам журнала IRS Наследие