Легенды Багировского моста в Баку (ФОТО)

О.Буланова

Багировский мост. Или, если выражаться научно, путепровод. Мощный, каменный, с ажурными чугунными литыми перилами, с каменной резьбой в советском стиле, двадцатиметровой ширины, он был виден издалека.

Построили этот памятник транспортной архитектуры в бывшем поселке им. Монтина. Кто такой Монтин, сейчас конечно уже мало кто помнит. А вот кто такой Мирджафар Багиров, чьим именем называют мост, знают, наверное, все: Первый секретарь ЦК компартии Азербайджана в сталинские времена.

Мост построен очень красиво. По мосту шла железнодорожная ветка, по которой двигались, в основном, товарные поезда. До постройки моста «железка» шла по земле и Московский проспект постоянно перекрывался шлагбаумом.

Несмотря на то, что этот мост был построен в советское время, он, как никакой другой окружен легендами. Одна из легенд рассказывает о том, как Багировский мост проверялся на прочность. В стародавние времена человек, который проектировал в каком-нибудь городе мост, обязательно вместе со всеми строителями во время пуска в строй своего сооружения вставал под мостом. Этим он доказывал, что гарантирует его прочность.

Говорят, что в сталинские времена эта старое правило снова было пущено в ход. В частности, когда в 1955 году открывали Багировский мост, проектировщики и строители по приказу партийных властей стали под мост. Правда это или нет, но факт, что Багировский мост стал одним из самых прочных путепроводов Баку.

Этот каменный железнодорожный путепровод начал строиться в 1953 году. Причина его появления – еще одна городская легенда.

Багировский мост. Фото 1955-1956 года
Съезд под Багировский мост. Фото начала 1960-х годов И.Рубенчика
Багировский мост. Фото конца 1960-х годов И.Рубенчика

Ее очень образно поведал в своем рассказе Дмитрий Купянский: «…Мирджафар Багиров сидел в своей машине уже второй час. Сидел не по своей воле. Переезд был закрыт. Маневровый паровоз толкал туда-сюда составы с цистернами, платформами и пульманами. Да, Баку это кладовая страны и стране сейчас как воздух нужно топливо, то, что дает Азербайджан. Но это не означает, что можно вот так часами стоять у переезда. Тем более если тебе давно пора улететь. В Кремле шутить не любят».

Багирову очень не понравилось это ожидание, и он отдал своему заму строжайший приказ к его возвращению, которое ожидалось через две недели, подготовить проект моста. И якобы проект был готов в положенное время, потому что с Багировым шутки плохи.

Пишет Д.Купянский: «Министр связи Азербайджана любил вспоминать: когда вызывали к Самому, никогда не знал, вернешься назад сам или тебя уведут, но не домой…»

Согласно легенде, Багирову удалось «выбить» в Москве опытных специалистов и материалы. Он велел построить мост за год. Стройка началась. На ней, кроме рабочих, якобы трудились зэки с зоны и немецкие военнопленные.

Мир Джафар Багиров (в центре)

Продолжает Д.Купянский: «Поднимались по готовности мотострелковые и саперные подразделения. А утром раздался первый взрыв. Задача оказалась весьма сложной, почти невыполнимой. Разобрать пути и остановить движение поездов невозможно. Это почти единственная артерия, связывающая Баку-товарный и выезд из города. Нагрузка такая, что сегодня час пик на Рублевке, в пятницу, кажется детской шалостью. Машинисты, наплевав на семафоры, тянут составы впритык друг к другу. На постройку моста над рельсами времени не хватит, однозначно. Делать подкоп под пути? Но тут скальный грунт!

…Движение затихало только на минуту перед очередным взрывом. Зеки работали в четыре смены. Первая смена в авральном ритме долбила шурфы в камне и потом вывозила обломки, вторая в изнеможении лежала тут же. Потом менялись местами… Солдаты, стоящие в оцеплении, глохли от взрывав. Пыль и дым круглосуточно клубились над стройкой и висели такой «шапкой», что видно было из любого конца города. На большинстве строек в городе работа либо сбавила обороты, либо затихла вовсе. Но мост был готов в срок.

А через два года Багирова судили. Судили открытым судом в ДК им. Дзержинского, который был построен по личному распоряжению Багирова немецкими пленными. Сослали в лагеря. Уже в 60-х по мосту, который был назван Багировским, прошел состав с лесом с Колымы. Когда на Баку-товарной стали разбирать бревна, на одном из них увидели стесанный ствол, а на нем надпись: Багиров жив!»

Московский проспект и Багировский мост. Фото конца 1960-х годов С.Кулешова и Р.Нагиева
Фрагмент с фото В.Сапунова
Декор Багировского моста. Фрагмент с фото В.Сапунова

В легенде много неточностей. Например, мост строился не один год, а два. Об этом говорят цифры, выбитые с двух сторон от моста: 1953 и 1955. Суд над Багировым состоялся не через два года после окончания строительства моста, а через год – в 1956-м. Но на самом деле в ДК им. Дзержинского, который опять же на самом деле строили немецкие военнопленные.

Но самое главное: вряд ли Багиров был первым, кто понял: в этом месте жизненно необходимо построить путепровод, чтобы избавиться от огромных заторов на железнодорожном переезде. И вряд ли он, спеша на аэродром, стоял бы на переезде: проезд Первого секретаря на вылет в Москву в любые годы и в любой республике согласовывался с железнодорожным управлением и ему давался зеленый свет. Хотя, конечно, Багиров мог быть инициатором постройки путепровода.

Еще одна легенда утверждает, что в форме и декоре моста Багиров велел зашифровать букву «М». В принципе, при желании эту букву можно увидеть и в резном декоре, и в самой форме моста.

Известна и одна байка, связанная с Багировским мостом. Старожилы утверждали, что во времена Хрущева некий ответственный работник велел повесить на мосту плакат: «Догоним и перегоним Америку». Плакат сделали и повесили. Прямо под знаком «Обгон Запрещен».

В 2007-2009 годах Багировский мост был реконструирован. К путепроводу добавилось еще два пролета, за счет чего увеличилась полосность проспекта Гейдара Алиева. Любопытно, что название «Багировский мост» и в XXI веке продолжало фигурировать на картах.

Багировский мост. Фото конца 1990-х годов
Реконструированный Багировский мост. Фото 2009-2010 года