Г.Агаев, В.Квачиздзе
В августе 2002 года в Музей Истории Азербайджана поступил клад бронзовых изделий (25 предметов) из селения Молла Исаклы Исмаилинского района Азербайджана. Клад был обнаружен местным жителем селения в кувшине во время строительных работ.
Как отмечал азербайджанский археолог Фазиль Османов, проводивший в этом районе свои исследования и побывавший на месте находки клада, село Молла Исаклы изобилует находками древних времен. На территории села и его окрестностей находили остатки античных построек — акрополь и некрополь, где встречались ванночные и другие погребения.
В свое время Ф.Османов опубликовал материалы находок терракотовых статуэток животных и людей из этой зоны. А в 1936 году было публикована статья Е.А.Пахомова «Статуэтки из Молла Исаклынского сельбища и ее датировка».
Обнаруженные им сероглиняные статуэтки из Молла Исаклы, Е.А.Пахомов относит к ялой-лутепинской культуре, по комплексу инвентаря.
Буквально в 50-60 км от места находки в селении Гегяли Ахсуинского района, на местности Няргизава сотрудником Музея Фаризом Халиловым были сделаны случайные находки — фигурки коней, подобные находкам из клада и подвеска двух коней по пояс, головками направленных в противоположные стороны.
Предметы из клада представляют высоко-художественные произведения мастеров литейщиков-металлургов. Среди предметов, отлитые из бронзы фигурки — подвески в виде оленя, быка, барана и лошади. Огромные связки цепей, на которых прикреплены подвески с колокольчиками. Здесь же шейные витые и дужные гривны-пекторали, браслеты, женские украшения для волос.
Весь комплекс предметов из клада имел, очевидно, единую связку в определенной последовательности подвешивания. В кладе мы видим фигуры по паре: одна фигура большого размера имеет петлю для подвешивания на спине и на животе, в то время как меньшая фигурка имеет петлю только на спине. Таким образом, маленькие фигурки животных: оленя, коня и барана были конечными в цепи связки. Составленные в цепи, в целом они выполняли, очевидно, определенное значение и отражали космологические представления древних жителей этой области Азербайджана.
Бронзовые изделия из Молла Исаклы свидетельствуют о высоком мастерстве изготовителей, которые хорошо знали особенности сплавов, в том числе и бронзы, владея высокой технологией, они создавали предметы различного назначения.
Как известно, изготовление металлических предметов в Азербайджане было связано с рядом последовательных процессов металлообработки: выплавкой, литьем сплавов, ковкой, резьбой, выдавливанием, шлифовкой, чеканкой и другими. Для получения отливок, которые имеются в этой коллекции, употреблялись твердые формы.
Применялся также способ литья по восковой модели. Близкие по изображениям животные в коллекции имеют разные отличия в величине и деталях, что свидетельствует о том, что они отливались в разных формах.
Особый интерес представляют фигурки коней, где художник-литейщик передал все атрибуты конской сбруи, а также защитные средства в виде налобника и нагрудника для защиты коня в бою. Воин, восседающий на коне, одной рукой держится за гриву, другая приподнята, очевидно в ней находилось одно из видов оружия — копье или меч.
Изображение оленя напоминают подобную же фигурку, обнаруженную в кувшинном погребении Мингечаура. Она так же выполнена способом отливки по восковой модели и довольно схожа с Мингечаурской находкой не только по виду, но и по размерам.
Фигурка оленя с ярко выраженными поднятыми вверх ветвистыми рогами, растопыренными ушами, глаза в виде шариков-налепов, шея украшена обвитой припаянной проволокой, образующая гафрированный вид. Так же выполнен уступ с петлей на спине животного. Ножки оленя прямые, шея длинная. У большой фигуры оленя на животе имеется еще одна петля.
Н.И.Рзаев, отмечая эту фигурку оленя в своей статье по торевтике, ее называет статуэткой албанского периода и датирует ее I в. до н.э. -1 в. н.э.
Датировка этой фигурки оленя в археологической литературе ставит в тупик датировку всего комплекса клада. Нами была сделана попытка датировать его концом бронзы и началом железа.
Ш.Г.Садыхзаде в каталоге «Древние украшения Азербайджана» приводит подобные кладу предметы: шейные гривны, браслеты, подвески животных, и птиц, датируя их периодом конца II и началом I тысячилетий до н.э.
В другой статье Ш.Г.Садыхзаде и Минкевич-Мустафаевой тот же комплекс украшений, по технологии схожий с материалами из клада, датируется поздней бронзой и ранним железом. По всей видимости, традиция изготовления бронзовых изделий данного клада, имела длительный период, начиная с так называемого третьего этапа распространения на Кавказе бронзовых изделий (А.К.Иессен — стадия развитой бронзовой индустрии, представленная группой как («кобанских» бронз, с одной стороны, и бронзами Закавказья — с другой).
Несколько слов хотелось бы сказать о назначении всего этого разнообразия предметов и фигурок животных, колольчиков. Обычно археологи относят подвески к украшениям, хотя многие из них явно играли культовую роль. Два диска — подвески из коллекции клада имеют чеканный рисунок личины и рядом у изголовья розетка в виде солнца. По всей верятности, древнего божества, может быть, бога Солнца Митры.
Семантика бронзовых фигурок оленей давно волнует исследователей. Вероятно, в смысловой основе бронзовых оленей лежат отголоски наивных тотемистических представлений. В них заключена идея культа солнечного божества, идея космического золоторогого оленя, живущая в сказках и сказаниях, в героическом эпосе многих народов Евразии. Встречаемые изображения животных у народов Сибири и Европы имели определенный смысл, символизирующий божественный дух.
В представлении древних скотоводов и земледельцев о строении Вселенной, где всесильно солнце и загадочный огонь, духи-покровители, охранители бытовали в изделиях, талисманах.
Анализируя древние мифы, можно убедительно говорить, что солнце действительно представлялось древним жителям Восточной Европы, Азии и Закавказья в образе оленя, лося или коня.
По материалам Музея Истории Азербайджана