История и проблемы газовой промышленности Азербайджана в 1990-е гг.

И.Агакишиев

Газовая промышленность Азербайджана в условиях быстрого роста фактического потребления газа с в конца 80-х гг. XX века, существовала исключительно за счет поставок импортного газа из Туркмении и Ирана.

С 1994 г., после прекращения поступления газа в Азербайджан в связи с экономическим кризисом и отсутствием средств для его оплаты, в республике резко обострился дефицит газа, между тем в годы советской власти страна была полностью обеспечена этим топливом.

Отсутствие инфраструктуры в северной части территорий Ирана, приграничных с Азербайджанской Республикой, и ограниченные возможности внутренних инвестиций в Иране и Азербайджане не позволяли богатому запасами природного газа Ирану делать поставки в соседнюю республику.

В этих условиях единственное решение проблемы дефицита природного газа состояло в увеличении добычи собственной продукции. Но добыча нефти и газа с 1991 г. неуклонно уменьшалась. В течение 1996 г. республика продолжала испытывать дефицит природного газа, что было обусловлено падением его добычи до 94,9% от уровня 1995 г. — всего было добыто 6,304,6 млн. куб. м.

В 1996 г. газом в полном объеме обеспечивалось лишь 7 районов республики и главные города — Баку и Сумгаит. Газовые счетчики на промышленных предприятиях устарели, и в результате этого увеличивалось нерациональное потребление газа.

Ситуация усугублялась проблемами в обеспечении страны электроэнергией, экономическим спадом и внутриполитической нестабильностью. Для увеличения добычи газа в 1996 г. удалось получить от Всемирного банка (Вашингтон) кредит в рамках проекта частичной реабилитации газовой системы Азербайджана в размере 20,2 млн. долларов. За год цены на газ были подняты в четыре раза в целях устранения разницы между себестоимостью газа и низкими ценами, по которым это топливо продавалось населению.

В 1996 г. была осуществлена структурная перестройка в госкомпании «Азеригаз». Ее преобразовали в акционерное общество закрытого типа, была организована высокоэффективная система учета потребления газа населением. Оппозиция уверяла, что республику можно полностью обеспечить природным газом при использовании внутренних ресурсов, но в то время это было нереально.

По свидетельству бывшего премьер-министра Артура Расизаде, расчеты показывали, что для удовлетворения минимальной потребности республики необходимо было 9-10 млрд куб. м газа в год. Во времена СССР промышленные предприятия и население Азербайджана ежегодно потребляли до 12 млрд куб. м природного газа. Это означало необходимость увеличения объемов добычи газа как минимум вдвое.

Правительство республики пыталось решить эту проблему путем передачи инвесторам нефтяных и газовых месторождений и освоения запасов попутного и природного газа в оффшорных месторождениях. При содействии Европейского Союза были разработаны абонентские системы оплаты.

Хотя в 1996 г. ГНКАР впервые за последние годы не удалось выполнить план по добыче газа, именно в этом году были заложены основы для преодоления кризиса в газодобывающей сфере. 4 июля 1996 г. было подписано историческое соглашение по совместной разработке газоконденсатной площади «Шахдениз».

Также ГНКАР начала переговоры с норвежской компанией «Статойл» относительно газовой части месторождений «Бахар» и «Бахар-2» и подписала соглашение о проведении комплексного исследования газовой индустрии Азербайджана. С 1997 г. ГНКАР начала получать у АМОК бесплатный попутный газ.

В середине 90-х годов ХХ века были проведены исследования перспектив развития газовой промышленности Азербайджана с норвежской компанией «Статойл», которая подготовила и представила ГНКАР и «Азеригаз» доклад по этой теме. В докладе были рассмотрены перспективы производства газа, спрос на него в реальном секторе экономики, динамика изменений цен на газ, потенциал рынка реализации азербайджанского природного газа.

Приоритет в инвестициях согласно этому документу отдавался реконструкции газового сектора с улучшением разведки и добычи природного газа. На втором этапе следовало восстановить газовую инфраструктуру и провести маркетинг на международном уровне. Анализ причин провала плана ГНКАР по газодобыче на 1997 г. приводит к выводу о нехватке средств в этой отрасли.

ГНКАР еще в 1995 г. просила 50 млн долларов на покупку необходимого оборудования для бурения новых и реабилитации старых скважин. Однако свободного капитала для этой отрасли у республики не было. Одним из вариантов преодоления энергетического кризиса в стране была поставка так называемого сжиженного газа (технического бутана). В условиях финансовых трудностей это давало возможность доставлять это топливо потребителям в баллонах без постройки дорогостоящих трубопроводов.

ГНКАР продавала бытовой сжиженный газ через СП «Азтургаз», созданный 15 ноября 1995 г. совместно с турецкой компанией «Алтынташ». Газ производился на Азербайджанском газоперерабатывающем заводе. Его продажа малым предприятиям имела огромное значение.

Продажу топлива в баллонах «Азтургаз» начал в мае 1996 г. Служба по продаже газа была открыта в 80 пунктах Азербайджанской Республики. Азербайджано-турецкая компания финансировала постройку Гарадагской газонаполнительной станции.

Завод был восстановлен из металлолома, но не работал в полную мощность. Вместо 6 млрд перерабатывалось 2 млрд куб. м газа в год. По существующим технологиям можно было перерабатывать газ при давлении в 40 атмосфер, а все газовые месторождения находились в поздней стадии переработки: газ добывался при давлении 1012 атмосфер.

С января 1995 г. был прекращен прием с газовой жемчужины Азербайджана «Бахар» из-за отсутствия там газокомпрессорной станции, строительство которой планировалось еще в 1987 г. Таким образом, фактически это богатое месторождение было потеряно.

Газосборный пункт месторождения «Бахар» в АзССР. 1971 г. Фото В.Калинина (РИА Новости)

В условиях отсутствия необходимых средств и ветхости трубопроводов под риском оказалось поступление газа и с других месторождений, вынужденных часто снижать давление в трубах до 15 атмосфер из-за аварийного состояния газопроводов. «Азеригаз» не был в состоянии заложить даже несколько километров трубопровода. Было необходимо перепоручить эту задачу ГНКАР.

«Азнефтеянаджаг» получала также нефтехимический сжиженный газ, т.е. отходы нефтепереработки, которые после дополнительной очистки и обогащения пропаном можно использовать как бытовой газ. В советские годы эту продукцию поставляли в сумгаитские нефтехимические комплексы. Там из жидкого газа выделяли ценные компоненты, а пропан-бутановую смесь продавали населению как бытовой газ. Продолжалось это и в начале 1990-х гг., но небольшими объемами.

Нефтехимический сжиженный газ — это не бытовой газ, получаемый от переработки природного. Это не только топливо, но и ценное сырье для вторичной переработки. Из него получается бензин, а также качественные компоненты к присадкам для смазочных масел и другие высокоценные продукты глубокой переработки.

В 1997 г. ГНКАР вынужденно работала на мазутном топливе, что отрицательно отразилось на рентабельности предприятия. Вследствие отсутствия достаточного объема сырой нефти (20 млн. тонн) загруженность заводов составляла 40-45%. Происходившее в последние десятилетия падение объемов добычи нефти и газа в Азербайджане привело к снижению темпов развития всей экономики.

В годы советской власти дефицит местного сырья покрывался за счет импорта туркменской, западносибирской и казахской нефти. Уменьшение объемов переработки нефти привело к диспропорции мощностей отдельных, образующих единую технологическую цепочку установок, как по масличной, так и по топливной схеме, что и повлекло за собой снижение качества выпускаемой продукции.

Другая большая проблема, и не только для нефтепродуктов — отсутствие платежеспособности рынка. На внутреннем рынке потребители были не в состоянии оплачивать товар. Предприятия, в которые нефтепродукты должны были поступать бесперебойно по распоряжению Кабинета министров, являлись основными должниками.

Добываемые в 1990-е гг. объемы газа, даже с учетом контрактного газа, были недостаточны для удовлетворения внутреннего потребления вплоть до 2010 г. Наметившийся экономический рост должен был еще более увеличить эти потребности.

В конце 1998 г., после неудачных попыток США и Великобритании восстановить относительный статус-кво путем бомбежек Ирака, энергетический кризис окончательно вошел в стадию стагнации. Особенно сильно он ударил по мелким предприятиям.

Средние и крупные компании в условиях кризиса вынуждены были объединяться, а малые, не выдержав кон¬куренции, самоликвидировались, что ускорило концентрацию газового производства в крупных предприятиях.

По материалам журнала «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики»