О геноциде азербайджанцев и политике их переселения

О.БУЛАНОВА

Армяне, как известно, на весь мир кричат о якобы геноциде, который опять же якобы был осуществлен в их адрес сначала турками, а затем азербайджанцами. Однако на деле все происходило с точностью до наоборот.

На протяжении всей истории осуществлялся геноцид против азербайджанцев, и осуществлялся он в результате русско-армянского партнерства. Таким простым и весьма эффективным путем Российская империя хотела закрепиться на Южном Кавказе, а Армения, пользуясь покровительством России, считавшей армян единоверцами (что на самом деле не соответствует действительности), желала захватить исконные азербайджанские земли и построить на них «Великую Армению».

После заключения со шведами Ништадтского мирного договора в 1721 г. царь России Петр I обратил свои имперские стремления на Кавказ, на прикаспийские территории, что привело к захвату города Баку в 1723 г. Видя недовольство и сопротивление местного населения, в основном являющегося мусульманами, для осуществления своих замыслов Петр I запустил в действие «армянскую карту», считая необходимым «во что бы то ни было размещение в Гилане, Мазандаране, Баку и Дербенде армян и христиан».

И эта политика, заложенная Петром I, была продолжена другими правителями России. Так, в 1768 г. Екатерина II издала указ о своем покровительстве армянам. В 1802 г. император Александр I в своем письме Н.Д. Цицианову писал: «Во что бы то ни было армяне должны быть использованы … в тех или иных ханствах Азербайджана».

Армяне, являясь инструментом в реализации этой политики, выгодно пользовались имперскими стремлениями России для продвижения идеи создания своего государства, которого они не имели на протяжении IV-XIX столетий. Так начался период оккупации азербайджанских земель Российской империей.

Гюлистанский договор (12 октября 1813 г.) и Туркменчайский договор (10 февраля 1828 г.), заключенные в конце двух войн между Россией и Персией (первая в 1804-1813 гг., вторая в 1826-1828 гг.), сыграли трагическую роль в истории азербайджанского народа и привели к разделению Азербайджана: северная часть Азербайджана была завоевана Российской империей, южная его часть оказалась под правлением Персидского государства, что ускорило процесс арменизации азербайджанских земель.

Сразу же после Туркменчайского договора император Николай I своим указом от 21 марта 1828 г. образовал на территории Эриванского и Нахчыванского ханств «Армянскую область», в состав которой вошел и город Эривань, в котором на тот период проживали 7,331 азербайджанцев и 2,369 армян, т.е. всего лишь одна четверть от общего населения. По сути это стало фундаментом будущей Армении, созданной за счет исторических азербайджанских земель.

Вслед за этим, согласно 15-му пункту Туркменчайского договора, было осуществлено массовое переселение армян из Персии в Эривань, Карабах и Нахчыван, в земли, исконно населенные азербайджанцами. Это привело к выживанию местного азербайджанского населения из родных мест.

Аналогичный процесс был точно так же реализован после завершения войн с Турцией (в 1828-1829 гг. и в 1877-1878 гг.). Так, согласно историческим источникам, в 1829-1830 гг. на Кавказ были переселены 40 тысяч персидских и 84,6 тысячи турецких армян, и они были размещены в Нахчыване, Карабахе и Эривани. Одновременно с этим, во время военных действий были уничтожены сотни сел, населенных азербайджанцами, убиты тысячи людей, а остальные вынуждены были покинуть родные места.

Во второй половине XIX в. армяне для реализации своей националистической, шовинистической идеи создания «Великой Армении» путем захвата определенных территорий Турции, Грузии, Азербайджана стали формировать организационные структуры. Были созданы, что важно отметить, в основном за рубежом, партии «Гнчак» (1887 г., Женева), «Дашнакцутюн» (1890 г., Тифлис), организация «Союз армянских патриотов» (1895 г., Нью-Йорк).

Однако, несмотря на все эти попытки, в конце XIX в. Эриванская губерния занимала на Кавказе третье место по количеству населения азербайджанцев — после Бакинской и Елисаветпольской губерний (Елисаветполь — название Гянджи в те времена). По данным проведенной первой в Российской империи переписи населения, в 1897 г. в Эриванской губернии проживали 313,178 азербайджанцев. Дальнейшие события начала XX столетия показали, что такая ситуация и послужила причиной продолжения трагедий в истории азербайджанского народа.

Воспользовавшись революционными процессами в России в 1905-1907 гг., армяне совершили планомерные акты национальной резни, массового выселения азербайджанцев в Баку, Шуше, Зангазуре, Эривани, Нахчыване, Ордубаде, Эчмиадзине, Джаваншире и Газахе. В 1905-1906 гг. армянами были разгромлены 200 азербайджанских сел в Эриванской и Елисаветпольской губерниях, и 75 сел в уездах Шуша, Джебраил, Зангезур.

В последующие годы после событий 1905-1907 гг. процессы массовых репрессий против азербайджанцев были продолжены в скрытой форме, о чем свидетельствуют статистические данные. Эти данные за 1916 г. показывают, что численность населения пяти уездов Эриванской губернии на 1916 г. по сравнению с 1831 г. увеличилась в 40 раз, т.е. от 14,300 до 570,000 человек, но в то же время увеличение азербайджанцев составило только 4,6 раза, достигнув 246,600 человек.

Или другой пример: если в 1886-1897 гг. абсолютное увеличение населения составляло 40 тысяч человек, то в 1905-1916 гг. эта цифра была равна 17 тысячам, хотя в 1905 г. население было на 61 тысячу человек больше, чем в 1886 г. Эти вопиющие цифры говорят о шовинистической политике, проводимой армянскими националистами во время правления царской России. Они свидетельствуют о конкретной реализации плана по изгнанию азербайджанцев и создания «Армении без турок», как армяне называют азербайджанцев. Несмотря на депортацию и притеснения, все равно в Эриванской губернии проживали 247 тысяч азербайджанцев, что составляло 45 процентов всех ее жителей.

Первая мировая война, разразившаяся в 1914 г., и последовавший за ней Октябрьский переворот 1917 г. создали благоприятные условия для возобновления притязаний к Азербайджану. В начале 1915 г. армянское население северо-восточных провинций Турции начало провокации против Османского государства и осуществило массовую резню и депортацию турок.

В ответ на это Османское правительство издало указ о массовом переселении армян с данных территорий. Вместе с армянскими военными отрядами с территории Турции в Эриванскую губернию, Зангезур и Карабах переселилось огромное число армян. Опиравшиеся на русскую армию, армяне вначале в Нахчыване и Эривани, а затем в Карабахе и других регионах Азербайджана жестоко расправлялись с мирными жителями. Это был пиковый период претензий армян на «Великую Армению».

Пользуясь неразберихой и предъявляя территориальные претензии к грузинам и азербайджанцам, армянские националисты в первые месяцы 1918 г. начали с особой жестокостью массовые погромы от Дербента до Лянкярани, от Зангезура до Баку, от Борчалы до Карабаха. Бакинская коммуна под лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами с марта 1918 г. приступила к осуществлению преступного плана, преследующего цель ликвидации азербайджанцев по всей Бакинской губернии.

Совершенные армянами в те дни преступления навсегда запечатлелись в памяти азербайджанского народа. Лишь в силу своей национальной принадлежности были уничтожены тысячи и тысячи мирных азербайджанцев. Армяне поджигали дома, предавали огню живых людей, в том числе детей и женщин.

Ими были разрушены национальные азербайджанские памятники истории, являвшиеся архитектурными сокровищами, школы, больницы, мечети и другие сооружения, превращена в руины значительная часть Баку. Чего стоит один только такой факт: армянская артиллерия прямой наводкой била по зданию Исмаилия, в котором сначала размещалось Мусульманское благотворительное общество, первое на Востоке, а во время Первой мировой войны — госпиталь, пункты раздачи пищи и т.п. благотворительные организации. В результате случившегося пожара здание очень сильно пострадало.

С особой жестокостью геноцид азербайджанцев осуществлялся в Бакинском, Шемахинском, Губинском уездах, в Карабахе, Зангезуре, Нахчыване, Лянкяране и других районах Азербайджана. На этих землях в массовом порядке было истреблено мирное население, сожжены деревни, разрушены и уничтожены памятники национальной культуры.

В марте-апреле 1918 гг. в Баку, Шемахе, Губе, на Мугани, в Лянкяране армяне убили свыше 50 тысяч азербайджанцев, разграбили их дома, изгнали десятки тысяч человек из родных мест. Только в Баку около 30 тысяч азербайджанцев были убиты с особой беспощадностью, в Шемахинском уезде разрушено 58 сел, убиты около 7 тысяч человек, в том числе 1 653 женщины и 965 детей. Были сравнены с землей 122 мусульманских села в Губинском уезде, варварски разрушены более 150 азербайджанских сел в нагорной части Карабаха, 115 сел в Зангезурском уезде; над населением, без различия пола и возраста, учинена жесточайшая расправа.

Были разрушены, сожжены и разорены 211 азербайджанских сел в Эриванской губернии, 92 — в Карсской области. В одном из многочисленных обращений эриванских азербайджанцев указывается, что в этом исторически тюркском городе и вокруг него в короткий срок было разрушено 88 сел, сожжено 1 920 домов, убито 131 970 азербайджанцев (по данным газеты «Ашхадавор» («Труженик»), N231 от 2 ноября 1919 г.). Бойней мирного населения руководил Степан Шаумян, назначенный 16 декабря 1917 г. Советом народных комиссаров РСФСР чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа.

После советизации Армении в 1920 г. кровавым войнам предыдущих лет на длительное время был положен конец. Теперь в Эривани не могли открыто поставить вопрос о границах. Больше не было прямых поводов для высылки или уничтожения азербайджанцев, поскольку стало ясно, что такими мерами уже нельзя передвинуть границы или завоевать новое жизненное пространство. В то же время конфликтный потенциал предыдущих лет продолжал сохраняться и временами выплескивался. Теперь он больше выражался в форме морального унижения тюркского населения Армении (до принятия Конституции Азербайджанской ССР 1937 г. азербайджанцы назывались тюрками).

Армянские власти, используя различные методы притеснения, по-прежнему демонстрировали свое пренебрежительное отношение к азербайджанскому населению, не скрывая, что рассматривают их второсортными жителями республики.

Ярким примером этому являются обнаруженные в архивах документы, датируемые концом 20-х — началом 30-х гг. прошлого века. Это период, когда в Советском Союзе начал набирать темпы процесс коллективизации сельского хозяйства, сопровождавшийся борьбой с кулачеством. Проведение данной репрессивной акции дало удобный повод переодевшимся в коммунистическую личину армянским националистам, прикрываясь борьбой с классовым врагом, заодно свести счеты и с тюркским населением, компактно проживавшим на землях своих предков.

По данным переписи населения, проведенной в 1926 г., в Армянской ССР проживали 84 тысячи азербайджанцев. В обзоре о политическом положении в трех республиках Южного Кавказа — Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР на 1 января 1929 г., подготовленном Главным Политическим управлением (ГПУ) при Совете Народных Комиссаров Закавказской Федерации и направленном секретарям ЦК АКП(б) А.Караеву и Л.Мирзояну 30 января 1929 г., имеются интересные сведения о положении тюркского населения в Армянской ССР. Так, в обзоре говорится о росте переселенческих настроений среди тюрок, проживающих в районе Агбаба, Лори-Памбакского, Ленинаканского, Ново-Баязетского и Эчмиадзинского уездов Армянской ССР.

Среди основных причин возникновения подобных настроений у населения указываются проблемы, связанные со школьным образованием, медицинским обслуживанием и обеспеченностью средствами сельского хозяйства. В районных партийных комитетах не хватало инструкторов-тюрок, которых заменяли армяне, слабо знающие азербайджанский язык и потому грубо обращавшиеся с местным тюркским населением. Кроме того, прибывающие из Турции в Армянскую ССР беженцы-армяне размещались не только в тюркских селениях, но и в тюркских семьях, которые вынуждены были их содержать.

Отмечаются неискренность местных армянских властей по отношению к тюркам и ведение против них дашнакской пропаганды. Как видно из обзора ГПУ, в тюркские селения прибывали шовинистически настроенные армянские эмиссары, которые предлагали населению покинуть Армению, угрожая в противном случае жестокой расправой над ними. Подобные угрозы вынуждали азербайджанцев направляться в сторону Нахчывана, а население селений Таги, Назрав и Парт Эчмиадзинского уезда готовилось переселиться на территорию Турции.

Переселенческие настроения среди тюркского населения продолжают усиливаться в связи с началом в 1930 г. сплошной коллективизации сельского хозяйства. Слабость работы местных организаций, допущенные при проведении хлебозаготовок перегибы, продовольственные затруднения, неурегулирование землепользования вкупе с традиционным национальным антагонизмом между азербайджанским и армянским населением значительно способствовали усилению переселенческих настроений среди азербайджанцев. Наиболее пораженными переселенческими тенденциями являлись Курдукулинский, Эчмиадзинский, Гамарлинский и Агбабинский районы.

Причем характерно, что переселенческими настроениями был охвачен значительный процент бедноты и середнячества. Как становится известно из сводки Закавказского Главного Политического Управления (ЗакГПУ) от сентября 1931 г., кроме переселившихся в июле месяце сего года 160 человек, карательными органами было выявлено еще 222 хозяйства, готовящихся к переселению в Турцию. Общее количество азербайджанских хозяйств, готовившихся к переселению в Турцию, в этих районах достигало пятисот.

Помимо переселений в Турцию среди азербайджанцев, проживавших в Армении, наблюдалось стремление переселиться в Нахчыванскую автономную республику. Как следует из оперативных сводок ЗакГПУ, «объяснялось это прежде всего недостаточностью внимания в отношении тюрок со стороны работников-армян. Ответственных работников среди тюрок в Армении нет. Низовые же работники слабы».

За июль и август 1931 г. из Курдукулинского, Эчмиадзинского и Гамарлинского районов Армянской ССР переселилось в Нахчыванскую республику 204 хозяйства. Кроме того, к переселению готовились еще 200 хозяйств. Имелись случаи переселения в Нахчыван почти половины населения сел.

Так, например, в селе Арбат из имеющихся 50 хозяйств переселилось 40; в селе Чобонкара из 90 хозяйств переселилось 30. Значительная часть переселившихся оседала в районах Нахчыванской республики, граничивших с Ираном. Видимо, переселенцы, опасаясь за возможное применение против них со стороны властей репрессивных мер за самовольное оставление сел, не исключали в дальнейшем переход на территорию Южного Азербайджана.

Использованы материалы Ильгара Нифталиева,  turkelpress.com, 1905.az и ochagsamara.wordpress.com

Читайте также: О насильственном выселении азербайджанцев из Армении