В конце XIX в. в Баку было несколько женских учебных заведений: заведение св. Нины, Мариинская гимназия. Но это были светские учебные заведения, где обучение проходило на русском языке. А вот женской школы для девочек-мусульманок, где обучение проходило бы на родном языке, не было. Причем не только в Баку, но и на всем мусульманском Востоке.
В 1896 г. родилась идея светской школы для азербайджанок, которую воплотил в жизнь знаменитый нефтепромышленник и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. Для осуществления проекта был приглашен выдающийся польский архитектор Иосиф Гославский, будущий автор Бакинской думы (в дальнейшем Баксовет). Строительство началось в 1898-м и было завершено в 1900 г.
Занятия в школе начались 7 сентября 1901 года, а праздничная церемония открытия состоялась 9 сентября.
В 1900 году, свое мнение относительно открытия данной школы выразил и Нариман Нариманов. До революции Нариманов был известен как один из зачинателей реалистической и революционно-демократической литературы в Азербайджане, основоположник жанра исторической трагедии, прозаик, талантливый публицист, педагог и врач.
Из книги Н.Нариманова, посвященной Г.З.Тагиеву (1900 г.):
…Вторым бесценным подарком для нации является вновь открытая женская школа, где будут воспитываться девочки-мусульманки. Скажем несколько слов об этой школе. Философы сравнивают маленького ребенка с мягким прутом, то есть, прут можно сгибать в разные стороны; точно также, какое воспитание изначально будет дано малютке, таким же он вырастет, потому что память у малютки очень сильная: он запоминает увиденное и услышанное. Каждый может наблюдать это на собственном примере.
Те стихи, которые человек учит в детстве, остаются у него в памяти до старости. Но стихи, выученные в возрасте 20-30 лет и позже, он забудет, если не будет повторять их каждый день. Таким образом, начальным воспитанием ребенка следует заниматься умело, потому что какой путь ему укажешь изначально, тем путем он и пойдет. До 8 лет воспитание ребенку дает мать.
Теперь давайте честно взглянем на воспитание, данное нашими матерями: у культурных народов первыми словами детей, начавших говорить, являются молитвы, у наших – ругательства! Их дети играют с книгами в картинках, наши – в грязи, в пыли, в земле! Их дети моют руки перед едой, произносят молитву и совместно обедают, наши – с грязными руками, с ломтем хлеба и сыром жуют, ходя по улицам. Их отцы и матери ведут красивые разговоры при детях. Наши при детях бранятся, предают друг друга проклятиям, а иногда с палкой в руках бьют друг друга! Когда у них в дом приходят гости и сплетничают с женой, детей держат в другой комнате, наши же, когда ведут сплетни, сажают детей себе на колени!
Какое воспитание получат эти несчастные малютки от наших матерей? Что ждать после такого воспитания от этих детей? Конечно, если наши матери будут воспитанными, то и дети станут воспитанными. Отец и мать должны видеть несчастье своего ребенка не в недостаточности его ума, а в своем воспитании… В своем воспитании должно видеть первую главную причину страшного горя ребенка.
Конечно, ни один отец и мать не пожелают несчастья своему ребенку, но когда вникаешь в суть дела, становится очевидным, что главной причиной несчастья ребенка являемя мы сами… Кроме того в последнее время наши парни, следуя за культурой, прогрессируют в познании: меняются их взгляды на быт… А разве этим культурным, образованным парням не нужны культурные, образованные жены?
С каждым днем растет число воспитанной молодежи, но они не задумываются о женитьбе, потому что у нас нет воспитанных девушек, а делать невоспитанных спутницами всей жизни очень трудно. Они задумываются о будущем своих детей…
Этот вопрос должен запасть в сердца отцов и матерей в Баку. Взгляни, сколько вышедших замуж наших девушек стали несчастными… Бесчестные парни женятся на несчастных чистых девушках, а затем бросают их и встают на плохой путь. Разве счастье жены заключается в еде и драгоценностях?
Правда, хотя большинство этих парней и не получили должного воспитания и богатство помутило рассудок многих из них, но, возможно, если бы наши девушки были воспитаны и образованны, то их мужья и не совершали бы немыслимые поступки. Ведь умная жена всегда свернет плохого мужчину с неверного пути.
В настоящее время наша женатая молодежь на неверном пути, несчастные девушки льют горькие слезы, а отцы призывают их терпеть… До каких пор наши девушки будут терпеть? До каких пор они будут терпеть угнетение наших бездумных, бессовестных парней?
Мы не сомневаемся, что уважаемый Гаджи солидарен с нами в этом вопросе. Хотя некоторые невежественные, ничего не сведущие в этом мире люди и считаются врагами этой школы, мы их считаем роющими нации могилу. Для них тоже открыты страницы истории…
Правда, если бы в этой школе было что-то противоречащее религии или вере и если она приобретет какой-либо иной характер, первыми ее противниками станем мы. Однако в этой школе наши девушки будут учиться четыре года: три года на азербайджанском и год на русском. 20 бедных девочек будут учиться за счет Гаджи и на них будет израсходовано 8 тысяч рублей в год. На здание уважаемый Гаджи потратил до 300 тысяч рублей!..
**********
В 1913 г. школа Тагиева была преобразована в учительскую семинарию. Тагиев собирался отдать семинарии и свой пассаж на Ольгинской, но началась Первая мировая война и помешала осуществлению его планов. В советское время в здании разместили Президиум Верховного Совета АзССР. Позднее там разместился Институт рукописей Академии наук Азербайджана.
По материалам книги «Из истории женского училища Г.З.А.Тагиева»