З.Мамедова
В начале XX века политическая жизнь Российской империи характеризовалась сложными процессами, которые повлияли и на подвластные ей окраины. Первая русская революция оказала сильное воздействие на формирование национального самосознания и национальной идеологии. В этот период азербайджанская интеллигенция приступила к созданию политических партий и организаций.
В 1901 году в Баку русские социал-демократы создали социал-демократическую организацию, в формировании которой немаловажную роль сыграли и грузины, являющиеся членами нелегальной социал-демократической организации в Тифлисе. Речь идет о создании Бакинского комитета РСДРП.
С целью налаживания тесной связи с рабочими массами и оказания на них какого-либо влияния были созданы также районные комитеты. В функции этих комитетов входили организационное становление местных партийных ячеек, налаживание пропагандистской работы, создание конспиративных частей, приобретение жилищ, выбор мест для проведения массовых собраний.
В конце XIX — начале XX столетия представители либерально настроенной интеллигенции Азербайджана пытались пробудить в народе идеи национального единства, призвать его к науке, знаниям, просвещению. В таких газетах, как «Каспий» и «Шарги-Рус», А.Агаев, А.Гусейнзаде, А.Топчибашев писали о политическом бесправии мусульман, их пассивном участии в общественной и культурно-просветительской деятельности, а также призывали народ проснуться «от сна невежества».
С октября 1904 года в Баку начала свою деятельность первая в мусульманском мире социал-демократическая организация «Гуммет» («Энергия»), которая осуществляла свою деятельность при Бакинском комитете РСДРП. «Гуммет», расширяясь, стал не только организацией рабочих-азербайджанцев, но и рабочих других национальностей Востока, работающих в Азербайджане. В данную организацию входили также рабочие из Ирана и Южного Азербайджана, которые трудились в промышленных центрах Баку.
Деятельность «Гуммет» приобрела большой размах и популярность с начавшейся в 1905 году в Иране революцией. В ней приняли непосредственное участие почти все гумметисты, связывая с ее победой надежды на освобождение Южного Азербайджана.
Выступавший на IV съезде РСДРП в качестве представителя от «Гуммет» А.Б.Юсиф-заде заявил: «Наша организация посылала в Иран и литературу, и пропагандистов, и добровольцев. Первыми пропагандистами революционных идей и социализма в Иране были члены нашей организации».
Активными участниками иранской революции являлись М.Б.Ахундов, М.Э.Расулзаде, М.А.Азизбеков и др. Отправкой газет и листовок в районы Азербайджана и Ирана руководили М.Э.Расулзаде и М.Б.Ахундов. М.Э.Расулзаде, эмигрировав в 1909 году в Иран, основал газету «Иран-и-Ноу», явившуюся, по существу, первой в Иране газетой европейского типа и игравшей огромную роль в консолидации национальных, демократических и революционных сил.
Отделения «Гуммета» действовали в Елисаветполе (Гяндже), Шуше, Нахчыване, Джульфе. Но самым значительным и по численности, и по политической активности являлось Тифлисское отделение «Гуммет», возникшее в 1905 году.
Кроме того, тифлисский «Гуммет» еще в большей степени, чем бакинский, являлся связующим звеном между местными социал-демократами и иранскими революционерами. Однако Баку, который в начале XX века являлся одним из важнейших центров революционного движения, сыграл большую роль в создании иранскими рабочими революционной социал-демократической организации.
М.С.Иванов, исследовавший конституционную революцию в Иране, указывает на ее связь с «Эджтэмайюнэ ам-миюн» («Ичтимаюн-е-Амиюн»), которая была создана иранскими рабочими, проживающими на Кавказе. Основываясь на исследованиях иранского историка Кесреви, автор отмечает, что данная организация была создана в 1904 году, т.е. за год до начала конституционной революции в Иране, иранскими рабочими, занятыми в нефтяной промышленности Баку.
Н.К.Белова, также ссылаясь на Кесреви, отмечала, что Нариман Нариманов участвовал в создании социал-демократической организации из числа иранских рабочих, проживающих на Кавказе. Однако факты указывают на то, что Нариманов в год создания данной организации не проживал в Баку и даже не на Южном Кавказе. Так или иначе, он внес большой вклад в развитие самосознания иранского народа.
Н.Нариманов в своих публицистических произведениях призывал к защите своей родины не только простой народ Ирана, в т.ч. Южного Азербайджана, но и интеллигенцию.
Например, в статье «Конституция и ее сторонники в Иране» (газета «Хаят», 1906) Н.Нариманов призывает иранскую интеллигенцию не «прозябать» отвоеванную народом Конституцию в 1906 году и «действовать хотя бы словом, пером и материальными средствами…».
И это не единственная статья Н.Нариманова, освещающая события в частности в Южном Азербайджане. Н.Нариманов также являлся автором программы иранской социал-демократической партии «Муджахид».
Отделение партии «Ичтимаюн-е-Амиюн» или «Муджахид» существовало и в Тифлисе.
По документу, выявленному и изученному ученым С.Алиевым, было доказан большой вклад РСДРП в дело создания данной партии. Исходя из рапорта пристава 3-го участка Баку прокурору окружного суда от 4 декабря 1906 года, где указан факт обнаружения типографии, было выявлено несколько отельных страниц отпечатанной брошюры. В ней было 8 страниц на персидском языке. Текст представлял большую ценность для изучения истории иранских революционных организаций в период революции 1905-1906 годов.
Исходя из содержания документа, а также из того, что в 1906 году в Баку действовала лишь одна иранская партия, автор пришел к заключению, что обнаруженные страницы являются частью программы партии «Ичтимаюн-е-Амиюн».
Несмотря на большую активность членов «Эджтэмайюн-э аммиюн» в революции 1905-1911 годов, руководители ее различных организаций стояли на разных классовых позициях, обусловленных разнородным социальным составом партии.
Наибольшим авторитетом в 1906-1907 годы пользовался бакинский комитет, который считапся центральным комитетом и имел связи со своими организациями в Тебризе, Гиляне, Тегеране и других местах.
Прокламации партии, и особенно подписи и оттиски печатей на них, являются еще одним фактом того, что именно Баку являлся местонахождением Центрального комитета иранских социал-демократов.
С 1906 года «Муджахид» и «Гуммет» стали направлять в Иран агитаторов для ведения пропаганды среди местного населения и прежде всего среди азербайджанцев. Вскоре помощь стала более конкретной: стали прибывать вооруженные добровольцы, принимавшие участие в боевых действиях. Эта помощь стала прибывать еще больше в связи с Тебризским восстанием 1908 года.
В Баку и Тифлисе были образованы комитеты помощи иранским революционерам. Бакинский комитет возглавлял М.А.Азизбеков, а Тифлисский — Н.Нариманов.
Руководящий центр общества муджахидов находился на Южном Кавказе, вероятно, в Тифлисе, а в Баку располагалось одно из наиболее важных ее отделений. Число добровольцев из Южного Кавказа, большинство из которых составляли азербайджанцы, достигало 800 человек, из них 50 человек героически погибли при обороне Тебриза.
После подавления Тебризского восстания новый революционный очаг возник в январе 1909 года в городе Реште. Сюда прибыли гумметисты М.Б.Ахундов, Б.Касумов, М.Талыбов и др. В Реште временно установилась революционная власть, и комендантом города стал М.Г.Талыбов, а хранителем оружия — Багадур Касумов. Сюда же прибыл Г.Орджоникидзе.
При подавлении Рештского восстания погибли М.Б.Ахундов и председатель лянкяранского отделения муджахидов Абдул Гасан Бехджатзаде. Редактор «Иран-е-ноу» М.Э.Расулзаде поместил в газете большой некролог, посвященный Мамед Багиру Ахундову, назвав его истинным патриотом своего народа и большим другом Ирана.
В Тифлисский комитет помощи восставшим в Южном Азербайджане входили, помимо Н.Нариманова, М.Б.Мир-Гейдарзаде, А.Юзбашев, А.Байрамов, Г.А.Тагизаде, М.Н.Алиев, ЮАхундов, А.М.Садыхов, Г.Ширинзаде, Г.Мамедов, Н.Наджафов и др. Свою помощь людьми и оружием Тифлисский комитет оказывал через Джульфинскую организацию «Гуммет» — братьев Насруллу и Абдуллу Шейховых, Сеида Ордубади и др.
В начале 1908 года по указанию ЦК РСДРП в Южный Азербайджан для обследования Тебризского и Хойского отделений комитета выехал М.Б.Мир-Гейдарзаде. Оттуда по поручению Тебризского комитета он поехал в Баку и Тифлис для доклада о ходе революции и приобретении оружия. Он привез в Тифлис письмо от Саттар хана.
После подавления революции в декабре 1911 года в Тебризе и Реште были введены военно-полевые суды, многие были арестованы, однако примерно 200 добровольцам удалось скрыться, М.Э.Расулзаде и С.Г.Тагизаде эмигрировали в Турцию.
Репрессии, последовавшие вслед за подавлением иранской революции, высылка и аресты гумметистов как в самом Иране, так и в России нанесли серьезный удар по Тифлисскому «Гуммету» и по его филиалам в городах и уездах Азербайджана. И хотя тифлисская организация просуществовала дольше бакинской, после 1911 года сведения о ее деятельности носят крайне отрывочный характер. Информация о ней появилась только с февраля 1917 года.
Как известно, 1917-1920-е годы характеризуются образованием ряда коммунистических партий и организаций стран Востока. В большинстве случаев эти организации создавались национальными группами, как в своих странах, тае и на территории России. Главными проводниками этого движения являлись революционеры-эмигранты.
В отличие от революционеров, которые вынуждены вести свою деятельность под натиском колонизатфов и местных правителей, революционеры-эмигранты проживали в России в более выгодных условиях. Например, проживающие в Баку иранские рабочие еще в 1916 году создали иранскую социал-демократическую организацию «Адалят», ставшую в начале 1920 года иранской Коммунистической партией «Адалят».
Еще в мае 1917 года на учредительной конференции в Баку были утверждены программа и состав Центрального комитета партии, в который вошли такие политические деятели и представители интеллигенции Ирана, в частности Южного Азербайджана, как А.Кафарзаде, Б.Агаев, М.Лютфи, М.Алиханов, М.Баба и др.
А.Кафарзаде, избранный на съезде председателем «Адалята», являлся одновременно редактором печатного органа партии — одноименной газеты, выходившей еженедельно на персидском и азербайджанском языках.
Один из видных членов «Адалята» К.Агаев в своих воспоминаниях писал: «Перед партией стояла задача вести борьбу с персидским консульством, которое пользовалось большим влиянием среди рабочих, находящихся в Баку, что мешало нашей работе».
В конце 1917 — начале 1918 г. отделения партии были организованы и вне Баку. Например, в Гяндже было около 470 членов партии.
Партия «Адалят», членами которой были простые рабочие, приехавшие на заработки в промышленный Баку из разных городов Южного Азербайджана, явилась хорошей школой. Пройдя путь от рабочего до государственного деятеля они доказали, что не всех южноазербайджанских рабочих можно называть «невежественными, неграмотными». К ним можно отнести М.Б.Касумова, А.А.Бабаева, Д.Х.Гусейнзаде, братьев Агаевых — Бахрама, Камрана, Имрана, Магеррама Агаева, Мешади Гусейна Аскер оглу.
После Февральской революции в Баку кроме партии «Адалят» действовали еще две политические организации иранцев — Демократическая партия Ирана и Партия иранской независимости. В их состав входили иранские купцы и торговцы, лавочники, сотрудники иранских консульств в Баку, Петровске, Дербенте и других городах Южного Кавказа.
Кроме партии «Адалят» в Москве в 1919 году вела работу и местная ячейка партии «Эджтэмайюн-э аммиюн» («Социал-демократы»), возглавляемая известным иранским революционером Гейдар ханом Амиоглу.
По книге автора «Проблема южных азербайджанцев в советском Азербайджане в 20х-30х гг. XX века»