В азербайджанской советской историографии долгое время утверждалось, что только после установления Советской власти в Азербайджане женщины получили свободу, равные права с мужчинами и избирательное право. Во многих исследованиях доказывалось, что до Октябрьской революции женщины Азербайджана были бесправными, находились в униженном и угнетенном положении, были совершенно отстранены от общественной жизни, и лишены возможности в получении даже начального образования.
В этих работах особо подчеркивалось, что только Октябрьская революция осуществила «многовековую мечту лучших умов человечества о равноправии женщин». Советские историки обвиняли Мусаватистов в «феодально-патриархальном и зверском отношении» к женщине, якобы они были сторонниками закабаления женщин.
В книге С.Иманзаде «Октябрьская социалистическая революция и освобождение женщины» приводился случай, о том, что в Гяндже в период АДР группа интеллигентных девушек была арестована за нарушение норм ислама — выход на улицу без головного убора. И, якобы только после осуждения общественностью города этого поступка, мусаватисты вынуждены были освободить девушек.
Советский историк А.Раевский, опубликовавший в 1929 году книгу о контрреволюционной деятельности партии Мусават, считал, что мусаватисты были мракобесами, которые были против освобождения женщины, участия ее в общественной жизни народа, были противниками снятия женщинами чадры.
Однако документы и материалы из архивов Азербайджана, свидетельствуют о том, что равноправие, а также избирательное право азербайджанские женщины получили в период Азербайджанской Демократической Республики (АДР).
В период АДР впервые в истории Азербайджана и всего мусульманского Востока женщины получили равные с мужчинами права и избирательное право. При этом были выявлены особенности, присущие женскому движению в Азербайджане.
Исследование истории избирательного права женщин Азербайджана долгое время оставалось вне поля зрения историков, хотя после распада СССР открылась широкая возможность изучить «белые пятна» истории.
Получение женщинами Азербайджана избирательного права в период АДР имеет свою предысторию. Временное правительство России в марте 1917 года декларировало немедленную подготовку к «созыву на началах всеобщего, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму управления и конституцию страны». Идея подготовки выборов и созыва Учредительного собрания стала тем базисом, на котором стали строиться стратегии и тактики всех политически партий и объединений новой России.
Аналогичная иетитическая ситуация сложилась и в Азербайджане. Здесь упрочился следующий алгоритм: чтобы добиться достаточного числа мест в Учредительное собрание, нужно было сорганизоваться, объединить свои силы и вести масштабную пропаганду. Чтобы обеспечить объем планируемых действий нужно было создать политическую машину, способную в кратчайшие сроки завоевать массы и стать политической силой, обладающей идеологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами.
В связи с этим партия «Мусават» активизировала свою деятельность. Требовалась консолидация национальных сил, и здесь весомую роль могли сыграть азербайджанские женщины. Учитывая это, «Мусават» в своей дальнейшей работе старался уделять особое внимание женскому вопросу. На состоявшемся в конце октября 1917 года съезде партии была принята новая программа, в которой лидеры партии дали гарантии гражданских и политических прав азербайджанским женщинам.
В первой части программы, посвященной государственному строю и автономии Азербайджана в пункте 13 подчеркивалось, что выборы в парламент и другие учреждения будут «производиться всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием». В пункте 14 программы было объявлено, что все граждане, достигшие 20 лет, имеют право участвовать в выборах «без различия пола, национальности и вероисповедания».
Таким образом, как видно из программы партии «Мусават», женщинам было предоставлено равное с мужчинами избирательное право. То, за что боролись национальные лидеры, сумели претворить в жизнь после Февральской революции, т.е. в своем программном документе официально предусматривали предоставление женщинам избирательных прав.
Для консолидации национальных сил и достижения единства в освободительной борьбе руководители «Мусавата» предложили всем азербайджанским партиям и организациям на выбоорах в Учредительное собрание выступить единым блоком, одним списком. «Мусават» считал, что прогрессисты (урефа) должны объединить силы мусульман, несмотря на идейные разногласия. Но усилия оказались безуспешными, и мусульманские фракции пошли на выборы раздельно.
В «Известиях комитета Бакинских общественных организаций» печатались обращения к населению. Во всех обращениях обязательно был особый призыв к женщинам — голосовать за списки мусульманских фракций.
Мусульманские фракции шли на выборы по четырем спискам: мусульманские национальные комитеты и партия федералистов «Мусават»; мусульманская организация «Гуммет» (меньшевики); мусульманский социалистический блок; мусульмане Западного Закавказья.
Азербайджанские национальные лидеры придавали большое значение привлечению женщин к выборам в Учредительное собрание, так как их голоса, считали они, могут сыграть решающую роль в победе азербайджанцев во время выборов. Во всяком случае, так они объясняли отсталым слоям общества необходимость участия женщин в выборах.
Все азербайджанские национальные лидеры считали, что азербайджанская женщина должна быть эмансипирована, получить образование, иметь равные с мужчинами права, иметь избирательное право, активно участвовать в общественной и политической жизни общества, как это делают европейские женщины. Но они вынуждены были считаться с уровнем отсталых слоев своего народа и многие вопросы решать, исходя из их уровня.
Еще задолго до выборов в Учредительное собрание в азербайджанской печати велась усиленная подготовка населения по привлечению женщин к участию в выборах. В газетах публиковались статьи, посвященные избирательным правай женщин.
Например, в «Известиях комитета бакинских общественных организаций» было напечатано обращение духовного собрания к азербайджанским женщинам. В нем говорилось: «… мусульманки должны проникнуться сознанием важности и ответственности момента, и серьезно отнестись к этим по-литическим событиям, так как «происходит качественное и количественное состязание народов и решаются судьбы данной национальности».
«Мусават», занимающий доминирующее положение и возглавляющий национальное движение азербайджанского народа, подвергался критике справа и слева. Социалисты критиковали «Мусават» за то, что он, по их мнению, защищал интересы не азербайджанских масс, а беков, буржуазии и ханов. Видный деятель национального движения в Азербайджане Мирза Бала Мамедзаде позже, анализируя сложившуюся в тот период ситуацию, писал, что большевики считали «Мусават» буржуазной, ханской и помещичьей партией. Несмотря на это во время выборов в Бакинский совет «Мусават» получил 75 процентов голосов рабочих».
Исламисты обвиняли «Мусават» в том, что он имел социальную ориентацию. Особенно большая критика на позиции «Мусавата» была со стороны партии «Иттихад» в женском вопросе. «Мусават», как известно, требовал предоставления женщинам равных прав с мужчинами. Исламисты считали такую позицию «Мусавата» «распутством и вероотступничеством».
В условиях азербайджанской действительности, когда сознание людей было все еще в основном патриархальным, а религиозные предрассудки часто брали верх над разумными шариатскими разъяснениями, это было опасным и серьезным обвинением. Несмотря на это национальная партия до последнего дня не переставала работать, а активные и грамотные женщины по заданию национального комитета вели агитационную работу среди женщин.
В Закавказье выборы во Всероссийское Учредительное собрание проходили 26-28 ноября 1917 года. Азербайджанские женщины приняли активное участие в выборах, несмотря на то, что исламисты вели усиленную работу против этого. Из 2,455,274 избирателей по Закавказью «Мусават» получил 615,816 голосов (25,1%), чуть больше голосов набрали грузинские меньшевики — 661,934 (26,9%).
25 октября 1917 года в России произошел Октябрьский переворот. О свержении Временного Правительства и приходе к власти большевиков стало известно в Азербайджане на следующий день. Азербайджанские национальные организации встретили это известие с большим воодушевлением. Повлияли в значительной степени, принятые большевистским правительством документы, среди которых особое место занимал декрет о мире, «Декларация прав народов России» и другие, которые провозглашали равенство и суверенитет народов.
Азербайджанские женщины с большой надеждой относились к событиям, происходившим в России. Они знали, что в программе большевиков предусматривалось предоставление женщинам равных с мужчинами прав. На доброжелательное отношение женщин к октябрьским событиям в значительной степени повлияли также принятые большевистским правительством первые документы, которые провозглашали равенство народов и граждан независимо от их веры, пола и национальности.
В Азербайджане в это время шла борьба за власть. Большевики считали, что теперь при сложившейся политической ситуации, они должны взять власть в свои руки и управлять краем, как это было в Петрограде. Но здесь большевики не имели существенной поддержки местного азербайджанского населения, которое поддерживало национальные партии и организации. Азербайджанские женщины однако настороженно относились к большевикам. Они помнили, что во время перевыборов в бакинскую городскую думу состоявшихся 29 октября 1917 года, большевики игнорировали голоса женщин, так как нашли себе опору в лице солдат и матросов, на которых можно было полагаться в случае воцркновения опасности для их власти.
Согласно данным советских историков о хронике событий 1917 г., абсолютное большинство в выборах большевиками тогда (т.е. в октябре 1917 года) было получено с помощью солдатских голосов, и лишь 15,4% гражданского населения города Баку голосовало за большевиков. Около 70% голосов в Баку большевики получили благодаря солдатам гарнизона. Тем не менее, большевики объявили себя победителями.
15 (28) ноября 1917 года был создан Закавказский комиссариат, который фактически был временным органом власти в крае до созыва Учредительного собрания. Большевики не признавали Закавказский комиссариат и входившие в него партии, в особенности «Мусават», который они называли «партией людоедов и человеконенавистников».
28 мая 1918 года азербайджанские депутаты объявили о своем выходе из Закавказского сейма, и было провозглашено образование Азербайджанской Демократической Республики. После образования АДР в общественной и политико-правовой жизни Азербайджанской Республики произошло глубоко символическое событие. Женщины Азербайджана были наделены избирательным правом.
В ноябре 1918 года Национальный Совет Азербайджана принял Закон об образовании Азербайджанского Парламента, который включал и Положение об организации парламента. В связи с этим правительство обратилось к ядру из 40 человек, которое входило в состав Закавказского сейма. Этому ядру было предоставлено право сформировать свой состав путем приглашения (кооптации) из всех слоев населения еще 80 человек. В указанных процедурах по выборам и ротации при формировании парламента, имевших место и в уездах Азербайджана, принимали участие и женщины.
Таким образом, можно утверждать, что азербайджанские женщины участвовали в выборах в Азербайджанский парламент, который открылся 7 декабря 1918 года в Баку. Но, к сожалению, среди членов парламента женщин не было, так как они отказались от выдвижения своих кандидатур на руководящие должности.
Следующим шагом на пути укрепления избирательных прав азербайджанских женщин было утверждение этого права в Положении о выборах в Учредительное собрание АДР. Выборы в Учредительное собрание АДР требовали длительного времени и серьезной подготовки, а изменчивая сложная политическая обстановка ежедневно ставила новые задачи. Тем не менее, правительство приняло ряд правовых актов, в том числе о выборах в Учредительное собрание. По закону, принятому 21 июля 1919 года, еще раз было утверждено, что женщины обладают правом избирать и быть избранными во властные органы государства.
Между тем, в тот период принцип тендерного равноправия в избирательной сфере еще не был разрешен во многих европейских государствах, не говоря уже о мусульманском Востоке. За получение избирательного права женщины во многих странах мира прошли очень сложный и долгий путь борьбы. Женщины США, начавшие борьбу за избирательные права еще с конца XVIII века, получили это право позже азербайджанских женщин.
По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”