История еврейского народа, насчитывающая более сорока веков, изобилует как героическими, так и трагическими событиями.
Можно сказать, что нелегкая судьба Патриарха Авраама, отразилась на всей дальнейшей судьбе его потомков. Бегство из Ура Халдейского, рабство и исход из Египта, получение Торы на горе Синай, сорок лет скитаний под водительством Моше рабейну, завоевание Ханаана, эпоха Судей и установление монархии, бесчисленные войны и взятие Иерусалима, строительство Храма и вера в единого бога способствовали формированию того особого облика, который выделил еврейский народ из общей массы семитских племен.
Создание царем Давидом сильного, процветающего единого государства, положило начало строительству государственных институтов, которое завершилось при царе Соломоне, построившим Иерусалимский Храм. Однако антагонизм северных и южных колен привел к распаду страны на Израиль и Иудею, что вызвало бесконечные междоусобные войны. Ослабленные д постоянными конфликтами оба царства стали легкой добычей более сильных соседей.
Под ударами ассирийских завоевателей пало Израильское царство, все жители которого были уведены в плен и там растворились среди других народов. Иудея просуществовала еще полтора столетия. В 586 г. до новой эры Вавилонские завоеватели взяли Иерусалим, разрушили Храм и увели в плен часть населения страны. С этого периода складывается эпоха еврейской диаспоры.
Восстановление Иудеи, восстание Маккавеев и возрождение Царства на короткий исторический период возвратило евреям их суверенные права на свою государственность. Однако римская экспансия и подавление восстаний 66-73 и 132-135 годов н.э. привели к расселению еврейского народа по всей территории тогдашней Римской империи. Оказавшись разбросанными среди различных народов, евреи продолжали сохранять свои многовековые обычаи и традиции, жить верой в единого Бога.
С распространением христианства положение евреев резко ухудшилось. Во многих странах средневековой Европы они оказались объектом нападок, которые переходили в массовые погромы и изгнания, завершившиеся 20 в. Холокостом, унесшим в годы Второй Мировой Войны 5-6 миллионов человеческих жизней.
В странах Ислама положение еврейского населения было несомненно лучше. И все же, евреи всегда зависели от воли и доброго отношения того или иного правителя, экономической и политической ситуации. В этой связи, можно констатировать, что отношение к евреям со стороны тюркских народов, было практически всегда теплым и дружественным.
Достаточно сказать, что, когда в 1492 году евреи были изгнаны из Испании, руку дружбы и помощи протянула в тот период молодая, динамичная и набиравшая сила Османская империя. То же самое можно сказать и об Азербайджане, где евреи жили более 25 веков, и где евреи и их предки никогда не подвергались гонениям и преследованию.
В силу исторических причин Азербайджан явился государством, на территории которого мирно сосуществовали десятки народов и религиозных конфессий. Высокая этническая толерантность азербайджанского народа способствовала их успешной интеграции и адаптации. В связи с этим не вызывает удивление многовековая история проживания здесь представителей еврейского народа.
Появление еврейских поселенцев на земле Азербайджана тесно связано с взятием Иерусалима вавилонских царем Навуходоносором II, который в 586 году до н.э. захватил столицу древнего иудейского царства, разрушил город и храм и увел в рабство около 10% населения.
В Вавилоне, по имеющимся сведениям, оказалось до 40 тысяч пленников. К счастью изгнание продолжалось недолго. Уже после смерти Навуходоносора II в 562 году до н.э. на вавилонском троне в течение пяти лет сменилось три царя. Последнюю попытку укрепить страну сделал царь Набонид. Однако все его усилия противостоять нарастающей мощи молодой Персидской державы были обречены на провал. В 558 г. до н.э. царем Персии стал Кир II, который объединил персидские племена и основал город Пасаргады. В 553 г. до н.э. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага и одержал победу. Так Персия объединилась с Мидией, то есть Южным Азербайджаном.
В дальнейшем персы подчинили себе Парфию и Гирканию, полностью покорили Мидию и вышли к Эгейскому морю. Кир захватил Среднюю Азию, Афганистан, Согдиану и Хорезм и подошел к границам Вавилонского царства. Все это вселило надежду покоренным народам на скорое избавление. В стечение двух месяцев 539 г. до н.э. Вавилония была захвачена персами.
Иудейское население Вавилонии с воодушевлением восприняло весть о победе персидского царя Кира, который в 538 г. до н.э. издал эдикт о возвращении евреев на их историческую родину. Кроме того, благородство завоевателя было столь велико, что он разрешил отстроить разрушенный Иерусалим, восстановить Храм и приказал выдать для этих целей средства из собственной казны. Евреям были возвращены все золотые и серебряные сосуды, украшения и ритуальные принадлежности, увезенные в свое время Новуходоносором II в качестве трофеев.
Десятки тысяч иудеев собрались в путь во главе с Зарубавелем, внуком царя Иоахина и Иешуа, внуком последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась в Вавилонии. Они активно помогали своим соплеменникам деньгами вьючным скотом, припасами и т.д. Чудо, которого ждали два поколения еврейских переселенцев свершилось. Но одновременно с этим появилась в Персидском царстве «довольно значительная еврейская диаспора. В то время в Персии активно распространяется зороастризм, который в качестве этической силы утверждал волю бога, царство добра и света.
Оставшиеся на территории бывшего Вавилонского царства евреи очень скоро заняли ведущие позиции в экономике и администрации Персидской державы. Достаточно сказать, что знаменитый дом Мурашу брал в аренду поля принадлежавшие царям и членам царской семьи, контролировал царские каналы в окрестностях Ниппура, давал деньги взаймы вельможам и т.д.
Согласно свитку «Мегилат Эстер» евреи жили в 120 провинциях великой Персидской державы. Кроме того, среди евреев было немало чиновников и государственных служащих. Это тем более понятно, поскольку вторым государственным языком Ахеменидской державы являлся арамейский с семитским алфавитом. История сообщает нам об известном законоучителе Эзре, которого Артаксеркс I назначил начальником и судьей над Иудеей. После Эзры эту должность занимает другой приближенный царя виночерпий Нехемия, который по поручению Артаксеркса завершает строительство крепостной стены вокруг Иерусалима.
Таким образом, можно констатировать, что евреи, оказавшиеся под властью Ахеменидов будучи купцами, чиновниками и администраторами могли легко передвигаться по всей территории огромной Персидской державы и концентрироваться в крупных городах и торговых центрах. Постепенно усваивался персидский язык при одновременном сохранении иврита. После разгрома персидской державы Александром Македонским наступила эпоха эллинизма, которую сопровождал расцвет ремесел и торговли.
Распад империи Александра Великого и войны между диадохами способствовали перемещению значительных масс населения. Многие евреи переселяются дальше на восток и на север, часть оказались на территории Парфянского царства. В 226 г. н.э. персы подняли восстание против парфянского царя Артабана IV и возвели на престол своего вождя Ардашира, который основал династию Сасанидов. Так образовалось сильное новоперсидское царство, которое включило в себя и бывшую Вавилонию. Новый царь восстановил религию огнепоклонников. Пытаясь утвердить старую веру персидские маги стали притеснять иноверцев. Евреям запрещалось зажигать огонь в своих домах в дни персидских праздников, когда шло служение богу света Ахурамазду. Однако после смерти Ардашира эти ограничения были сняты и при Шапуре I (241-272) евреям вернули свободу вероисповедания и внутреннего самоуправления.
Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев с титулом рош ха галуг или экзиларх, что означает глава изгнанников. Все они вели своей род от царя Давида. Их власть была наследственной. Экзиларх являлся верховным судьей и правителем вавилонских евреев. Он собирал подати в пользу персидских царей, назначал начальников для наблюдения за порядком в городах, населенных евреями, а также судей для разбора спорных дел. Экзиларх имел своих чиновников, свиту и слуг. Он считался одним из высших персидских сановников.
Таким образом, евреи на территории Персидской державы пользовались полной внутренней автономией, подчинялись собственным законам. В Вавилонии и сопредельных территориях, входящих в состав новоперсидского царства, предки евреев были в основном жителями больших городов. Они занимались ремеслом и торговлей, содержали караван-сараи, были врачами, учеными и учителями. Евреи активно участвовали в торговле по Великому шелковому пути.
Достаточно проследить пути еврейской миграции чтобы убедится в этом. В Северном Азербайджане евреи селились в городах Ширвана в Дербенте и тд.
Итак, торговля, этот великий двигатель прогресса, сыграла выдающуюся роль в расселении евреев из Вавилонии по всей территории сначала Персидской державы, а затем и Новоперсидской империи и далее на восток вплоть до Китая. Конечно, и периодические гонения религиозных фанатиков играли немалую роль в данном процессе.
Во время арабских завоеваний при четвертом халифе Али положение евреев упрочилось и они получили полную свободу во внутреннем управлении. Восстановилась торговля, вновь стали процветать ремесла. После Халифа Али все владения бывшей Персии перешли под власть Омейядов (661-750). Их столицей стал Дамаск. При этих халифах самоуправление евреев упрочилось. Установились светская и духовная власть. Светскую представляли экзилархи, которые вели жизнь богатых и влиятельных сановников, а духовную — гаоны, то есть великие, превосходительные. Они являлись руководителями двух талмудических школ или академий в Суре и Пумбадите. Еврейское общество продолжало жить по своим законам и пользовалось полной автономией.
В VIII в положение в Халифате стало нестабильным. Началась смута, которая привела к падению династии Омейядов. Власть перешла к династии Аббарядов. Представитель этой династии Халиф Аль-Мансур провозгласил своей, столицей город Багдад. Так началась история Багдадского Халифата. Евреи вновь оказались в составе единого государства.
К этому же периоду относится раскол возникший в когда — то единой еврейской общине. Многие были недовольны тем, что Талмуд стал почти таким же священным, как и Тора. Они не хотели подчиняться его установлениям, считая, что от Бога исходят только законы Торы. Главой раскольников стал Анан бен Давид из рода экзилархов.
После смерти экзиларха началась борьба за его престол. Анан бен Давид был отвергнут большинством ученых сурской и пумбадитской академий. Конфликт вышел за пределы общины и дошел до Халифа Аль -Мансура, который велел посадить в тюрьму Анана бен Давида. После освобождения глава раскольников со своими приверженцами переселился в Палестину, некоторая их часть бежала на север. Этот раскол положил начало секте караимов.
Итак, волею судеб бывшие пленники вавилонского царства расселились на огромных просторах великих империй. Евреям пришлось приспосабливаться к суровым условиям жизни в горах и аулах Дагестана.
В VIII в арабские завоеватели обнаружили здесь весьма значительное еврейское население. По словам арабского историка Масуди (X в.), в области Заргелан (Кубачи) население состояло из христиан, мусульман и евреев. Ибн — Хаукал (X в.) отмечал наличие евреев в Семендере (Тарки).
О наличии в Азербайджане значительного еврейского населения Свидетельствует и знаменитый еврейский путешественник ХП века Биньямин из Туделы, который говорит о наличии здесь тысячи синагог:
«Шмуэль бен Яьхя ал — Магриби, перешедший в ислам еврей — медик называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения города Хой, Салмас, Тебриз, Мерага и Урмию. Во второй половине XIII в Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов — буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун — хана (1284-1291), еврей Саад ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой административного управления столицы государства Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби возглавлял систему администрации всего Азербайджана».
Ильханиды нуждались в грамотных людях и толковых администраторах и для блага своего государства привлекали к управлению страной, любого, независимо от его расы, языка и вероисповедания.
Впоследствии еврейские общины Азербайджана переживали как периоды расцвета, так и ослабления своего влияния, что было связано с миграцией и обращением в ислам. Сравнительно многочисленным оно оставалось лишь в Северном Азербайджане, где в ХVIII в. результате ослабления Иранского государства возникло множество небольших феодальных государств — ханств. Основную массу еврейского населения Азербайджана того времени составляли горские евреи.
В 1827 году сюда переселились арамееязычные курдистанские евреи лахлуха. Жили в Азербайджане и караимы и крымчаки. Причем об активности караимов письменные источники упоминают с XIV в., хотя, есть мнение, они появились здесь значительно раньше: с 750 г. С 1832 года в Азербайджане появляется община ашкеназских евреев — выходцев из западных губерний Российской империи.
По материалам книги М.Беккера «Евреи Азербайджана: История и Современность». Часть серии Евреи и Азербайджан
Первые еврейские поселенцы на земле Азербайджана |
Евреи в азербайджанских ханствах и регионах |
Евреи Баку |
От АДР до СССР: жизнь евреев в Азербайджане |
Азербайджанские евреи после развала СССР |