Август 1992 г. Азербайджанский Агдам переживал тяжелые дни, шли упорные бои за село Абдал-Гюлаблы. Укрепившиеся на позициях в селах Нахичеваник и Гаракенд, армяне обрушивали на Абдал-Гюлаблы огонь из минометов и пушек.
Азербайджанские солдаты защищали родные земли от армянских агрессоров, заняв позиции на высоте Гызылгая, старались уничтожить огневые точки противника.
Медсестра батальона Севда Сафарова помогала раненым солдатам. Одного из них — Расима, она вынесла с огневой позиции, оттащив в безопасное место. Сама же вернулась на поле боя.
Кто-то получил ранение в ногу. С трудом остановив кровь, С.Сафарова доставила больного к машине. Рядом с ней помогала перетащить раненных в машину и ее подруга Марзия Пириева. С.Сафарова не сумела дойти до третьего раненного — ударная волна разорвавшегося рядом снаряда «Град» отбросила ее. Медсестра получила ранения в ногу, многочисленные ушибы.
Она лечилась в госпитале вместе со спасенными ею солдатами. В госпитале ей было скучно, она рвалась на поле боя, вспоминала фронтовых друзей, бесстрашных ребят, сражавшихся не на жизнь, а насмерть. Жизнь, как кинолента на мгновение прошла перед глазами.
Сафаровой не раз приходилось доставлять в Баку на вертолете раненных, помогать им в госпиталях, передавать по адресам тела шехидов. В такие минуты она сильно переживала. Даже не раз ее оскорбляли родные погибших.
Случалось и наоборот. Когда С.Сафарова привезла в Сумгаит гроб с телом погибшего в Абдал Гюлаблы мужественного Бейлера, его мать, узнав, что медсестра пошла на фронт, оставив трех маленьких детей, подняла руки к небу и сказала: «Я больше не надену черное и не буду плакать дочка…»
Мать Национального героя Шикара Шукюрова, узнав, что Севда заботилась о его сыне незадолго до eго гибели, свойственной матерям добротой и благодарностью сказала: «Ты его сестра, спасибо тебе«.
… В сентябре положение вокруг Агдама резко ухудшилось. В эти тяжелые дни Севда не раз рисковала жизнью. К вечеру она и подруги получили задание срочно оказать помощь раненным артиллеристам. Она направилась за перевязочными материалами и лекарствами в соседний медпункт, расположенный выше Хыдырлинской школы. Во дворе школы она встретила офицеров и солдат соседней роты. Забрав необходимое в медпункте, Севда только отошла от школы, как раздался сильный взрыв. Прямым попаданием «Град» полностью уничтожил школу.
О себе Севда особо не говорила, зато взахлеб рассказывала о подругах. Как рассказывала Севда, гянджинка Райгюль во время сражения за высоту Сарыбаба в Лачине спасла от верной смерти нескольких солдат. Бойцы небольшого отряда, отстреливаясь, решили выйти из окружения, их беспокоила судьба Райгюль. Она чуть не умоляла их: «Родные мои, прошу вас, убейте меня«. Никто так и не решился.
Когда армянские солдаты вплотную подошли к азербайджанским позициям, Райгюль сама нашла выход: ползком добравшись к обрыву, она закрыла глаза и с криком «Ай Аллах!» бросилась вниз. Ушибившись, она потеряла сознание, и не помнила сколько пролежала в овраге. Вдруг сильная рука легонько коснулась ее плеча. С трудом открыв глаз она словно в тумане увидела двух азербайджанских солдат. От радости, она снова потеряла сознание. Длительное время ее лечили в госпитале, сращивали кости после переломов.
Севда поведала еще одну грустную историю: «В Ходжалы жила красавица по имени Мяляк. Вся округа восторгалась и восхищалась красотой, умом, нежностью. В один из зимних вечеро черные тучи сгустились над Ходжалы, в небе запахло смертью. Жаждущие человеческой крови дикие птицы нападали на детей, стариков. Мяляк поняла, что на ее землю обрушилось горе. С трудом пройдя по окровавленным горным тропам, она дошла до скалы и бросилась вниз…»
Во время ожесточенных сражений за село Паправенд Севда сумела вынести с поля боя 58 раненных. За этот подвиг она получила благодарность от бригадного командира и командования медицинской роты, и повышение в звании до старшего прапорщика.
По книге З.Магеррамли “Карабахская война: сражались и женщины”. Перевод с азербайджанского П.Рустамзаде
Материал является частью серии “Женщины Карабахской войны“