Женщины Карабахской войны: Марзия Пириева

На Гюлаблы обрушивались снаряды, не прекращались автоматные очереди. В селе продолжались ожесточенные сражения, пушки не молчали, интенсивный артобстрел не давал покоя. Марзия спешила на помощь раненым. Короткими пробежками и ползком приближалась к окопам. Попытка преодолеть очередные несколько метров чуть было не завершилась трагически: осколок от «Града» сорвал с ее головы шапку. Марзия чудом осталась жива.

…Дойдя до Бегляра, увидела страшную картину — на его теле не осталось живого места от осколков разорвавшейся рядом ручной гранаты. С трудом Марзия вынесла уроженца села Гюлаблы Агдамского района с огневого рубежа и на машине скорой помощи отправила в госпиталь.

Десяткам истекавшим кровью бойцам помогла эта женщина, спасая их неминуемой гибели. При проведении операции «Махрызлы» надо было срочно ввести кровь тяжелораненому бойцу по имени Паша. Лицо Марзии светилось радостью: ее кровь оказалась той же группы, что и у бойца, она стала донором и спасла жизнь смелому солдату…

***

Марзия Салех гызы Пириева родилась 19 мая 1960 г. в Гафанском районе (бывшая Зангезурская область). Будучи ребенком, с семьей переехала в Баку, жила в поселке Мехтиабад. Окончив школу, поступила в Бакинское медучилище №1 и в 1992 г. получила диплом медсестры.

В 1988 г., когда начинались сумгаитские события и нервы молодежи были на пределе, Марзия с единомышленниками участвовала на митингах на площади Азадлыг, выражала протест против намерений «соседей», претендовавших на исконные азербайджанские земли. Ходжалинский геноцид, ставший результатом русско-армянского сговора, потряс каждого азербайджанца. Истинные патриоты жаждали мести.

13 марта 1992 г. Марзия работала в Бакинском центральном госпитале и давно хотела отправиться на фронт. С подругой Севдой они встретились перед зданием Бинагадинской районной исполнительной власти. Здесь собирались добровольцы для отправки на передовую. Узнав, что Марзия и Севда — медсестры, командование военной части включило их в список бойцов.

ЛИНИЯ ФРОНТА ПРОХОДИЛА ЧЕРЕЗ АГДАМ

Картина на дороге Евлах — Агдам напомнила кадры кинохроники времен Великой Отечественной войны: извилистая лента трассы заполнена грузовиками. В кузовах — домашний скарб агдамцев, покидающих город. За автомобилями тянулись пешеходы, напряженно и с опаской всматривавшиеся за горизонт. Это был первый отряд беженцев, лишившихся в одночасье нажитого имущества.

Из рассказов Марзии: «Агдам встретил нас хмуро. Беженцы из нагорной части Карабаха столпились на центральной улице города, на лицах — тревога и волнение. Послышались страшные вопросы: неужели нельзя было защитить жителей Малыбейли и Ходжалы? Почему вовремя не удалось предотвратить массовое убийство соотечественников? Конечно, искать ответы надо было не здесь, в Агдаме.

Население азербайджанских городов и сел Карабаха покидало зону боев, становились беженцами на родной земле, только в Евлахе прошли регистрацию 1500 человек. Жители Шуши, Ходжалы и Малыбейли временно разместились в городской гостинице, здании местной школы-интерната.

40-тысячный Агдам напоминал безлюдный город. Ракеты «Кристалл» сожгли дотла торговый пассаж в центре города, более 15 зданий разрушены до основания. Население пострадало от беспрерывных ночных обстрелов. Раненых доставляли в полевой госпиталь, разместившийся в вагонах на железнодорожной станции. Сообщалось о гибели 5, ранении 27 человек.»

Девушки приступили к работе в госпитале Махрызлы. Поток раненых казался бесконечным. В переоборудованных под палаты вагонах не хватало мест. День и ночь несли дежурство, размещали больных, участвовали в операциях.

В марте 1992 г. когда шли бои за Агдам. девушки только привыкали к нелегкой армейской жизни. Судьба азербайджанских населенных пунктов Шелли, Хатын-бейли, Ортатая, Шотланлы, Башгюнейпея вызывала особую тревогу.

Трудные времена переживал Агдере. Армянские вооруженные формирования, окружив Маникли, перерезали дорогу на Агдам. Создалась угрожающая ситуация для мирного населения, требовалась ускоренная эвакуация детей, женщин, стариков. Каждую минуту в селе могла случиться трагедия. К сожалению, обращения в адрес командования батальонов самообороны не дали результатов.

14 марта, бросив в бой военную технику, армяне захватили Маникли. Тяжелое положение сложилось вокруг села Сырхавенд, несколько раз переходившего ю рук в руки. Использовав и здесь тяжелую бронетехнику, враг сумел установить контроль над важным стратегическими пунктом. За последнюю неделю на Агдам упало более 40 снарядов, погибли 25 мирных жителей, 50 получили ранения.

Несмотря на все тяготы фронтовой жизни, Марзия стойко переносила лишения. Вместе с подругой Севдой и другими медработниками отправлялась на передовую, сопровождала раненых в военные госпитали, доставляла трупы шехидов родным и близким.

Привезли из Гёранбойского фронта в Бакинский центральный госпиталь тяжелораненого бойца — журналиста Кязимагу Кязимова. Помогали парню, чем могли. Но безжалостная смерть не пощадила корреспондента. Марзия часто вспоминала лачинца Адиля по прозвищу «Рэмбо». Этот бесстрашный парень через 20 минут после удаления осколка из полости живота покинул операционный стол и со словами «я пошел» отправился на огневой рубеж.

Девушка стремилась на линию фронта, хотела сражаться с ненавистным врагом, выносить раненых с передовой. Ее братья Вахид и Аловсат также участвовали в боях за Дашалты. Гушчулар, Кёсалар. Кяркиджахан. Средний брат Абульфат воевал на Агдеринском направлении.

Марзия рассказывает, как в конце августа 1992 г враг атаковал села Дрымбон, Сырхавенд и Чылдырав Во время операции «Сырхавенд» противник задействовал огромное количество бронетехники, с трудом выносили в безопасные места раненых.

На следующий день азербайджанские войска освободили от армян Дрымбон. Без подкрепления с тыла нашим частям не удалось больше двух дней удержаться селе. В кровопролитных сражениях тяжелые ранения получили Хафиз, Назар, Мехман, Рафиг, Джамал, Фазиль и Сади, контужены были Шакир и Заур. В боях за Дрымбон геройски пал Хагани. сказавший перед смертью «Да здравствует. Азербайджан!»

Чувствуя приближение смерти, отважный командир успел прошептать Марзие: «Прошу вас, позаботьтесь о моей годовалой дочурке».

Наступление батальона Марзии в направлении Гаракенда и Еникенда завершилось успешно, оба села взяли без потерь. Бойцы отступили в Гюлаблы. Большая часть батальона вернулась в Гарванд. Результатом такой перегруппировки стала потеря Гюлаблы — еще один азербайджанский населенный пункт перешел под контроль армян.

Азербайджанские отряды несколько раз предпринимали попытки вернуть Гюлаблы, но отсутствие надежного тылового обеспечения срывало на нет усилия воинов.

Марзия в составе разведгруппы не раз проникала во вражеский тыл и добывала ценную информацию. Сведения о военной технике и живой силе противника, укрепившегося на высоте Гарагая, должны были сыграть положительную роль при проведении очередной наступательной операции. Разведчики на обратной дороге угодили в минную ловушку. Тяжелое ранение получил Физули. Эльман скончался по дороге в госпиталь…

ЕСЛИ БЫ НЕ ПОТЕРИ…

Рассказывает Марзия: «В один из дней, во время непродолжительного затишья, ребята решили перекусить под открытым небом в селе Абдал Гюлаблы. Снаряд из «Града» разорвался совсем рядом. 9 азербайджанских солдат — Садых, Байрам, Хикмет, Вюгар, Азад и другие погибли на месте. Через 3 дня у командира отделения Азада должна была состояться свадьба. Накануне он подарил мне новую форму, хотел, чтобы я надела ее на свадьбе. Жаль, не довелось…

Трудно забыть героизм Шукюра — бойца развед-роты, из села Алпан Губинского района. Бесстрашный боец, прошедший через пекло афганской войны, с первого дня Карабахской войны сражался с врагом. Он отличился в боях за Тагибейли, Сума, Гюллюджа. Спасая товарища, взорвался на противотанковой мине.»

Когда Марзия привезла труп Шукюра в родной Алпан, не могла удержаться от слез, видя, как убивается его жена Махруза, обняв сына и дочь. Марзия рассказала, что не выдержавшая смерти мужа Махруза бросилась со второго этажа здания, стала инвалидом.

13 апреля 1993 г. был получен приказ об освобождении стратегически важной высоты Пирбулаг. Части Национальной армии должны были перейти в наступление в направлении села Мярзили Агдамского района. Машина скорой помощи, в которой находилась Марзия, вышла из строя и медперсонал вынужден был пересесть на БМП.

Потери следовали одна за другой. Марзия перевязала 5 раненых, вынесенных с поля боя. Спешили на помощь молодому бойцу Хаялу из Гёранбоя, раненому около канала и потерявшему много крови. Добравшись до раненых, Марзия соскочила с БМП.

Вражеские стрелки заметили ее не сразу. Проползла несколько метров и вдруг почувствовала страшную боль. Осколки от снаряда вошли в левый и вышли через правый бок. Медсестра потеряла сознание. Придя в себя, несмотря на боль, ползком продолжила путь. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если боевые товарищи Ровшан и Гарабала, вовремя не подоспевшие на помощь. Марзию отправили в Гарадагский госпиталь. Анестезирующих препаратов не оказалось, но Марзия все равно согласилась на операцию. Оказыватся, товарищи считали ее погибшей. Боевые друзья навестили девушку и наперебой справлялись о ее состоянии.

Рассказывает Марзия: «Ребята вспоминали забавные истории и от души смеялись. Думалось, так они хотят снять с себя усталость после ожесточенных битв. Затем вспомнили о доблести Узеира. Оказывается, этот молодой боец, увидев приближающихся вооруженных армян, ловко притворился мертвым, а затем сзади полоснул их автоматной очередью. Рассказывая эту историю, ребята поздравляли Узеира с боевой удачей.»

Немало было и печальных воспоминаний, навсегда оставшихся в памяти. Марзия рассказала, как в Аскеране армяне заставляли работать голыми захваченных в плен азербайджанок. Эта страшная панорама не просто потрясла, но и убила нас своей беспощадностью, жестокостью. Наши бойцы обрушили град снарядов на противника с села Шелли. Погибли вместе с дашнаками и девушки-заложницы.

Рассказывает Марзия: «Мы всегда страдали от коварства армян. Местные жители передавали нам оружие, взамен брали продукты. Старики в Храморте, обменяв на хлеб спрятанный в подвале миномет, остались верны дьявольским пристрастиям. «В Паправенде нет вооруженных армян», — говорили они азербайджанским аскерам. В результате наши ребята гибли, попадая в засаду.»

Медсестра, старший сержант Марзия Пириева прошла через десятки кровопролитных сражений. Даже преследовавшая ее по пятам смерть, гибель молодых бойцов не смогли сломить Марзию. В марте-апреле 1994 г. и до заключения перемирия, она вынесла с поля боя более 20 раненых бойцов, удостоилась благодарности командиров бригады и медицинской роты. Товарищи по оружию всегда гордились ее храбростью.

По книге Земфиры Магеррамли «Карабахская война: сражались и женщины». Перевод с азербайджанского П. Рустамзаде

Материал — часть серии «Женщины Карабахской войны«