Зивярбек Ахмедбеков: первый азербайджанский архитектор с высшим профессиональным образованием

В 2011 году, у станции метро «Низами» в Баку появился памятник, который бакувед Фуад Ахундов метко назвал «самым незаметным памятником» в городе. На памятнике, правда, написано, в честь кого он воздвигнут. Это памятник Зивярбеку Ахмедбекову.

Кто такой Ахмедбеков — мало кто знает. Ахмедбеков — зодчий. И зодчий крайне интересный и талантливый. Более того, своего рода уникальный — это первый в истории Азербайджана национальный архитектор, получивший профессиональное высшее образование.

Зивярбек Ахмедбеков (1873-1925) родился в Шемахе. В 1902 году он окончил Петербургский институт гражданских инженеров императора Николая I. И тут Зивярбек опять стал первым — первым азербайджанцем, выпускником этого института.

Кстати, стипендию Ахмедбекову одно время выплачивал не кто-нибудь, а Ага Шамси Асадуллаев, нефтепромышленник-миллионер, меценат, покровитель науки и культуры.

Учиться Ахмедбекову было нелегко — по причине слабого здоровья и крайне неудовлетворительного материального положения. Об этом свидетельствуют документы из архива его прямого потомка — внука, доктора юридических наук Октая Эфендиева, которые он получил от Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Это очень важные документы для изучения творческого наследия Ахмедбекова. Благодаря им мы узнаем основные вехи творческого пути этого выдающегося архитектора.

После окончания института и до 1910 года Ахмедбеков служил техником Бакинского губернского правления. С 1910 года он — участковый архитектор в Бакинской губернской администрации, затем и в Бакинской городской управе, а с 1918 года по 1925 год, до самой своей смерти, — главный архитектор Баку. Иными словами, он являлся первым главным архитектором Баку советского периода. Иными словами, он — трижды первый.

Ахмедбеков в своих проектах с большим мастерством соединял традиции западноевропейской и восточной архитектуры. К восточной культуре Ахмедбеков всегда питал слабость и в 1917 году вместе с О. Абуевым создал общество «Защиты и покровительства памятников исламского искусства».

Он оставил богатое и ценное с исторической и архитектурной точки зрения наследие. Так, по проектам этого замечательного зодчего построили две крупные бакинские мечети: мечеть Аждарбея (или Голубая мечеть) и мечеть Тезе Пир, на территории которой позднее появилось Управление мусульман Кавказа и Бакинский исламский университет.

Кроме этого, Ахмедбеков является автором здания школы Саадет (позднее Институт офтальмологии в Баку), одного корпуса Михайловской больницы (позднее здание родильного дома им. Мешади Азизбекова), Детской больницы (позднее здание НИИ матери и ребенка) и ряда жилых домов.

Внук Ахмедбекова Октай Эфендиев говорил в одном из интервью: «Я как единственный из оставшихся внуков Зивярбека, могу и хочу говорить о нем только с чувством высокой гордости и почтения, как о выдающемся деятеле национального зодчества, оставившего неизгладимый след в истории азербайджанского народа, однако прожившем, к сожалению, всего 52 года. Строительство первой соборной мечети Тезе Пир, по мнению многих авторитетных специалистов в области архитектуры, например, академика Шамиля Фатуллаева, профессора Наримана Алиева и других, знаменовала собой совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей значимости».

Столицей работа Ахмедбекова не ограничивалась. Одно из выдающихся его произведений — мечеть Мухтарова в Амираджанах. Она настолько прекрасна, что ее занесли в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО как исторический памятник. По его проектам также построили некоторых жилых домов во Владикавказе.

Свою родную Шемаху Ахмедбеков тоже не оставил без внимания. Красой и гордостью Шемахи была знаменитая Джума-мечеть, самая, пожалуй, древняя мечеть на Южном Кавказе (743 г.). К сожалению, землетрясение в Шемахе 1902 года разрушило этот памятник архитектуры.

Но Ахмедбеков совместно с польским инженером Иосифом Плошко (автором многих замечательных сооружений, в том числе бакинской Исмаилийе) построил в 1908 г. новую Джума-мечеть. Еще в Шемахе в 1909 году он построил Имам-мечеть — также совместно с И.Плошко.

Кроме этого, родной город зодчего украсил и ряд жилых домов, созданных по его проектам. В 1919 году для восстановления Шемахи Ахмедбеков создает общество «Новый Ширван».

Память об этом выдающемся архитекторе запечатлена не только в памятнике около ст. метро «Низами». Имя Зивярбека Ахмедбекова присвоили и улице рядом со станцией метро «Низами» (бывшая Губанова — большевистского деятеля, борца за установление советской власти в Воронеже).

Вернемся к памятнику. Скульптором был Натиг Кямал оглу Алиев, бакинец, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, народный художник Азербайджана, скульптор, педагог, профессор; Член Союза художников СССР (с 1986 года), почетный член РАХ, председатель художественного совета академии художеств Азербайджана.

Натиг Алиев создал за свою жизнь немало прекрасных памятников. В Баку это памятники азербайджанскому поэту А. Вахиду (1990 г.), знаменитому румынскому композитору Джордже Енеску (2006 г.), великому Моцарту (2011 г.).

В других городах Азербайджана это памятники в Шеки азербайджанскому поэту Бахтияру Вахабзаде (2010 г.) и бюст-памятник Туру Хейердалу. Памятники Гейдару Алиеву Натига Алиева украсили Киев (2004 г.), Тбилиси (2007 г.), Астрахань (2010 г.) и Белград (2011 г.). Великому азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибекову был поставлен памятник в сербском Нови-Саде (2011 г.), а в Подгорице — мыслителю Гусейну Джавиду (2013 г.).

В Астрахани Натиг Алиев возвел также памятник князю Владимиру (2013 г.) и памятник дружбы «Баку-Астрахань» (2013 г.). В Сараево, Анкаре, Кызылджа Хамам (Турция) и даже в далеком Мехико построены по проектам Натига Алиева памятники жертвам Ходжалы.

Памятник Зивярбеку Ахмедбекову занял почетное место в череде этих прекрасных творений.

С художественной точки зрения памятник этот крайне выразительный — автору удалось подчеркнуть масштабность личности и человеческое благородство. Постамент тоже прекрасно сочетается по пропорциям с фигурой.

Приятно и то, что место для памятника выбрали не случайно, как это бывает в довольно большом количестве случаев: здание, расположенное по левую сторону от станции метро «Низами», выполнено по проекту Зивярбека Ахмедбекова. Жаль только одного: при постройке комплекса с фонтаном и мини-парком отдыха, который облагородил площадь, были вырублены деревья.

По материалам О.Булановой. Из архивов газеты ЭХО