О.Буланова
Одна из интереснейших мечетей Азербайджана – Джума мечеть в Шемахе. Ее история уходит вглубь веков.
Самая первая мечеть принадлежала к Ширванской архитектурной школе и была построена в 126 г. хиджры (743-744 гг.). Именно в то далекое время началось строительство первых мечетей на территории современного Азербайджана. Дата постройки была определена в 1902 г. по арабской вязи на фасаде мечети членами прибывшей из Тифлиса геологической комиссии во главе с принцем Шах-Кули Мирза Каджаром.
Джума мечеть находилась на центральной торговой площади, рядом с ней были расположены торговый и общественный центры, а также медресе, являющаяся частью архитектурного комплекса. Близ мечети имелся также двор, застроенный добротными зданиями с множеством комнат и проходов. Арабский средневековый географ X в. Шамсуддин аль-Мукаддаси, описывая Шемаху, упоминал и эту мечеть.
Затем в своей долгой истории мечеть получила немало разрушений и повреждений, полученных во время частых войн и землетрясений, что вызывало, в свою очередь, восстановительные работы.
По сведениям летописца эпохи сельджуков Имадеддина Исфахани, Ширваншахи, начиная с 1123 г., в целях обороны от разбойных набегов грузин, обращаются за помощью к сельджукскому султану Махмуду. Летопись сообщает, что в это время в Шемахе «нападавшие разрушили мечеть, свалили минарет, разбойничали в городе».
Частые реконструкции позволили в целом сохранить первоначальные внешние контуры и фундамент Джума мечети, хотя внутренне убранство и многие детали внешнего фасада претерпели определенные изменения. Археологические исследования показали, что, несмотря на многочисленные перестройки, план здания оставался неизменным.
Первая реконструкция началась в конце XII в. и была связана со значительным ущербом, полученным от частых набегов, и была обусловлена усилением мощи государства Ширваншахов. Археологические раскопки, произведенные на территории мечети в 1970-1971 гг., подтвердили значительные строительные и архитектурные изменения, датированные той эпохой.
Вторая реконструкция мечети происходит в XVII в. во времена правления династии Сефевидов. Побывавший в 1656 г. в Шемахе тюркский путешественник и ученый Эвлия Челеби также называет Джума мечеть в числе самых крупных культовых сооружений города и сообщает о некоторых заметных структурных изменениях сооружения в эпоху Сефевидов.
Известно, что еще в 1820 г. мечеть находилась в довольно хорошей сохранности, и русским военным командованием было дано указание произвести обмеры и составить план мечети. В 1848 г. русский князь и художник Григорий Гагарин сделал зарисовку мечети, на которой можно видеть трехчастное решение плана мечети с центральным куполом. Однако по зарисовке нельзя было определить, из какого материала были выполнены стены.
Третья реконструкция мечети была произведена после сильного урона, нанесенного зданию мечети землетрясением 1859 г., и была осуществлена в 1860 г. губернским архитектором Касым бек Гаджибабабековым. Эта реконструкция была произведена на основе рисунков Гагарина.
После землетрясения 1887 г. мечеть также получила несильные повреждения, что вызвало очередной ремонт.
Четвертая крупная реконструкция началась после сильнейшего землетрясения 1902 г., уничтожившего и повредившего многие здания Шемахи. Для капитальной реконструкции мечети были собраны пожертвования и создан специальный комитет.
После землетрясения бакинский фотограф Юлиан Зелинский, имевший в Баку собственное фотоателье, специально прибыл в Шемаху и сделал ряд снимков мечети. На них сохранилась подпись: «Джума мечеть, простоявшая 800 лет в Шемахе».
Сохранились фото мечети, сделанные и другими известными фотографами, например, тбилисцем Дмитрием Ермаковым. На них видно, что к началу XX в. купола мечети были одеты в железную кровлю. Видны и сильнейшие разрушения, например, значительные трещины на барабане центрального купола. Из-за своего аварийного состояния мечеть была разобрана.
Проект реконструкции был первоначально поручен видному азербайджанскому архитектору Зивербеку Ахмедбекову, уроженцу Шемахи. Одним из его условий было сохранение внешних очертаний мечети, с чем не был согласен комитет. Это стало поводом для его отстранения от дальнейших восстановительных работ.
Продолжить работы было предложено польскому архитектору Иосифу Плошко. Его проект, представленный в 1909 г., предусматривал значительное изменение фасада и внешнего вида мечети. Проект базировался на фундаменте старого плана и результатах неоконченного строительства, но в нем появились стройные фланкирующие минареты с уникальными железными ажурными куполами и раскрытые балконы с легкими павильонами, симметрично-осевая композиция мечети с парными минаретами дополнялась большим центральным куполом.
Такая планировка впервые был применена в XV в. Тебризской школой зодчества, а также заимствовала архитектурные черты ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку.
В своей работе Плошко, положив в основу традиции исламского зодчества своего времени, привнес и элементы западной архитектуры. В его интерпретации плановая структура Джума мечети должна была дополниться динамичным содержанием и особой живописностью.
Ликвидировав боковые опоры молельного зала, архитектор пытался создать более цельный и монументальный интерьер. Для одинаковой величины трех залов мечети он с особой художественно-пластической выразительностью задумал нетрадиционные в Ширванской зоне купола, конструкция которых была изготовлена из металлических ажурных каркасов в Варшаве. Во время реконструкции 2013 г. эти ценнейшие реликвии были сохранены и установлены во дворе мечети.
Чтобы усилить композиционную значимость, Плошко разработал высокий многооконный пояс, на который опирается мягкой формы центральный купол. Вокруг него планировались четыре декоративных минарета. В проекте были задуманы также орнаментальные декоры, каменные шебеке в виде оконных решеток и декоративные столбы.
Строительство мечети по проекту Плошко было поручено Д.Садыгбекову, однако в связи с недостатком финансовых средств в ходе работы из проекта были вычеркнуты такие важные элементы, как центральный купол, боковые минареты, галерея, портал, центральная лестничная площадка.
Недостроенная полностью Джума мечеть в 1918 г. снова пострадала при пожаре, учиненного вооруженными отрядами армянской партии «Дашнакцутюн» под командованием Степана Лалаева, атака которых на Шемаху началась почти одновременно с кровавыми событиями в Баку. Согласно прошению главнокомандующему союзными армиями генералу Томпсону от проживающих в Баку шемахинцев, «город был дотла разгромлен, а потом подожжен, ни одна мечеть не уцелела».
В результате пожара были заживо сожжены около 1800 местных жителей – женщин, детей и стариков, насильственно согнанных в мечеть армянами. Были также уничтожены раритетные манускрипты и книги.
Во времена СССР мечеть не использовалась по назначению и столкнулась с угрозой разрушения. В результате археологических раскопок 1970-1971 гг. были обнаружены остатки древнего портала, представляющего собой главный вход на территорию двора мечети, а также значительное количество медресе, келий и могил. В 1980 г. по поручению первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдара Алиева мечеть была отремонтирована.
Согласно распоряжению Кабинета министров Азербайджанской Республики от 2 августа 2001 г. Джума мечеть была объявлена архитектурным памятником истории и культуры национального значения.
Последней реставрации предшествовало посещение мечети в ноябре 2009 г. президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В декабре этого же года им было подписано распоряжение о реставрации, и уже в марте 2010 г. реконструкция этого важнейшего историко-архитектурного памятника началась.
Работы проводились азербайджанской компанией «А+А – Группа Компаний» с привлечением мастеров стеновой росписи из Ирана. В основу реконструкции и строительства был положен не реализованный до конца проект Иосифа Плошко.
Специалисты постарались максимально бережно подойти к задаче. Все исторические фрагменты мечети, пережившие пожар 1918 г., были сохранены и органически включены в состав комплекса: фрагменты боковых и задних стен, колонн фасада и пр.
Реставрация и реконструкция мечети проводилась с учетом традиций Ширванской архитектурной школы, а также геологических условий – расположения мечети в сейсмоактивной зоне. Для этого фундамент был основательно укреплен железобетонной конструкцией. Помимо основного здания были отреставрированы медресе, старинные кельи, расположенные вокруг, а также надгробия, найденные во дворе мечети в ходе археологических раскопок 70-80-х гг. ХХ в.
Были отреставрированы и вход в мечеть, воссозданы центральный, а также правый и левый купола. Кроме собственно реставрации, был благоустроен двор мечети, построено два минарета, шесть галерей, два бассейна и двухэтажное административное здание общей площадью 804 кв.м.
Торжественное открытие капитально отреставрированной и реконструированной Джума мечети состоялось 17 мая 2013 г. В церемонии открытия мечети принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также муфтии народов Кавказа, послы мусульманских стран в Азербайджане, представители общественности и религиозные деятели Азербайджана.
Смотрите также: Джума мечеть: вчера и сегодня (37 ФОТО)