Шах Исмаил Хатаи, вошедший в историю азербайджанского народа как государственный деятель и поэт, был в то же время выразителем социально-экономической мысли своего времени.
Шах Исмаил Хатаи родился в 1486 году в город Ардебиле в семье шейха Гейдара. Участвуя в борьбе за власть на территории Азербайджана, которая шла в конце XV века между преемниками государства Аккоюнлу, Исмаил в короткий срок смог сплотить вокруг себя единомышленников за создание единого централизованного феодального государства.
Социально-экономические воззрения шаха Исмаила сформировались прежде всего под влиянием позиций класса, к которому он принадлежал, и социально-экономических особенностей эпохи. Большое воздействие оказало на него и знакомство с произведениями таких мыслителей, как Низами Гянджеви, Афзаладдин Хагани, Имадеддин Насими.
Социально-экономические воззрения и политические взгляды шаха Исмаила нашли свое отражение в экономической политике возглавляемого им государства Сефевидов, движении кызылбашей, проведенной им религиозной реформе и стихотворениях политического характера. Шах Исмаил Хатаи является автором многочисленных гошм и баяты, объединенных под общим заглавием «Диван», поэмы «Дахнаме» («Десять писем») и произведения «Насихат-наме» («Книга назиданий»).
Наибольшего внимания в воззрениях шаха Исмаила привлекают такие вопросы, как объединение разобщенных и ослабленных азербайджанских провинций в единое государство, ликвидация социальных конфликтов внутри страны и сбалансирование классовых интересов путем налоговой реформы, обеспечение безопасности торговых путей и таким образом создание условия для развития торговли как внутренней, так и внешней.
Шах Исмаил рассматривал создание сильного феодального государства как важнейшее условие развития производительных сил, обеспечения хозяйственного и культурного прогресса. Иными словами, стремление шаха Исмаила в политике к созданию централизованного феодального государства было обусловлено прежде всего экономическими факторами.
В конце XV века тяжелые феодальные формы эксплуатации, непрекращающиеся межфеодальные войны разорили хозяйство и в целом экономическую жизнь страны. В войнах погибла значительная часть трудоспособного населения, были разрушены оросительные каналы. К гибели населения страны приводили частые голод и эпидемии. С другой стороны, серьезным препятствием на пути развития ремесел и торговли стала политика эмбарго Османских султанов на осуществление торговли между Европой и Азией.
Следует отметить, что в истории социально-экономической мысли азербайджанского народа идеи о создании в стране прочной политической и экономической власти, справедливого государственного строя выдвигались еще до шаха Исмаила. Об этом писали и Низами, и Насими.
Но шах Исмаил не только пропагандировал, но и осуществлял политику централизации и в своих произведениях практически подводил под эту политику идеологическое обоснование. Отсюда и то, что многие его стихи обладают политическим и социально-экономическим содержанием и служат важным источником изучения общественной мысли эпохи.
Завоевательская политика Сефевидов, возглавляемой шахом Исмаилом, являлась именно следствием его стремления претворить в жизнь свои взгляды. В результате такой завоевательской политики государство Сефевидов расширяет свои границы (граничит на востоке с Узбекским государством Шейбаны-хана, а на западе с османской Турцией).
С точки зрения объединения раздробленной страны и создания условий для экономического развития края политика шаха Исмаила несла в себе прогрессивные тенденции. Однако в классовом феодальном обществе экономический прогресс приводил к увеличению богатств господствующих классов, а трудовой народ продолжал жить в тяжелой материальной нужде.
В условиях, когда один класс эксплуатирует другой, развитие и расцвет страны обогащает эксплуататоров, невозможно улучшить условия жизни трудящихся. Только избавившись от эксплуатации можно было бы придти к прогрессу. Конечно, в социально-экономических воззрениях и политической деятельности шаха Исмаила не могла иметь места такая постановка вопроса.
С другой стороны, шах Исмаил отстаивал интересы господствующего класса. Все его помыслы были подчинены одной цели — осуществить свою идею, добиться победы.
Классовая позиция шаха Исмаила Хатаи находит свое наглядное отражение в идеологии кызылбашей. Начавшееся под руководством Исмаила движение шиитов-кызылбашей (1499) от прежних выступлений Сефевидов отличалось тем, что это движение преследовало цель объединения, и создания великого шиитского владычества.
Движение мусульман-шиитов в первое время было аграрным, по характеру народным движением. Хотя оно и было окружено мистической и религиозной оболочкой, в нем отражались и прогрессивные социально-экономические идеи. Эта идеология взяла начало из пантеизма (философского течения, отождествляющего бога с природой), выдвинула требования: создать общество социальной справедливости, обеспечить имущественное равенство.
В этом смысле идеология кызылбашей, шиитского течения ислама носила прогрессивный характер, верила в бога в человеческой плоти и обожествляла шаха Исмаила. Завоевание шахом Исмаилом высокого религиозного авторитета, вера в него широких народных масс стали одним из факторов, способствующих подъему экономики страны.
Угнетенные люди из Азербайджана, Средней Азии, Ирана, Курдистана и других мест стремились к Исмаилу. В свою очередь и шах Исмаял через своих сторонников давал им определенные обещания. Он обещал возвратить народ в первые мусульманские общины с демократическими порядками, отменить непредусмотренные шариатом подати и повинности. Выражая интересы ремесленников и крестьян, эти обещания преследовали и определенные политические цели.
Таким образом, социально-экономические воззрения шаха Исмаила Сефеви широко отражены в осуществленной им религиозной реформе. Шах Исмаил провозгласил шиитское течение ислама официальной государственной религией, и эта религиозная политика стала важным средством обоснования централизованной феодальной власти, централизации государственного аппарата.
В 1502 году с вступлением Исмаила в Тебриз, провозглашением им себя шахом, созданием в Азербайджане государства Сефевидов происходят резкие перемены во всех сферах социально-экономической жизни, а также в политике и идеологии. Если раньше он выступал как заступник народа, сторонник всеобщего равенства, социальной справедливости, то теперь между его интересами и интересами народа стали возникать противоречия.
С усилением борьбы созданного феодального государства Сефевидов, с ширящимся народным движением идеология кызылбашей как в политике, так и в экономике стала терять свой революционный дух и даже превратилась в реакционное учение, отрицание своей начальной формы.
Образование в годы правления шаха Исмаила централизованного государства обеспечивало надежную оборону страны от иноземных захватчиков, создавало благоприятные условия для развития производительных сна, феодальных экономических отношений.
Выдающийся мыслитель своего времени Мухаммед Физули по достоинству оценил прогрессивную политику шаха Исмаила, посвятил ему свою поэму «Бенгу-Баде» («Опиум [Гашиш] и Вино»). Повествуя в этом произведении о том, что шах Исмаил дал стране мир, улучшил по сравнению с прежними годами жизнь бедняков, Физули пишет:
Дни падишаха — пир средь райских роз и крин,
Венец из золота, из золота кувшин —
Коль явства тех пиров тебе не будут сладки,
Пусть топчут все тебя, как винные осадки.
Пусть вечно, как фиал, пребудет горьким рот,
Как Бенгу, голову горе оторвет.
Он — светоч пиршества преславного Халила,
Отрадней нет для нас владыки Исмаила.
Им благоденствуют богатый и бедняк,
Пусть вечно над страной он свой вздымает стяг!
По материалам книги «Очерки истории азербайджанской экономической мысли»