К.Алиева
Народное искусство Азербайджана является богатейшим источником для изучения истории и культуры своего народа. Одним из древнейших видов народного искусства, является ковроткачество.
Азербайджанский ковер с его богатейшей образной системой декора, щедрой цветовой гаммой, композиционным разнообразием является носителем древних народных традиций, сокровищницей мотивов национального орнамента, неисчерпаемым источником художественных форм, способным питать различные виды народного искусства.
Изучение и сопоставление традиционных орнаментальных мотивов в ковровых изделиях ряда тюркоязычных народов позволяет говорить о древних этно-культурных связях этих народов.
Давая оценку ковроткацкому искусству, турецкий ученый Октай Асланапа писал, что ковер вобрал богатый опыт и тысячелетние традиции Древнего Востока, и стал ценнейшим вкладом тюрков в сокровищницу мировой культуры.
Изучение ковров отдельных тюркоязычных народов позволяет заметить в них специфические, присущие только данному народу черты, отражающие конкретные хозяйственно-культурные и социальные условия.
Развитие азербайджанских ковров было сложным и динамичным. В них наряду со своеобразными специфическими чертами, имеется ряд черт общих с орнаментальными мотивами в ковровом искусстве других тюркоязычных народов. В связи с этой проблемой представляют интерес ковры Азербайджана и Турции, в которых много общего и сходного. Это прежде всего объясняется этнокультурными и историческими связями этих народов, в результате которых сложились общие черты в культуре этих народов.
Особенно следует отметить процесс взаимовлияния в ковроткацком искусстве Азербайджана и Турции в XVI веке, которое особенно ярко проявило себя в связи со сложившейся исторической ситуацией.
Как известно, во время похода султана Сулеймана в Азербайджан в XV в. им была отправлена в Стамбул большая группа ремесленников из Тебриза. Переселенные в Турцию азербайджанские мастера, называемые «джемает» распространялись в специальных пунктах соответственно их профессиональной направленности и мастерству. Среди них были выделены группа художников «джамаати наггашани еджем», группа ковроткачей «джемаате гаичебафан, и зодчих — «джамаате мемаран’.
Турецкий исследователь Бисе Четинтюрк писал, «джамаати галичебафан» работали в основном в дворцовой мастерской.
Турецкие ворсовые и безворсовые ковры неповторимостью композиционных и орнаментальных форм, и традиционным специфическим колоритом занимают одно из первых мест среди ковров восточных стран. Нужно отметить, что в турецких коврах XVI-XVII веков прослеживается сильное влияние ковров Тебризской школы. Особенно заметно это в молитвенных коврах этого периода. Несомненно, большую роль в этом сыграли ковроткачи переселенные из Тебриза.
Кроме того, в Турцию поставлялись молитвенные ковры из Тебриза, что также способствовало распространению художественной композиции молитвенных ковров Тебриза.
В одном из источников «Баррасихайе тарихи», автор ссылаясь на книгу «Китабе Мирасе Иран» сообщает, что Шах Тахмасиб I писал османскому правителю Султану Сулейману, что эскизы хали для большой мечети основанной великим Синаном (Мечеть Сулейманийе) сделает он сам и просил Султана сообщить ему необходимые размеры. В источнике так же говорится, что эти хали были во время сотканы и отправлены в мечеть «Сулейманийе».
Таким образом, Азербайджан в течении многих веков поддерживал с Турцией тесные культурно-экономические связи, что нашло особенно яркое отражение в ковровом деле.
Как, известно, в отличие от южного Азербайджана, где ковроткачеством наряду с женщинами, занимались мужчины и малолетние мальчики, в Северном Азербайджане ковроткачеством занимались в основном женщины и девочки. Следует отметить, что в Средневековом Тебризе ковровая продукция производилась в основном в мастерских — кархане и предназначалась непосредственно для сбыта на рынке.
В Северном Азербайджане ковроткачеством занимались женщины, работавшие на дому. Они производили ковры как для собственного употребления, так и на продажу. Особенно характерно было товарное производство ковровых изделий для Гянджа-Казахской, Карабахской, Шемахинской, Бакинской и Кубинской зон. В этих зонах находились важнейшие центры коврового Закавказья в XIX — начале XX века.
Исследователь Шемахинского, Геокчайского и Елизаветпольского уездов (г.Гянджа) Н.Абелов писал: «По обширности сбыта ковры занимают первое место в ряду перечисленных предметов. Выделка всевозможных ковров производится у туземного населения как оседлого, так и кочевого: в редком крестьянском доме — нет станка, число ежегодно изготовляемых ковров зависит от числа женских рабочих рук. Лучшего сорта ковры выделываются в селении Караязы и в Зардобских поселках Геокчайчкого уезда, а также в селении Араб-кадым, Шемахинского уезда. Ширванские ковры отправляются в большом количестве в Турцию, где на них имеется спрос»… а что касается Елизаветпольского уезда, то здесь также излишки ковров сбываются на сторону (отправляются для продажив заграницу).”
В конце ХIХ в. в Азербайджане появляются специализированные магазины по продаже ковров в Баку, в Гяндже, Шуше, Губе, Нухе (Шеки), Шемахе, а также в Батуми и Тифлисе. Торговлей коврами занимались азербайджанцы, а также персы, горские евреи и др. Купцы скупали у местных ремесленников их изделия по дешевым ценам и продавали их турецким, западно-европейским и американским фирмам, таким как Измир, Петах, Зиглер, Кац и др.
Представители этих фирм, покупая азербайджанские ковры крупными партиями, вывозили их через Батумский карантийно-таможенный пункт в Турцию, Западную Европу и Америку.
О динамике экспорта ковровых изделий свидетельствуют следующие данные. В 1886-1900 г. экспорт ковровых изделий из Закавказья составил 33120 пудов, из которых 30259 пудов или 90 % приходилось на долю Азербайджана; в 1901-1914 гг. экспорт из Закавказья составил в среднем 52007 пудов, из которых 49 193 пудов (94,6 %) приходилось на долю Азербайджана.
Ковры из Азербайджана экспортировались в основном в Турцию Австро-Венгрию, Францию, Германию, Англию, Финляндию. По объему импорта азербайджанских ковров первое место занимала Турция, на ее долю приходилось более 80% ковров и ковровых изделий.
В конце ХIХ века в Стамбуле был создан ряд крупных торговых и транспортных предприятий России — Русский внешнеторговый банк, общество торгового пароходства и другие торговые фирмы. Здесь находились русские подданные, торговавшие ввозимыми из России товарами, в том числе и торговцы коврами. По документам, пять из шести торговцев коврами из числа российских подданных в Стамбуле были азербайджанцы. Эти купцы в Азербайджане назывались «истамбулчу».
Исследования показали, что азербайджанские купцы, торговавшие коврами в Турции увозили оттуда на родину прекрасные ювелирные изделия, кальяны, ткани, молитвенные турецкие ковры ручной работы и бархатные ковры — молитвенники, производившиеся на станках. Некоторые мастера в Ширване использовали композицию этих ковров при производстве молитвенных ковров.
В заключение необходимо отметить, что взаимные экономические и культурные связи, как видно, проявились в производстве ковровых изделий. Взаимовлияние обогатило орнаментальные мотивы ворсовых и безворсовых ковров, производившихся в Турции и Азербайджане. Анализ народных традиционных орнаментов свидетельствует о древних тесных связях Азербайджана и Турции.
По материалам сборника статей по декоративно-прикладному искусству Азербайджана