Х.Вердиева
27 апреля 1920 г. части 11-й армии РККА перешли границу АДР и 28 апреля вошли в Баку. АДР прекратила существование, и была провозглашена Азербайджанская Социалистическая Советская Республика.
После переворота, социально-экономическая структура страны претерпела радикальные изменения, которые коснулись и немцев-колонистов страны. Переселенные в результате переселенческой политики Российской империи в земли Азербайджана в первой трети XIX века, став составным этническим компонентом народонаселения страны, немцы-колонисты вступили в новую полосу испытаний. Пережившие антинемецкую кампанию в годы Первой мировой войны, немцы советского Азербайджана после апрельского переворота не стремились стать политическим оппонентом советской власти. Но декреты Азревкома коснулись и их тоже.
«Декрет о передаче в ведение Совнархоза винодельческих и винокуренных предприятий, винных и спиртных погребов и складов» от 9 июня 1920 г. был направлен против частной собственности немцев-колонистов Азербайджана.
Пункт 1 данного декрета гласил о национализации частного имущества колонистов страны: «Все находящиеся на территории Азербайджанской Советской Республики винодельческие и винокуренные предприятия, винные и спиртные погреба и склады со дня опубликования настоящего декрета поступают в целостность и сохранность складов».
В сложившейся ситуации известные семьи колоний Еленендорфа (в Гейгеле) и Анненфельда (в Шамкире) решают создать виноградовинодельческий кооператив и остановить процесс разрушения социально-экономического уклада в колониях. Немцы-колонисты 16 июня 1920 года в Гяндже учреждают Производственный Союз Трудовых Виноградарей-Виноделов (ПРОСОТРУДВИН). К Союзу примыкают колонии Георгиевск, Траубенфельд, Эйгенфельд, Алексеевка, а в 1921 г. Грюненфельд и Елисаветинка.
Семейства Фореров, Гуммелей, Бек и др. передали в Союз имущество на сумму более 400,000 руб. на условиях выплаты стоимости имущества в течение десяти лет с начислением 8-10% годовых. Активно подключившись в Новую Экономическую Политику (НЭП), давший свободу действий мелкому и среднему капиталу, в 1922 году ПРОСОТРУДВИН переименовывается в кооператив «Конкордия».
Кооператив получает свое второе рождение. За короткий период «Конкордия» совершает головокружительные успехи в хозяйственно-экономической области. Только в 1926 году «Конкордия» сдает 42% винограда от общего урожая Азербайджанской ССР. В эти годы «Конкордия» также расширяла сеть перерабатывающих производств.
Так, кооператив открывает в 1923-1924 годах новый спиртоводочный завод в Еленендорфе, ректификационные заводы в Анненфельде и Георгиевске, а также в Траубенфельде, что являлась результатом плодотворной работы кооператива по восстановлению виноградных садов. С этой целью «Конкордия» выдавала ссуды малоимущим и беднякам кооператива.
Пытаясь решить этот вопрос кооператив образовал земельную комиссию «которая подготовила проект по распределению пахотных земель». Этот проект был выслушан 27 августа 1923 года на общем собрании жителей Еленендорфского общества. На этом собрании Еленендфоское Общество приняло решение по данному проекту, которое указывало, что «семейства, не имеющие виноградников наделить 2.000 кв. саженей, а всех имеющих полную норму виноградников исключить из наделения пахотно-поливной земли».
Реализация этого проекта базировалась на статье земельного кодекса Азербайджанской ССР. Наркомзем Азербайджанской ССР поддерживал колонистов и оперируя земельными кодексами поощрял наделению пахотными землями безземельных и малоземельных членов кооператива «Конкордия». Позиция Наркомзема позитивно влиялана решение вопроса по распределению пахотных земель.
Так, в сентябре 1923 года уполномоченные 30 домов безземельных крестьян колонии Еленендорф Альберт Шек и Эмиль Фрик обратились в Наркомзем с заявлением о том, что их доверители не имеют земельного надела и все их хлопоты по данному вопросу остаются безуспешными. При рассмотрении этого обращения Наркомзем принял во внимание 28-ю статью земельного кодекса Азербайджанской ССР, в котором указывалось, что трудовые хозяйства имеют право давать земли в трудовую аренду и основываясь на вышеуказанный кодекс Наркомзем предлагал Еленендорфскому Обществу «срочно наделить безземельных членов Общества всеми видами сельхоз угодий за счет свободного фонда Общества или же за счет обеспеченных землей хозяйств…».
В эти годы управление «Конкордии» в целях развития виноградарства, а также повышения материального благосостояния колонистов страны оказывало материальную поддержку малоимущим и беднякам кооператива.
Согласно постановлению общего собрания членов Еленендорфского учототдела «Конкордии» от 23 ноября 1925 года была выдана возвратная ссуда в размере 3.750 руб. Эрнесту Яковлевичу Эстерле, который будучи уполномоченным кооператива «Конкордии» с 1923 по 1925-е годы проводил операции по заготовке тутового и виноградного спирта-сырца в Агдамском районе. Данный факт свидетельствует о том, что, развивая виноградовинодельческое дело деятельность кооператива «Конкордия» не ограничивалась ареалом Гянджинского района, она охватывала также другие районы Азербайджанской ССР, в частности Карабахский регион.
По вышеуказанному постановлению «Конкордия» выдавала возвратные ссуды и другим малоимущим и бедным членам кооператива для восстановления виноградных хозяйств.
В начале 1920-х годов, «Конкордия» не только выдавала возвратные ссуды малоимущим членам кооператива, но и создавала благоприятные условия для переселения их в соседние колонии действуя по проекту земельной комиссии по распределению пахотной земли. Эта деятельность «Конкордии» положительно влияла на рост производства виноделия и его качество. Уже в эти годы выпускаемые вино-водочные продукции «Конкордии» выставлялись на конкурсах. Так, 8 мая 1924 года в Москве, кооператив принимает участие в конкурсе, объявленной редакцией журнала «Красная Нива» на лучший сельский или городской кооператив. Жюри конкурса под председательством председателя ЦИК СССР М.Калинина высоко оценил выставленную кооперативом вино-водочную продукцию и присудил «Конкордии» удостоверение с похвальным отзывом.
Одним из главных направлений деятельности «Конкордии» в эти годы заключалось в образовании собственной торговой сети, которая охватывала Карабах. В эту торговую сеть в первые годы НЭП-а входили «183 фирменных магазина по всему СССР…».
С целью улучшения работы сети магазинов 19 мая 1924 года в колонии Грюненфельде проходит одиннадцатое общее собрание кооператива «Конкордии» под председательством председателя правления «Конкордии» Георга Бека. На собрании специальным докладом о работе филиальных пунктов РСФСР и в других союзных республиках СССР выступил член правления Вернер Гуммель.
В своем выступлении докладчик отмечал, что на «российском рынке реализуются исключительно виноградные вина». Указывая на ограниченные закупочные возможности российского рынка В. Гуммель, подчеркивал, что покупательная способность России с довоенным уровнем намного понизилась. Докладчик считал, что одной из причин тому являлся однородный ассортимент продукции производимой кооперативом. Принимая во внимание, упомянутый факт, В.Гуммель указывал, что, в былые годы Россия потребляла более разнородный ассортимент и «Конкордии» следовало учесть этот нюанс.
Следует отметить, что «Конкордия» являлась не только производственным объединением частной собственности колонистов Азербайджанской ССР. Она также была хранительницей этнического самосознания и носителем языка, культурно-конфессиональной традиции немцев. Пытаясь сохранить этнические узы кооператив уделял серьезное внимание школьному вопросу, и руководители «Конкордии» поддерживали тесную связь с Германией. Через представителя азербайджанских колоний в Берлине Теодора Гуммеля управление кооператива закупала учебники, художественную, религиозную детскую литературу, письменные принадлежности.
Управление «Конкордии» вкладывала субсидии на развитие дошкольных учреждений колонистов. Под руководством доктора Вильгелма Гурра в колониях впервые были созданы детские сады и ясли, специализированная молочная кухня, а также детская кухня с квалифицированной консультацией для детей и их родителей. В эти годы «Конкордия» содержала на свои средства школу 2-й ступени в Еленендорфе (Гейгель), также в колонии был открыт для учащихся школьный интернат. С осени 1924 г. здесь была также открыта школа для глухонемых. С целью развития виноградарства «Конкордия» финансировала также научно-исследовательскую работу, направленную на борьбу с вредителями сельского хозяйства, на создание новых технологий по обработке виноградников в Азербайджанской ССР.
Также нужно сказать, что в отличии от немцев г. Баку немцы-колонисты отличались своей набожностью и твердостью генетических узов. Большая часть немцев-колонистов Азербайджанской ССР придерживалась лютеранской церкви. Разрушенне устоявшихся традиций, брожение в умах являлось предпосылкой распыления немцев страны. И «Конкордия» пыталась предотвратить «расползание» нравов и сохранить этно-конфессиональные традиции, поддерживала связь с Германией, получала журналы и газеты, как например «Дас ное Дорф», «Ди Вохе» и др.
В эти годы силовые структуры Азербайджанской ССР пристально следили, за социально-экономическим развитием в колониях страны и в первую очередь под контролем была «Конкордия». Независимые действия управления «Конкордии» не отвечали принципам управления административно-силовых структур советской власти.
Ссылаясь на агентурные данные, определенные структуры проявляли обеспокоенность усилением школьного дела в колониях Азербайджанской ССР, куда «Конкордия» выписывала «из Германии через Теодора Гуммеля специальных учителей, оплачивала содержание этих школ, снова отправляла группы, учащихся в Германию».
Силовые структуры также не могли смириться с ростом авторитета виноградо-винодельческого кооператива воспринимая это, как угрозу для советской власти, и обвиняли кооператив в игнорировании декретов, в частности, декрет Азревкома от 9 июня 1920 года, подчеркивая, что «Центральное место в экономической части дела занимают весьма серьезные материалы о сокрытии громадного, по ценности, имущества, подлежащего национализации еще в 1920 году».
Предоставляли список имений, включенных в экономическую структуру имений, включенных в экономическую структуру «Конкордии». В их числе были частная собственность бывшего Акционерного Общества братьев Форер, коньячный склад и заводы в Гейгеле. Считали целесообразным в интересах защиты экономических основ социалистического производства ликвидировать кооператив «Конкордию» и тем самым нанести удар по частной собственности колонистов Азербайджанской ССР.
Предлагалось даже арестовать членов правления «Конкордии» Готлиба Готлибовича Гуммеля, Готлиба Иоганнесовича Гуммеля, Вернера Гуммеля и Христофора Форера, а также Юлиуса Форера, Лоренца Куна, Вильгельма Бека, Георга Фрика.
Через некоторое время, органы ГПУ начали следствие и в дальнейшем — судебный процесс по делу «Конкордия». Арестовали 16 человек, представителей известных фамилий немецких колоний Азербайджанской ССР, являвшихся членами управления кооператива. Их имущество было частично конфисковано.
В результате следствия и начавшегося судебного процесса по делу кооператива «Конкордия» летом 1925 года по хозяйствам немецких колонии Азербайджанской ССР был нанесен первый удар, который был началом конца «Конкордии». Испытав на себе механизм репрессивного аппарата после указанного судебного процесса бывшие члены правления, а также работники «Конордии» систематически подвергались тотальной слежке и надзору, а в годы тотальной репрессии авторитарно-тоталитарного режима испытали ужасы политического террора.
Действия силовых структур Азербайджанской ССР не были одобрены немцами проживающих в немецких колониях страны, связанные тесными узами с кооперативом «Конкордия». Созвав в сентябре 1925 года собрание, члены кооператива колоний Гринфельд и Елисаветинка выразили свой протест против ареста руководителей кооператива. В этом деле колонисты Елисаветинки против действий властей отличались своей активностью и твердостью позиций.
Позиция немцев — крестьян Елисаветинки, выступившие в защиту руководителей «Конкордии» не отвечала установкам политики советской власти. В знак наказания за беспредел местные власти решили «очистить» Елисаветинку от немцев. Свои действия местные власти объясняли тем, что немцы, заселяясь в Елисаветинку, проводили земельные операции, обескровливали молокан, и эти обездоленные молокане уходили на Северный Кавказ, а их места занимали пришлые немцы из других уездов южнокавказского региона.
Была создана специальная коммиссия, которая предлагала оставить в Елисаветинке «тех из поселившихся граждан, которые обосновались там до издания земельного кодекса, т.е. до 15 июля 1923 года», а точнее лишить права немцев Елисаветинки на землю, в целом перекрыть им «кислород», и тем самым ослабить экономическую базу «Конкордии». Этому постановлению дан был ход после проведённых арестов в кооперативе «Конкордия».
Руководствуясь 27 ст. земельного кодекса был начат процесс выселения немцев. 28 мая 1926 года уездная комиссия принялв постановление о лишении прав на землю в порядке 27 статьи земельного кодекса 19 немцев «купивших, продавших, арендовавших и сдавших в аренду». Так начался процесс «выживания» немцев из немецких колоний страны уже во второй половине 1920-х годов, в период подъёма НЭП-а, в данном случае из Елисаветинки, действия которых не отвечали базовой политике большевистской власти и рассматривались властями в качестве бунтарей, не вписывающиеся к готовящейся политике коллективизации.
В годы коллективизации, колонии Азербайджанской ССР облагались непомерными налогами. Так, немцы колоний Анненфельд и Ленинфельд, удельный вес которых составлял 0,5% населения Шамхорского (Шамкирского) района платили 75% всех налогов района. Эта ситуация способствовала упадку виноградарства, а также социального благосостояния немцев страны, переживавшие социально-экономический коллапс после раздробления кооператива «Конкордия».
Пережив все тяготы коллективизации, немцы страны вступили в следующую фазу политической истории XX века. Последние аккорды в деле уничтожения «Конкордии» были произведены в период политического террора. В эти годы были проведены силовыми структурами Азербайджанской ССР проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива, сопровождавшиеся арестами десятков работников «Конкордии». Последовавшая за этим волна массовых репрессий привела к закрытию объединении «Конкордии» в 1936 году, и большая часть работников, в частности члены правления кооператива подверглись репрессиям. В эти годы все члены правления кооператива пережили трагическую судьбу.
Власти обвиняли осужденных колонистов в подрыве устоев советской власти. Обвинения строились на шаблонных формулировках. Так, в следственных делах указывалось, что обвиняемые вели активную борьбу против советской власти путем последовательной антисоветской агитации и пропаганды фашизма, вокруг которых концентрировались группы антисоветски настроенных лиц.
Отказавшись от НЭП-а, советская власть, руководствуясь конкретной задачей — разрушения всего того, что не отвечало принципам большевизма, в середине 1920-х годов приняла целенаправленный курс уничтожения мелко частной и средне частной собственности и кооператив «Конкордия» стал одним из первых жертв тоталитарной машины.
По данным сборника материалов Германо-азербайджанского общества
Образование в немецких колониях Азербайджана (1930-1935 гг.)
«От оспы и от любви не зарекайся»: как лечили немцев Азербайджана в XIX — начале XX в.