Из истории армян в Азербайджане

Рауф А.Гусейн-заде

Появление и расселение армян на Кавказе, в том числе на азербайджанской земле, проходило в несколько этапов. Кавказский регион издавна известен как «гора языков», так как здесь проживали более 50 народов каждый со своим языком, материальной и духовной культурой.

Одни из них — автохтоны, другие — аллохтоны, которые появились в регионе в разное время по раз¬ным причинам. Поэтому в российской этнической номенклатуре XIX века жителей Кавказа разделяли на три группы: европейские народности, туземцы-кавказцы в собственном смысле, туземцы-кавказцы в географическом смысле. Согласно этой градации, армяне принадлежат к последней группе.

Армяне (самоназвание хай) как этнос сложились в Малой Азии в IX-VI веках до н.э. До того их предки обитали в исторической области Фракия на Балканах. Об этом писал еще в начале XX века один из корифеев арменистики Н.Адонц.

Исторически большинство армянского народа, образовав обширную диаспору, живет за пределами собственного государства, которого великие державы, в первую очередь Византийская и Сасанидская империи, лишали армян четырежды: в IV,VI, XI и XIV веках. Все эти государства возникали в Малой Азии. Эти сведения неоднократно публиковались в армянской исторической литературе и исторических атласах.

Армянская государственность вновь, уже в пятый раз, возродилась лишь в 1918 году, то есть спустя более 500 лет. Причём на этот раз не в Малой Азии, где она возникала четырежды, а на Кавказе, на земле азербайджанского Эриванского ханства.

Предыстория этого события такова. В первой трети XIX века Российская империя силой оружия завладела Северным Азербайджаном. Местные азербайджанские ханства были ликвидированы, после чего Российский Император Николай I в «высочайшем указе» Правительствующему сенату от 21 марта 1828 года распорядился: «Силою трактата с Персией, заключённого 10 февраля 1828 года, присоединённые к России Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской».

Тогда же, в первой трети XIX века, началось целенаправленное, организованное переселение сюда османских и иранских армян. Об этом подробно рассказано в работах русских кавказоведов, в частности у С.Глинки и Н.Шаврова. Первый излагает историю переселения армян из иранского государства, и подчеркивает, что этим процессом занимались армяне на русской военной службе. Шавров же конкретно указал, что в 1908 году численность армян на Южном Кавказе, которая до начала XIX века была мизерной, достигла 1.300.000.

Отметим, что переселенцы, осевшие в Нагорном Карабахе, бережно хранили память о своей прежней родине. Например, в карабахском селе Марагашен, где поселились выходцы из иранского (южноазербайджанского) города Марага, была воздвигнута стела в память 150-летия их миграции в Карабах. стела простояла до 1988 года, когда была взорвана.

Несмотря на массовое заселение армян во вновь образованную армянскую область, ещё долгое время большую часть населения здесь составляли азербайджанцы. С июня 1849 года армянская область была расширена за счёт соседних азербайджанских земель и превращена в Эриванскую губернию Кавказского наместничества российской империи.

После крушения этой империи в 1917 году на тех же азербайджанских землях появилась в 1918 году араратская республика, ставшая в 1920 году армянской ССР (с 1922 года в составе СССР). После распада Советского Союза в 1991 году она трансформирована в Республику Армения.

Первые армянские колонии появились на Ближнем Востоке. После того, как в VII веке ислам стал доминирующей религией в регионе, армяне-христиане прекрасно уживались с мусульманами. Пожалуй, наиболее красноречива история многовекового мирного сосуществования армян с преобладающим мусульманским населением в Османской Империи. Об этом подробно сообщает армянский автор XVII века Симеон Лехаци, который в течение нескольких лет общался со своими единоверцами в этом государстве.

Многовековое отсутствие своего государства, дисперсное расселение в различных странах в различной культурной, языковой и конфессиональной среде способствовали появлению многоцветной армянской этно-религиозно-языковой мозаики. Что касается армян Азербайджана, то почти все они усвоили азербайджанский язык, а их материальная и духовная культура многое восприняла от азербайджанской. Это особенно заметно в терминологии.

Основная масса армян в XIX — начале XX веков по традиции продолжала заниматься земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось с виноградарством, виноделием и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль). Архаические формы сельскохозяйственного инвентаря представлены примитивной тяжелой сохой (арор, ввцки), в которую впрягали буйволов или волов; сложным плугом (гутан), в который впрягали волов; бороной (тапан); широкими и узкими серпами (мангах).

Существовала система товарищества для коллективной вспашки земли. Женщины не участвовали в пахоте, севе, жатве. Их работа начиналась после доставки урожая на ток (кал). Снопы перевозили на арбах, лошадях, мулах, ослах. На току колосья молотили при помощи кам — доски с острыми кремнёвыми вкладышами. Эту доску волокли быки, буйволы или лошади. Запасы зерна хранили в обширных ямах. Зерно для повседневного расхода находилось в жилом помещении или в кладовой (маран) в больших шерстяных мешках. Зерно и муку хранили также в большом деревянном ящике (амбар).

Зерно мололи на ручных жерновах, на водяных мельницах (джрагац). Зерно перерабатывали также в крупу в больших каменных ступках (санд, динг). Из льняного, кунжутного, горчичного и хлопкового семени, из орехов и миндаля готовили масло, сперва вручную, потом на маслобойной мельнице (дзитан, сраноц). Применялись виноградные давильни (хндзан). Виноградное сусло сливали в кувшины (карас).

В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важную роль играло разведение тяглового скота. Крупный рогатый скот с весны до осени выпасал общественный сельский пастух (нахрапан) по найму, а мелкий рогатый скот круглогодично пас другой пастух (овив, чобан). На летних пастбищах (эйлаг) в горах каждое село имело свой участок, где разбивали шатры, покрытые войлоком или коврами. Пчеловодство было наиболее развито в лесной зоне. Охота носила больше вспомогательный характер. Охотились на оленей, косуль, орлов, барсов, волка, медведя, гиену, шакала, кабана, лисицу, куницу, зайцев, дикую птицу. Для ловли рыбы устраивали на реке запруду, ставили вершу (тарп), заводили невод.

Большую роль играли домашние про-мыслы и ремёсла. Существовали цеховые объединения (амкарства). В цехах были мастер (варпет), подмастерья (каргар) ученики (ашкерт). Распространено было также ковроткачество, которое армяне восприняли от азербайджанцев. Изготавливали ковры ворсовые (горг, хали) и безворсовые (карпэт, палас). Были развиты ткачество и вышивка, плетение кружев, кожевенное, портняжное, сапожное, шапочное, шорное, кузнечное, камнерезное, ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль), медное и лудильное, плотничное, строительное, столярное и бочарное дело.

Пряли и ткали для собственных нужд и на продажу. Изготавливали полотенца, халаты, занавеси, покрывала. Валяли войлок (кэча), пряли шёлковые нити при помощи ножной (вотначарх) или ручной (мат-нилик) прялки. Ткачество считалось женским делом. Ткали на горизонтальном и вертикальном станках. Ткани окрашивали естественными красителями. Армяне Азербайджана славились как портные, сапожники, каменщики и музыканты.

В домашнем хозяйстве преобладала глиняная посуда, которую изготовляли местные мастера-гончары (брут). Это карасы, доильники, миски, кувшины, кружки, солонки, светильники, маслобойки. Фабричную посуду, как и ткани и одежду, могли приобретать только богатые семьи. Были распространены деревянные изделия: чаны, маслобойки, корыта для теста или стирки, ложки и черпаки, сельскохозяйственные орудия. Широко было распространено изготовление медной посуды: мелкие и глубокие тарелки, миски, кружки для воды, подсвечники, тазы, котлы, сковороды, дуршлаги, шумовки.

До начала ХХ века в горных местностях передвигались на лошадях, мулах, ослах, а на равнинах использовали двухколёсную арбу (сайл). В городах трудились армяне-носильщики (мшак, амбал, муша), перевозившие грузы на особом спинном приспособлении (палан).

Добывали соль, а также в небольших масштабах железную руду, торф, мрамор, известняк, литографский камень, мумиё, охру. Обрабатывающая промышленность была представлена почти исключительно кустарными кирпичными, кожевенными, мыловаренными, маслобойными, хлопкоочистительными, фруктово-консервными и лимонадными, коньячно-спиртовыми предприятиями.

Традиционное армянское поселение именуется гюх или шэн. оно представляло собой скученное нагромождение домов, среди которых не всегда удавалось проследить линии улиц. Для защиты от врага на крышах возводили невысокие бойницы. нередко в целях обороны дома соединяли между собой подземными ходами. В горных поселениях крыша одного дома нередко служила двориком другого. Равнинные поселения утопали в зелени виноградников и плодовых деревьев, расположенных вдоль обсаженных тополями или ивами оросительных каналов. В центре поселения возвышалась церковь с колокольней. Кладбище обычно выносили за поселение. Воду брали из родников, которые обычно были облицованы каменными плитами. Если родников не было, выкапывали колодцы (канкан, кяхриз). Купались дома, воду разогревали в больших котлах, мылись в бельевом тазу в углу жилого помещения.

Основной тип традиционного дома — глхатун, тун, карнауч, хазарашэнк — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение со стенами из дикого камня, с единственным отверстием (ердик) в центре потолка, которое служило и для освещения, и в качестве дымохода, с пирамидально-венценосным перекрытием, опирающимся на внутренний столбовой каркас. В одной из стен устраивали камин с очагом (кракноц, оджах). Для гостей имелась особая комната (дрси ода). Все помещения — жилые комнаты, кладовая, саманник, загон для скота — имели двери, выходившие в общий коридор — сени (поган, сырах).

В одних районах жилая и хозяйственная части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых, — раздельно. В жилище имелась вмазанная в пол глиняная печь (тонир), для отопления — стенной камин (бухари). Над ним имелись узорчатый свод и полки в стене. В зажиточных семьях на таких полках расставляли лучшую посуду, шкатулочки, художественную мелочь. Имелась кладовая (маран, ки-лар). Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей.

Были также дома с окнами в стенах. Ели, сидя на полу или у края тонира, еда раскладывалась на медном круглом подносе (сини), который ставился на подставку или на низком круглом деревянном столе (свган тахтак). Спали на расположенных вдоль стен нарах (тумб, садыр), устланных циновками, тюфяками, покрытыми войлоком или коврами, на которых лежали длинные валикообразные (мутаки) и четырёхугольные крупные (бардз) подушки.

В конце XIX века появились полутора- или двухэтажные дома с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, открытой верандой. В таком строении на верхнем этаже располагались жилые комнаты с окнами, на нижнем кладовые (зрзамби, магаза). Помещение для скота (гом) устраивалось в комплексе жилого дома или отдельно. Корм для скота хранился в каменном помещении (мараг).

В середине XX века стал преобладать каменный двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане дом с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, с открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе эволюции поселения приобретали уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохранялся, вынесенный за пределы дома в особую пристройку.

Обстановка и внутреннее убранство жилого дома зависели от достатка его владельца. Полы застилали войлоком или коврами. в состоятельных домах на полках выставляли коллекцию медной, серебряной или даже золотой посуды. В жилом помещении имелись стенные ниши, полки для посуды, постельных принадлежностей, здесь ставили наполненные различным добром сундуки, на стенах и столбах развешивали оружие.

Основу армянской традиционной одежды составляли рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (род длинного сюртука). Из украшений были распространены кольца и серьги, браслеты, ожерелья, пояса и нарядные пуговицы. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса составлялись из массивных серебряных блях. Верхняя одежда состояла из чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили различные шапки, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — тапки из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

С конца XIX века традиционную одежду постепенно вытесняла одежда европейского покроя. В советский период как в городе, так и на селе стала доминировать обычная одежда и обувь городского типа.

Религиозные верования армян Азербайджана тесно связаны с христианством. Во времена СССр в материальной и духовной культуре армян Азербайджана произошли определённые изменения, но основа сохранилась.

До начала войны 1988-1994 годов армянское население Азербайджана составляло 484,000 человек. Между армянами и азербайджанцами существовали нормальные отношения. Между двумя народами заключались многочисленные смешанные браки, существовала традиция кирвелик, то есть участие армянина в обряде обрезания азербайджанского мальчика, когда он становился кирве (кумом), то есть крестным отцом.

Те, которые уехали после 1988 года,с ностальгией вспоминали свою жизнь в Азербайджане. Примечательно, что преобладающее большинство уехавших из Азербайджана осели не в Республике Армения, а в других странах.

Армяне в Азербайджане были представлены в промышленности, сельском хозяйстве, науке и культуре. На армянском языке издавались газеты и журналы, книги, велись радио- и теле-передачи, действовали школы с обучением на армянском языке, были армянские отделения в вузах, функционировали армянские церкви.

Многие выдающиеся армяне, получившие широкую известность за пределами этой страны, родом из Азербайджана. Очень много армян работало в начале ХХ века на предприятиях Баку, крупнейшего промышленного центра на юге российской империи.

Видные предприниматели-армяне российской империи подвизались в Бакинской губернии. Среди них известный Галуст Гюльбекян — предприниматель и меценат, позже глава «ирак петролеум компании» и португальской компании «Partex», был одним из влиятельных представителей армянской диаспоры.

Стоит отметить также Манташева, братьев Тер-Гукасовых, Арамянца, Лианозова, братьев Маиловых, Мирзабекянца, вкладывавших капиталы как в нефтяную промышленность, так и другие отрасли местной экономики.

В советское время в Азербайджане были известны многие армяне — работники сельского хозяйства, деятели науки, культуры, спорта. Дважды герой Советского Союза летчик Нельсон Степанян — уроженец азербайджанского города Шуша. Маршал Советского Союза Иван Баграмян — уроженец азербайджанского города Гянджа. Главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян — уроженец села Чардахлы Шамкирского района Азербайджана.

Отметим также одного из выдающихся футболистов СССР Эдуарда Маркарова, который многие годы играл в бакинской команде «Нефтчи».

Арташес Каринян (Габриэлян) — уроженец села Балахана близ Баку, академик, академик-секретарь отделения общественных наук, вице-президент АН Армении. Цатур Агаян — уроженец села Заглик Дашкесанского района Азербайджана, академик-секретарь Отделения общественных наук АН Армении, многие годы работал в АН Азербайджана, был проректором Азербайджанского государственного пединститута, где имелось армянское отделение. Одна из его научных публикаций посвящена выдающемуся историку XIX века А.А.Бакиханову.

Александр Ширванзаде (Мовсесян, 1858-1935), уроженец азербайджанского города Шамахы — народный писатель Азербайджана и Армении, известный прозаик и драматург. В его произведениях широко изображена мирная жизнь армян, их дружеские и родственные связи с азербайджанцами.

А.Ширванзаде был дружен с выдающимися деятелями культуры и искусства Азербайджана — Дж.Мамедгулузаде, Н.Наримановым, А.Ахвердиевым, Абдуллой Шаигом, Дж.Джаббарлы и Г.Джавидом.

Известный композитор Андрей Бабаев — воспитанник Азербайджанской государственной консерватории по классу Кара Караева, всемирно известного азербайджанского композитора. Долгие годы существовал триумвират в составе Арно Бабаджаняна, Роберта Рождественского и Муслима Магомаева, благодаря творческому содружеству которых появилось немало песен-бестселлеров.

В заключение стоит отметить весьма немаловажный момент. В прошлом многие представители армянства с симпатией относились к азербайджанцам, к их истории, культуре, языку, фольклору. Как ни странно для многих это сегодня звучит, армяне и азербайджанцы какое-то время жили мирно. Увы, этот позитив завершился в 60-е годы ХХ века.

По материалам журнала IRS Наследие