Почетный энергетик СССР, долгие десятилетия занимавший ответственные посты в иерархии национальной энергетической промышленности, кавалер престижных орденов и медалей — все это Халид Исмайлов.
Начинал он свою трудовую деятельность с Сумгайытской ТЭЦ, работая в должности дежурного инженера. На смене он выполнял функцию административного и технического руководителя ТЭЦ. Вскоре его назначили заместителем начальника турбинного цеха…
Но это было уже после Второй мировой войны.
Х.Исмайлов вспоминал: «В институт мы поступали в годы войны (1943 год), успев к тому времени осознать: раз по возрасту (нам было по 16 лет) мы не можем быть полезными на фронте, значит должны вносить свою лепту в общее дело победы. Нас было три товарища — вместе учились, дружили, общались и вне школы. А окончив 9-й класс, экстерном сдали экзамены за выпускной, в то время 10-й класс, а дальше собирались подать свои документы в Азербайджанский индустриальный институт. Но 1943 год оказался единственным, когда в выбранном нами институте отменили вступительные экзамены — шла война, стране были нужны профессиональные кадры. Это совсем не означало, что дорога в вуз была открыта абсолютно всем — по мере учебы происходил «естественный отбор» — в неуспевающих, конечно же, потребности не было.»
Многих студентов , призванных в действующую армию, возвращали в институт, чтобы, став специалистами, они работали в тылу, на важных промышленных участках, обеспечивающих (по мере возможностей) всем необходимым защищавшую страну армию.
Х.Исмайлов вспоминал: «Демобилизованным ребятам было нелегко вернуться к студенческой жизни, так как многие из них вкусили ужасы войны, и эти трагические впечатления продолжали жить в них, не давали покоя. Мы относились к таким студентам-фронтовикам с уважением, старались всячески их поддерживать, помогать по мере своих возможностей.»
Исмайлову повезло пережить многих своих товарищей тех далеких лет, но он всегда вспоминал о них с благодарностью.
«Приведу лишь один пример из многих, заслуживающих внимания: один из моих друзей по фамилии Дыхно был из семьи известных врачей. Его отец, зная, что мой папа в действующей армии, настоятельно, по собственной инициативе, оплачивал мои дополнительные занятия по подготовке к сдаче досрочных выпускных экзаменов. А жить и содержать семью в то время было непросто… Поступок этого благородного человека стал для меня одним из уроков, отложивших свой отпечаток на мое формирование как личности,» — рассказывал он.
Отец Исмайлова с фронта не вернулся. Его забрали в 1942 году, и сразу на Северный Кавказ — Моздок, Грозный, где шли активные военные действия.
«Просто поразительно, как работала в то время почта. Каждые два дня мы получали письмо-треугольник. А потом они перестали поступать. У нас долго не было о нем известий, лишь «пропал без вести». Много позже мы узнали, что он погиб во время жестокого наступления немцев,» — вспоминал Исмайлов.
«Отец был одним из первых выпускников физико-математического факультета БГУ. Он обладал ярким аналитическим умом, который позволял ему вплотную заняться научной работой, но он решил посвятить себя педагогике. По распределению, будучи уже семейным человеком, отец вместе с супругой и дочерью Салимой (на то время — единственный ребенок, в будущем — педагог русского языка и литературы) едет в Загаталу, где я и родился. Позже наша семья переехала в Шеки. Что же касается мамы, то она была домохозяйкой, всю себя посвятила заботам о семье. Рано оставшись вдовой, она всячески поддерживала, лелеяла и холила своих троих детей,» — рассказывал он.
Несмотря на на войну и связанные с ней невзгоды, студенческие годы оставили в памяти Х.Исмайлова светлые воспоминания. В частности потому, что будущему энергетику преподавали выдающиеся педагоги — люди высокоинтеллигентные, неравнодушные, стремящиеся передать свои знания, свой опыт молодому поколению.
«Нам преподавали представители «старой» профессуры, которых пригласили в Баку в конце XIX — начале XX веков. Собственно, приглашенные преподаватели в то время были явлением довольно частым. Так, подобной кадровой политики придерживался и Узеир Гаджибеков, занимавший пост ректора Азгосконсерватории,» — рассказывал Х.Исмайлов.
Х.Исмайлов вспоминал и знаменитого ученого Иосифа Есьмана, которого пригласили на должность профессора в Азербайджанском политехническом институте (позже он стал его ректором).
«Насколько я помню, в 1945 году И.Г.Есьман был избран действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР, ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Азербайджанской ССР. К тому же его имя носил Энергетический институт Академии наук,» — отмечал Х.Исмайлов.
В послевоенное время возникла острая необходимость в специалистах различных сфер жизнедеятельности, принимая во внимания сколько людей погибло не только на войне но и во время довоенных репрессий. Это отразилось и на кадрах в Азербайджане. К большому сожалению, среди них были и такие, кто обучался в престижных европейских вузах.
«Внутри института готовились кадры для важных промышленных объектов. Так, после III курса лучших студентов направляли на практику в «Азэнерго». Кстати, многие наши преподаватели работали именно в этой системе, а потому на занятиях присутствовал ориентир на вопросы, имеющие практическое значение для сферы деятельности организации. К сожалению, после войны многие из приглашенных преподавателей выразили желание вернуться на родину (в Москву, Ленинград, Ростов и др.). Но прежде было необходимо получить открепление из министерских ведомств, что несколько затягивало процесс их отъезда. Вновь образовывалась брешь в педагогических и ученых кадрах, и потому начался процесс довольно быстрого карьерного продвижения молодых специалистов, которые, как правило, своей работой оправдывали возложенные на них ответственные обязанности,» — рассказывал Х.Исмайлов.
Как уже отмечалось, Х.Исмайлов начинал свою трудовую деятельность с Сумгайытской ТЭЦ, работая в должности дежурного инженера. Там прошли первые пять лет его трудового пути. Было чему поучиться: углубились знания, чувствовался технический рост, да и полученный опыт профессионального общения в будущем многое облегчал.
«К примеру, когда я приступил к работе на Сумгайытской ТЭЦ-1 действовало два агрегата, а в момент моего ухода — уже пять. За короткое время я многому научился, следствием чего стало мое назначение на ответственную должность заместителя начальника «Азэнерго», а затем главным инженером Биби-Эйбатской электростанции им.Л.Красина,» — вспоминал Х.Исмайлов.
В этот период в Москве начала функционировать Высшая партийная школа, слушателями которой начиная с 1959 года были не только партийные деятели, но и представители различных специальностей. Исмайлову предложили поехать в Москву и пройти учебу в этой школе, причем особо подчеркивались хорошие во всех отношениях условия, созданные для приезжих слушателей.
«Но управляющий «Азэнерго» Александр Николаевич Попов предупредил, что после учебы в партшколе меня, скорее всего, будет ждать место в райкоме партии. Такая перспектива меня абсолютно не прельщала. Выход был найден: меня направили на строящуюся в Алибайрамлы электростанцию,» — вспоминал Х.Исмайлов.
На должности главного инженера в «Азглавэнерго» Исмайлов проработал 17 лет.
«Главный инженер в такой масштабной организации — это фактически технический руководитель, в обязанности которого входит контроль и регулирование всей энергетической системы республики. Объем работы — колоссальный, ответственность — не меньшая. Как справлялся с такими нагрузками? Наверное, получалось, раз награждали почетными знаками отличия. В моем послужном списке ордена Трудового Красного Знамени, Знак почета, звание Почетного энергетика СССР, не говоря уже о многочисленных грамотах, дипломах, благодарностях. А наш совместный проект с академиком Чингизом Джуварлы был удостоен Государственной премии Азербайджана,» — вспоминал Х.Исмайлов.
После ухода с должности главного инженера «Азглавэнерго» Х.Исмайлов оставался в той же организации в качестве советника президента уже «Azərenerjı». Он занимался вопросами реконструкции Мингячевирской ГЭС (замена старого оборудования), а также модернизации-реконструкции ТЭЦ «Красная Звезда», ГРЭС «Северная».
Приходилось Исмайлову работать и за пределами Азербайджана. В частности, в период работы в Энергостроительном тресте он курировал строительство электростанций на Северном Кавказе, в Туркмении.
«Моим следующим назначением был трест «Кавказэлектромонтаж». Основное поле деятельности — монтаж специального оборудования в Азербайджане, Грузии (Гардабанская ГРЭС), Туркменистане, на Северном Кавказе, в Армении,» — вспоминал он.
Исмайлов женился в 1954 г., позднее в браке родилась дочь, Наиля (окончила консерваторию по классу фортепиано, позднее стала работать в Музыкальном колледже при Национальной консерватории).
«Поначалу мы жили в Крепости, но в период моей работы в «Азэнерго» эта организация строила для своих работников дом на знаменитой Торговой улице (ул.Низами), в котором мне выделили трехкомнатную квартиру. Все наше семейство — моя мама, две сестры и мы с женой переехали в нашу новую квартиру… Спустя много лет я все же решился пройти по нашему переулку и… не увидел старых домов… Было больно…,» — рассказывал Исмайлов.
Он вспоминал и своих соседей, когда-то живших с ним в Ичери Шехер.
«В Крепости мы жили во II Тверском переулке. В годы войны только в двух-трех семьях из числа наших соседей были мужчины. Надо ли говорить, как сложно было выживать в те годы, а если к тому же семья осталась без кормильца… По соседству с нами жила семья лоцмана Али Ашумова. В те дни, когда он не был в море, вечером обязательно обходил все 15 соседских домов, спрашивая: «Все ли дома?». Получив утвердительный ответ, заботливо говорил: «Заприте двери. Спокойной ночи». Иногда он привозил из Лянкярана рыбу, рис, шор и обязательно раздавал соседям. А время было голодное…,» — рассказывал Исмайлов.
По материалам газеты «Бакинский рабочий»