Ройя Тагиева
Азербайджанский ковер всегда, особенно в периоды культурного подъема на Востоке, являл собой синтез многих эстетических начал. Оставаясь по своему духу и организации материала традиционными, ковры вбирали в себя разнообразные элементы окружающей действительности — их создатели черпали мотивы из литературы, творчески осваивали искусство миниатюрной живописи.
В этом отношении характерен XVI век, вошедший в историю Азербайджана как золотой век культуры. Подлинные шедевры ковроделия того времени сочетали в себе тонкость и изящество миниатюрной живописи, традиционное декоративно-плоскостное решение мотивов, великолепную цветовую палитру, отражающую всю красочность и многообразие природы.
В XVI веке азербайджанская тюркская династия Сефевидов, создавшая сильное централизованное государство, поощряла развитие культуры и искусства. В Тебризе, столице могучего Сефевидского государства, ставшем одним из ведущих культурных центров Востока, сформировалась яркая самобытная школа миниатюрной живописи.
На миниатюрах этого периода изображены прекрасные ковры с куфическими надписями, художественными композициями “ислими”, “хатаи”, “булуд”, коврики для намаза (молитвы) с гладким фоном, афшановые композиции, композиции “лячек-турундж” и др., а также сюжетные ковры. Великолепные миниатюры тебризской школы этого периода не только запечатлели уникальные образцы азербайджанских ковров, но и стали ярким свидетельством того влияния, которое миниатюрная живопись оказала на ковровое искусство.
Художники модифицировали и переосмыслили ковровую традицию. Отдаленные по времени идеи обретали новую форму, вписываясь в современный художественный процесс. Новые ориентиры – соединение художественной пластики с экспрессивностью изображения стали характерными для ковров описываемого периода.
На развитие коврового искусства Азербайджана значительное влияние оказал суфизм – мистическое течение в исламе, в учении которого произошла своеобразная трансформация древних представлений, связанных с верованиями шаманизма. Суфизм приспособил к нуждам эзотерической подготовки традиционную систему искусств, в том числе и ковроткачество. Азербайджанскому ковру были заданы особые координаты и система ценностей.
Ковер воспринимался как служение, точнее богослужение. Поскольку суфии по-новому осмысливали вопросы космогонии и вечности, то созерцание бытия, преклонение перед красотой входят в число главных мотивов суфийских ковров. Наслаждение мистической красотой мироздания, стремление к красоте как к высшей духовной ценности, созерцание неземного, божественного света и соединение с ним в молитвенном экстазе – мистическая практика суфизма, нашедшее свое художественное воплощение в особой мягкой манере изображения, именуемой плавной манерой.
Долгие плавные линии не сообщают, не развлекают, не выстраивают – они погружают в раздумья. В некотором смысле это означало заниматься духовной практикой, медитировать.
Вращение, композиционная спираль от периферии к центру – выражение изобразительными средствами духовной эволюции от обыденности к Абсолютной Реальности, Единому и Вечному, достигающей особого звучания и подлинного совершенства в новых композициях тебризских ковров «афшан», «шах-Аббасы», «лечек-турундж», «шейх-Сафи».
Одной из вершин коврового искусства Азербайджана этого периода считается тебризский ковер «шейх-Сафи» (1539), известный на Западе как «ардебильский».
Начиная с XVI в., наблюдается рост влияния миниатюрной живописи на трактовку сюжетных композиций ковров.
Сюжетно-тематические композиции со сценами охоты, звериного гона и поединков зверей, дополненные растительными орнаментами, служили традиционным и устойчивым мотивом в декоративном искусстве Азербайджана. Именно XVI век определил основные направления дальнейшей эволюции сюжетно-тематических ковров, став отправной точкой оценки художественной ценности азербайджанских ковров.
В ковроткачестве Азербайджана этого периода успешно разрабатывались приемы и методы классической миниатюрной живописи, обогащались новой трактовкой традиционных мотивов, добиваясь высокой гармонии декора, колорита и композиции. Ковры этого времени отличаются единством стиля, гармоничным сочетанием реальных мотивов с декоративным убранством, четкими формами и пропорциями построений, изяществом ткацкого рисунка и колористического решения.
Золотой период XVI века, когда искусство было призвано отражать блеск и могущество царствующей династии, проявился в распространении изображений пышных великосветских охот монарха с придворными и феодальной знати на азербайджанских коврах в истинно национальном духе и по развитию сюжетов, и по орнаментальному оформлению.
Особую группу составляют сюжетные ковры с иллюстрациями к произведениям великих поэтов Востока, и, прежде всего, великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви.
По материалам журнала IRS Наследие