Быт и духовная жизнь азербайджанских немцев Еленендорфа до СССР

Э.А.Керимов

В первое десятилетие XIX века положение в Европе характеризовалось беспрерывными военными действиями и междоусобиями. Наступили тяжелые времена всеобщей нужды, голода и неурожая. Особенно тяжелым бременем легли последствия наполеоновской войны на королевство Вюртемберг, управляемое тогда Фридрихом I.

Страна была разорена, трижды был произведен набор новобранцев. Кроме того, народ не был в силах выплатить повинности, а налоги в 1815 году составляли ощутимую часть дохода с поземельной собственности. Тысячи немцев стали покидать родину с целью найти пристанище в Америке и в других странах.

Напомним, что в начале XIX века в Вюртем-берге господствовала лютеранская Консистория, которая постановила изъять из употребления все старые церковные книги, песнопения, катехизисы. В знак протеста образовалась религиозная партия сепаратистов, которая под влиянием разных политических течений не желала признавать постановлений Консистории.

В 1816-1817 гг. свыше 1400 семейств, насчитывавших 60.000 человек, в составе 15 колонн двинулось в путь. Первой колонне в составе 40 семейств удалось благополучно достигнуть города Тифлиса и в пяти милях к востоку от него основать колонию Мариенфельд: Вслед за первой колонией на территории Грузии образовались ещё несколько поселений.

Остальные же колонисты, состоявшие преимущественно из выходцев из Ройлингена, получили распоряжение поселяться в окрестностях Елизаветполя. Прибыв в декабре 1818 года в сопровождении казаков в Елизаветлоль, они нашли приют на зиму у берега Гянджачая. Земельный участок, представленный колонистам в те времена, представлял заброшенную степь, которая некогда была обитаемой, о чем свидетельствовали полуразрушенный канал я развалины покинутого азербайджанского селения Ханлыклар.

Интересные сведения о выборе места и размещении переселенцев содержатся в «Актах, собранных Кавказской Археографической Комиссией», где в рапорте генерала-майора К.Ф.Сталя генералу-лейтенанту Вельяминову от 34 октября 1818 года сообщается следующее: «В бытность мною в Елизаветпольском округе для осмотра мест для поселения Вюртембергских колонистов, я признал выгоднейшим место у подошвы на реке Ганджинка, где протекает Ханлыгларская канава, по возвращению в Тифлисе узнал, что место сие с канавой ещё в 1813 г. казенной экспедицией отдано генералу-майору артиллерии Ф.И.Ахвердову с условием, что Ф.ИАхвердев засоренную канаву восстановит. Он имеет занятие здесь земледелием (сады, хлебопашни)».

Но Ф.А.Ахвердову так и не удалось прочно обосноваться на данном участке из-за его смерти в 1820 году. В Ханлыкларе жизнь продолжалась до самого начала XIX века.

Отметим, что еще в 1804 году число домов в Ханлыкларе составляло 25, а численность населения была более 100 человек. Поскольку упомянутая оросительная система находилась в негодном состоянии, местные жители вынуждены были заниматься только домашним хозяйством.

О размещении колонистов на земельных участках бывшего селения Ханлыклар сообщает и Я.Хуммель.

Весной 1819 года Конторой по управлению колониями в каждой семье землемером был отведен участок. Первое время колонисты лето проводили в соломенных и камышовых жилищах, зиму в полуземлянках.

По сообщению генерала К.Ф.Сталя, осенью 1818 года колонисты успели построить 89 каменных домов. Остальные продолжали жить в жилищах временного характера.

В первое время колонисты столкнулись с рядом трудностей. Непривычные природно-географические условия, иноэтническая среда, эпидемические болезни — все это пагубно влияло на жизнь переселенцев. В колонии уже с самого начала ее основания работал пристав Чиляев, собиравший оброк, как правило, в свою пользу.

Если принимать во внимание лихорадку, вызванную непривычным климатом, то неудивительно, что в течение первых трёх лет на 84 рождения приходилось 214 смертных случая.

Первое время богослужение совершалось под просторным навесом. Духовным наставником общины был Х.Краус, исполнявший также обязанности школьного учителя. Спустя два года после основания колонии был выстроен молитвенный дом. В 1823 году в колонию прибыли из Швейцарии Паремба, Дитрих и Беня. Был созван синод и выработан первый церковный устав для всех немецких общин Южного Кавказа.

29 мая 1826 года персидские войска ворвались в колонию и колонисты бежали в Елизаветполь, где их приютили азербайджанцы. Колония была разрушена до основания.

По возвращению колонистов в прежние места в сентябре того же года им были выданы денежные пособия. Большой ущерб нанес хозяйству колонии падеж скота в 1828 году. В немалой степени колонисты страдали и от нападений диких животных, которые вторгались даже в жилые помещения.

Тяжелым годом нужно считать также 1829 год, когда в колонии разразилась чума. Вслед за чумой в 1830 году явилась и холера. Обе эпидемии стоили колонистам 126 жизней, а в 1831 году градом был побит весь урожай.

Но благодаря упорному труду и настойчивости колонистов жизнь постепенно налаживалась. Немаловажную роль при этом играли и такие факторы, как интенсивные этнокультурные процессы между азербайджанцами и колонистами. Как известно, прибыв в Азербайджан, колонисты оказались лицом к лицу с народом, который отличался от них по этническим, языковым, религиозным и другим параметрам.

Несмотря на это, за короткий срок между двумя народами установились тесные хозяйственно-экономические и культурные взаимоотношения и взаимообмен. Все это в значительной степени облегчало процессы адаптации переселенцев в новых условиях. Азербайджанские земледельцы активно помогали немцам в сельскохозяйственном производстве, делились с ними опытом.

Постепенно в колонии развивается ремесленное производство. Уже в 1831 году здесь работало 8 кузнецов, 7 фургонных мастеров, 4 столяра и 4 портных. В 1827 году Кох соорудил красильное заведение.

В принципе 1832-1840 годы можно считать наиболее благополучными годами. В течение этих лет жизнь постепенно входила в нормальную колею. Тогда в колонии числилось 222 лошади, 1136 крупного рогатого скота и 127 мелких голов. В лице пастора Брейтенбаха колония в 1832 году получила собственного проповедника. В 1834 году был построен пасторат. В 1842 году было выстроено школьное здание. Школьным делом сначала руководил Христиан Краус, а затем в течении 20 лет Георг Генрих Гуммель.

24 апреля 1844 году был положен закладной камень будущей церкви Святого Иоанна. Уже в 1870 году число жителей колонии достигла 1400. 23 апреля 1869 года Еленендорф в присутствии многочисленных гостей отпраздновал свое 50-летие. В 70-80-е годы виноделие стало уже главным занятием колонистов.

При пасторе Мюллере в 1883 году в Еленендорфе было отпраздновано 400-летие Реформации (1483-1883). В память об этом событии возле церкви был посажен чинар. Приказом правительства в 1890 году церковная школа была преобразована в двухклассовое училище Министерства просвещения России.

Предприимчивые колонисты рас-ширяли свои хозяйства за счет покупки садовых участков у армян, поскольку последние занимались главным образом торговлей и не справлялись своими со хозяйствами. Безземельные еленендорфцы в 1888 году бесплатно получили участок земли в местности Сейфали (с 1897 г. — бывший Георгсфельд), Позже в Еленендорфе был проведен кягриз для орошения фруктовых садов. Указанные сады были известны под названием Маньчжурские.

В годы первой мировой войны колонисты отдавали на нужды войны людей, фургоны, лошадей и деньги. Несмотря на это, власти к немцам отнеслись с недоверием, всячески их притесняли, заключали в тюрьмы. В 1915 году был опубликован закон о ликвидации земельной собственности русских подданны немецкой национальности.

По материалам журнала «Археология и этнография Азербайджана»