Т.Керимов
Транспортные средства всегда занимали особое место в истории развития общественного прогресса. Влияние транспорта на экономику Азербайджана было особенно велико в XIX в. Его развитие способствовало возникновению ряда отраслей промышленности, различных ремесел и промыслов.
Некоторые ученые развитие транспорта связывали с плотностью населения. Конечно, известно, что на определенном этапе транспортные средства развиваются пропорционально плотности населения. В любой стране единая транспортная система более развита в местах большой плотности населения. Но, тем не менее, историю развития транспортных средств нельзя связывать с численностью населения. Например, в азиатских странах с большим населением и слаборазвитым производством транспортные средства были менее развиты, чем в европейских странах с высокоразвитым производством. Следовательно, развитие транспорта зависело, прежде всего, от уровня производительных сил. Наряду с этим, роль транспорта не была пассивной, он способствовал развитию различных отраслей хозяйства.
Изучение народных средств передвижения и перевозки в Азербайджане дает возможность проследить не только историю транспорта, выявить самобытные черты в его развитии, но позволяет также проследить развитие товарного и товарно-капиталистического производства в различных отраслях хозяйства.
До революции горные районы Азербайджана ввиду отсутствия надлежащих дорог были оторваны от соседних областей. Вследствие этой оторванности от внешнего мира они были и более отсталыми. В горных селах сохранилось больше пережитков первобытнообщинного строя. Но тем не менее, в этих местностях также происходило социально-экономическое развитие.
Полевые материалы собранные в 1968-1982 гг. по всем зонам Азербайджана помогли восстановить некоторые виды транспорта, ушедшие в прошлое, а также выявить средства передвижения, ранее не освещавшиеся в литературе. Это, в частности, различные виды волокуши, употреблявшиеся в горах, и некоторые разновидности водного транспорта. При полевой работе удалось установить конструкцию различных арб и на основе этого произвести классификацию. Были установлены ареалы распространения различных видов сухопутного и водного транспорта, а также степень преобладания того или иного вида.
О средствах передвижения в Азербайджане имеются сообщения в литературе средневековья, ХIХ в., имеются и археологические материалы. В основном о различных видах транспорта упоминается в работах, посвященных хозяйству или материальной культуре. По сравнению со сведениями античных авторов, более подробные сообщения по транспортным средствам Азербайджана содержатся в средневековых источниках, особенно арабских (авторов Ал-Масуди, Ал-Фарси, Ал-Истахри, Ибн-Ховгал, Ал-Идриси, Абу-Гамид и др.). Интересные данные имеются и в путевых заметках средневековых европейских путешественников (В.Рубрука, Марко Поло, Клавихо, И.Барбаро, А.Контарини, А.Олеария, Я.Стрейса и др.). Московский купец Ф.Котов оставил довольно интересные описания торговых путей и транспортных средств Ширванской зоны.
Сведения о транспортных средствах имеются и в дореволюционной литературе и периодической печати, однако, их поверхностный характер не дает возможности судить о наличии и распространении того или иного вида транспорта. Ценные сведения о транспортных средствах содержат ряд монографий и статей, посвященных вопросам истории, исторической географии, экономики Азербайджана второй половины ХIХ-начала XX в. В русской литературе наиболее ранние публикации о традиционных средствах передвижения в Азербайджане относятся к первой половине XIX в.
В конце XIX — начале XX в. стали появляться отдельные статьи и сообщения, касающиеся вопросов народного транспорта. В дореволюционной литературе были освещены в основном верховые и вьючные средства передвижения, а также тягловая сила колесного транспорта Азербайджана. Бесколесный и колесный был транспорт освещен незначительно. После установления Советской власти в Азербайджане стали проводиться систематические археологические я этнографические исследования, в ходе которых наряду с другими проблемами изучался и народный транспорт Азербайджана.
На основе полевых, архивных и литературных материалов удалось установить виды транспортных средств Азербайджана, проследить пути их развития и выяснить их роль в различные периоды истории.
Верховой и вьючный транспорт
В хозяйстве Азербайджана с древних времен важную роль играла транспортировка на животных. На протяжении многих веков азербайджанцы использовали для верховой езды и вьючного транспорта лошадей, мулов, верблюдов, и иногда волов и буйволов. Особенно широко использовалась лошадь — для вьючной перевозки, упряжки и для верховой езды, что определило развитие здесь коневодства. Позднее лошадь использовали и в военных целях.
Использование лошади в качестве средства передвижения и транспорта менялось в различные исторические эпохи в связи с развитием производительных сил. В некоторых исследованиях использование лошади в транспорте относят к концу IV тыс. до н.э. Широкое использование лошади под вьюки и в упряжке относится к концу III и началу II тыс. до н. э. Использование лошади для верховой езды на территории Азербайджана во II и особенно в I тыс. до н.э. подтверждают археологические находки костей, лошади, упряжных принадлежностей и конских украшений.
С начала I тыс. до н. э. сложились объективные причины, повысившие значение лошади как транспортного средства. Одной из таких причин было развитие отгонного скотоводства. Верховых лошадей использовали как транспортное средство при перегонах скота на яйлаги и кишлаги. В классовых обществах лошадей, как вьючных, так и упряжных, широко использовали при столкновениях между государствами.
Коневодству на территории Азербайджана уделялось большое внимание. В клинописных текстах Ассирии и Урарту сохранились сведения о коневодстве в области Манна. В них отмечено, что у маннеев было много лошадей, верблюдов и других верховых и вьючных животных.
Одно из древних государств на территории Азербайджана — Атропатена — была в состоянии выставить 40 тыс. пехоты и 10 тыс конницы. Греческий автор II-III вв. н.э. Клавдий Элиан писал, что «в Каспийской земле сеть много стад быков и табунов лошадей». В начале IX в. в Азербайджане под предводительством Бабека в борьбе против халифата участвовало более 20 тыс. всадников. Ибн-Хаукаль в X в.. описывая территорию Азербайджана и Дагестана отмечал здесь наличие хороших коней, ценных мулов и тот факт, что разведению этих животных уделялось особое внимание.
В ХII-ХIII вв. коней широко использовали как верховое и вьючное транспортное средство по всей территории Азербайджана. Выращенные здесь вьючные лошади высоко ценились в ряде других государств. Венецианский путешественник, посетивший Азербайджан в ХIII в., писал, что здесь выращивают много хороших лошадей, способных носить тяжелые грузы, и переправляют на продажу в Индию. Лошади использовались также и для связи, в XIII-XIV вв. на каждой почтовой станции держали десятки верховых и вьючных лошадей.
С XIV в. в связи с развитием сельского хозяйства, ремесел и торговли в Азербайджане увеличился спрос на верховой и вьючный транспорт. Шелк и нефть экспортировались в Россию, Иран, Турцию, Индию, Италию и другие страны. Английский купец Э.Дженкисон, посетивший Азербайджан в XIV веке, отмечал, что только турки каждый раз увозили отсюда 400-500 лошадиных вьюков шелка.
Голландский моряк Ян Стрейс, оказавшийся в Азербайджане в XVII веке, писал, что в составе караванов, двигавшихся между Дербентом и Шемахой, бывало до 1800 лошадей, большое количество верблюдов, ослов и других вьючных животных.
Феодальные отношения в XVIII в. тормозили развитие производительных сил на территории Азербайджана, но не могли остановить их развитие. Основным занятием населения оставались земледелие и скотоводство, которые не могли обходиться без коней. У отдельных ханов Азербайджана были десятки табунов лошадей.
Традиционная конская упряжь появилась не сразу. Исследователи указывают, что исходно на лошади ездили верхом без уздечки и без седла. Вместо уздечки использовали намордник. Началом I тыс. до н.э. датируется появление бронзовых и железных удил. Предполагается, что в середине II тыс. до н.э. лошадь начали седлать. Стремена появилась позже седел.
В ряде стран стремена заменялись ремнем с деревянными подложками. Седла на деревянной основе, появившиеся после мягких седел, по своей конструкции были сходны с древними, но кожаную подушку у них заменили деревянным каркасом (qaltaq). Такие седла, вероятно, были изобретены кочевниками. Седла на деревянной основе и стремена были шагом вперед в развитии транспорта и в военном деле. Предполагается, что седла на деревянной основе были широко распространены среди знати на территории Кавказской Албании.
Распространение твердого седла и стремян прошло два этапа: в IV-VI вв. они имели лишь локальное значение из-за несовершенства, в VII-VIII вв. после усовершенствования, седла получили широкое распространение. Позднее, наиболее практичные упряжки коней сохранялись многие столетия без существенных изменений.
Начиная с IX-X вв. и до XVII в. в Азербайджане использовались седла как изготовленные местными мастерами, так и завезенные из соседних стран. Рынки городов Азербайджана посещали купцы из разных стран, завозя сюда товары, среди которых были и изделия седельников, лошади, мулы, ослы, крупный рогатый скот. Седла и упряжные принадлежности завозились на территорию Азербайджана из соседних северных и восточных стран и в более позднее время.
Наряду с лошадью, для верховой езды и вьючного транспорта использовались и мулы. В горных зонах Закавказья мулов использовали для перевозки грузов. На территории Азербайджана мулов разводили с начала I тыс. до н.э.
Арабский географ-путешественник X в. Ибн-Хаукал, посетивший территорию Азербайджана, писал, что здесь выращивались здоровые, сильные, выносливые породы мулов. В частности, он отмечал, что, выращенные в Барде мулы имели такую славу, что вывозились в Хорасан, Сирию и другие страны. Выносливость к голоду и сила превратили мулов в надежное транспортное средство. Они использовались не только внутри страны, но и для перевозки товаров в отдельные страны. Исследователь П.Чемпен писал, что ежегодно азербайджанский шелк, груженный на 500, иногда 1000 мулов, вывозился далеко за пределы страны.
Одним из домашних животных, используемых с древности в качестве вьючного, иногда и верхового транспорта, был осел. Основываясь на археологических исследованиях и на письменных источниках, можно отметить, что с древних времен в горных зонах Закавказья, в том числе и Азербайджана, ослы были важным, а иногда и единственным транспортным средством. В качестве вьючного животного ослы на территории Азербайджана были известны начиная с эпохи бронзы. Эта традиция сохранялась веками. Чарвадары (караванщики) иногда ездили на ослах, зная, что у тех хорошая память и они никогда не пойдут вторично по опасному пути.
Известный путешественник XIII в. Марко Поло сообщал, что на территории Азербайджана выращивали здоровых, крепких, способных выносить голод и жажду, прекрасных ослов, которых продавали за 30 марок. Местные купцы отправлялись в длительный путь на таких ослах.
Одним из древних вьючных животных в Азербайджане был верблюд. Археологические исследования показывают, что верблюды были известны в Закавказье со второй половины II тыс. до н.э. Кроме того, что верблюд служил транспортным средством, население употребляло в пищу его мясо и молоко. Археологические работы 1896 г. в селе Гарабулаг показали, что в начале I тыс. до н.э. Азербайджане верблюд был и верховым, и вьючным животным. Материалы I-III вв. н.э. дают основание считать, что верблюд был основным транспортным средством при перевозке каспийской рыбы и других товаров далекие страны.
В средневековых источниках также имеются многочисленные сведения об использовании верблюда в качестве вьючного животного. Способных выносить голод и жажду верблюдов использовали для перевозки грузов веками, вплоть до начала XX столетия.
Для перевозки грузов и людей в Азербайджане использовались и другие домашние животные: быки и буйволы. Здесь же нужно отметить, что в свое время в Гобустане были обнаружены наскальные рисунки с изображением буйволов. На одном из рисунков был изображен буйвол с веревкой на шее. И.М.Джафарзаде, изучавший этот рисунок, выдвинул идею о приручении буйволов на территории Азербайджана в V тыс. до н.э. Другой рисунок, относящийся к III тыс. до н.э., показывал использование буйвола в качестве рабочего скота.
Что касается волов, то их роль в хозяйстве определило отношение к ним как к священным животном. Использование упряжного крупного рогатого скота в земледелии относится к энеолиту, использование в транспорте — к концу энеолита. В советское время в древнем поселении на территории Мингячевира была обнаружена фигурка вола. Исследователи сделали вывод, что в I тыс. до н.э. вола использовали и как вьючное животное. Материалы последующих эпох также свидетельствуют об использовании волов и быков как вьючных животных.
Использование крупного рогатого скота для вьючной перевозки грузов было связано с невозможностью передвижения колесного транспорта по крутым горным дорогам. Это подтверждают и заметки московского купца Ф.Котова, посетившего Азербайджан в начале XVII в. Он писал, что на дороге из Ниязабада (Хачмазский район) в Шемаху в местах, где невозможно было движение арбы, грузы перевозили вьюками на лошадях, верблюдах, волах и буйволах.
Еще одним из вьючных и упряжных животных был зебу. Предположительно распространение зебу на территории Азербайджана относится ко II тыс. до н.э. В раннем средневековье на южном побережье Каспийского моря зебу использовали для верховой езды.
Для перевозки грузов и путешествий на дальние расстояния формировались караваны как средство для защиты купцов и путешественников от грабежей, преодоления трудностей пути при далеких перевозках товаров. Купеческие караваны часто объединялись с посольскими, имевшими вооруженную охрану. В составе караванов иногда было большое число людей, тысячи вьючных и верховых животных. Развитые в Азербайджане с древнейших времен земледелие, скотоводство и ремесла, а также рост городов способствовали расширению его торгово-экономических связей с различными странами, для чего требовалось много караванов. Большое количество караванов породило специальные должности (гафилэсарлыг и караванбашчылыг), которые занимались набором вооруженных отрядов для сопровождения караванов.
Упряжной транспорт
На территории Азербайджана издавна были известны два вида упряжного транспорта: колесный и бесколесный. Последний продолжал традиции волочения тяжестей. В ряде мест люди в качестве волокуши использовали шкуры животных, постепенно заменяя их связками ветвей и жердей. Появление волокуши относят к эпохе мезолита, в последующие эпохи она претерпела значительные изменения, обычно в нее впрягали упряжных животных. Использование крупного рогатого скота для волочения на территории Азербайджана ученые относят к эпохе энеолита.
Изобретение колеса явилось значительным прогрессом для упряжного транспорта. В IV-I тыс. до н.э. появились колесные арбы. Термин «арба» впервые упоминается арабским географом Ибн-Батутой (XIV в.). Основываясь на археологических материалах Закавказья, некоторые ученые высказывали мнение о появлении арбы в Закавказье раньше, чем в Европе. Исходя из археологических материалов, можно утверждать, что арбы были двух- и четырехколесными. Также высказывалось мнение, что были и трехколесные арбы, которые использовались и на Каспийском побережье. Более усовершенствованную форму такой арбы например использовали в Средней Азии в советское время, называя ее «чертова арба».
Археологические материалы свидетельствуют, что при различных хозяйственных работах использовались двухколесные и четырехколесные арбы. Двухколесные и четырехколесные военные колесницы по своей конструкции отличались от арб. Эти колесницы были распространены на Древнем Востоке. Некоторые из них в мирное время использовались в хозяйстве.
Начиная с III тыс. до н. э. на территории Азербайджана были распространены двухколесные арбы. В конце эпохи бронзы и начале железа в связи с ростом производительных сил увеличилась нужда в арбах, которые к тому времени усовершенствовались. Начиная с этого времени, в результате развития плужного земледелия и отгонного скотоводства, появились различные виды двухколесных арб. Часть из них сохранялась до начала XX в. При этом, как отмечали некоторые исследователи наскальных изображений Азербайджана, двухколесные арбы, запряженные быками, с III тыс. до н.э. до XIX в. претерпели лишь незначительные изменения.
На Кавказе зародышами древнейших арб были вилообразные деревца. Позже к вилам стали прикреплять деревянную ось, на концы которой надевались деревянные колеса сравнительно большого диаметра. В центре таких колес проделывалось отверстие для продевания оси. В древних арбах колеса вращались вместе с осью. Предполагается, что арбы с колесами, вращающимися вокруг оси, появились в III-II вв. до н.э. у сарматов. Четырехколесная арба, датируемая серединой II тыс. до н. э., обнаруженная на территории Грузии, имела вращавшиеся вокруг оси колеса.
В эпоху бронзы в горах Азербайджана были распространены двухколесные арбы, что не исключает, однако, использования в Азербайджане и четырехколесных арб. Археологические материалы Грузии и Армении свидетельствуют, что в Закавказье еще в III-II тыс. до н.э. в предгорных и низменных районах были широко распространены четырехколесные арбы. Учитывая связи Азербайджана с этими странами, можно предположить распространение здесь четырехколесной арбы начиная с III-II тыс. до н.э.
Колеса древней арбы были массивными и тяжелыми. Для того чтобы усовершенствовать арбу, прежде всего ее облегчали, т.е. уменьшали вес колес. Появились колеса с крестовиной, затем с четырьмя спицами. Последние постепенно утончались, увеличивалось их количество, достигая постепенно 6, 8,12 и даже 24-х. Легкие колеса знаменовали прогресс в развитии транспорта. Гобустанские наскальные рисунки, археологические материалы древнего поселения Сарытепе (Газахский район) говорят о том, что, начиная со II тыс. до н.э. на территории Азербайджана использовались колеса с 4, 7 и 8 спицами. Некоторые исследователи заявляют о наличии в Закавказье колес с 28 спицами.
Во время археологических раскопок близ села Хачбулаг (Дашкесанский район Азербайджана) был обнаружен бронзовый пояс (II- начало I тыс. до н.э.), на котором была изображена двухколесная арба (с четырьмя спицами в каждом колесе), в которую была впряжена пара лошадей. Нужно также отметить, что во многих странах Древнего Востока предпочитали впрягать в арбу лошадей, нежели волов и буйволов. Археологические материалы показывают, что для изготовления арбы использовали твердые породы деревьев: дуб, берест (гарагач), ольху (кызылагач), самшит и др. Из дуба обычно изготовлялись колеса, иногда — ярмо, из ильма — оси повозок, ярмо и прутья для перекрытия, из кызылагача готовилось само перекрытие.
Водный транспорт
Наличие моря, озер и больших рек на территории Азербайджана с древних времен способствовало зарождению и развитию здесь различных видов водных средств передвижения. Начиная с IV-III вв. до н.э. индийские товары через Аму-Дарью попадали в Каспийское море, оттуда через Куру, пересекая территорию Кавказской Албании, Иберии и Колхиды, доставлялись по реке Рион в город Фазис (Поти) на берету Черного моря. Опираясь на археологические данные, ученые отмечали, что одной из причин образования поселений по берегам Куры является судоходство на ней.
Использование лодок в Азербайджане хронологически совпадает с их использованием в европейских странах, И.Джафарзаде, исследовавший гобустанские наскальные изображения, полагал, что на территории Азербайджана лодками пользовались начиная с VIII-VII вв. до н.э.
Первобытные лодки изготовлялись путем выдалбливания или выжигания стволов больших деревьев. С усовершенствованием обработки дерева начали изготавливать дощатые лодки, проконопачивая их шерстью и другими материалами. Гобустанские наскальные изображения показывают сравнительно высокое мастерство изготовления лодок на территории Азербайджана еще в VI-V тыс. до н.э. Со временем, хотя в связи с различными общественно-экономическими и политическими условиями и менялись размеры судов, почти неизменными оставалась их основная конструкция и форма.
Для дальних плаваний в феодальном Азербайджане появились крытые корабли с парусами. В VIII-X вв. появились специальные суда для перевозки нефти из Баку в Персию и другие страны. В IX в. стали завязываться торговые связи между городами на территории Азербайджана со славянским миром по водному пути. На территории Азербайджана стали появляться речные и морские корабли русского типа. Усиление торгово-экономических отношений с Россией, Средней Азией и Персией в XV-XVII вв. было причиной расширения местного судостроения.
В конце XVII-начале XVIII в. внешняя политика царской России значительно тормозила развитие традиционных транспортных средств в Азербайджане. Россия, учитывая возрастание экономических связей с восточными государствами, заботилась о расширении судоходства на Каспийском море. Но царское правительство не хотело, чтобы на Каспии были военные корабли других государств.
В одном из архивных документов говорилось о том, что 25 августа 1783 г. Войнович в письме к Фатали хану сообщал: «…Из-за нахождения русских военных кораблей Его величества императора в здешнем море нельзя допустить присутствия здесь других кораблей. Этим письмом я сообщаю, что по прошествии двух месяцев кэрэчи и сандалы в подвластных Вам Дербенте, Баку, Сальяне не должны выходить в море.»
По материалам книги автора