Кямран Исмаилов
Трагедия изгнания автохтонного азербайджанского населения из Кавказской Армении в 1988 году явление не случайное. Оно имеет исторические корни. После большевистского переворота в России в октябре 1917 года, в условиях безвластия и анархии, дашнаки 28 мая 1918 года создали на территории Эриванской губернии Араратскую Республику (АР).
В связи с этим следует отметить, что ещё в первой трети XIX века Российская империя ликвидировала азербайджанские Иреванское и Нахчыванское ханства и создала на их землях Армянскую область, куда заселила османских и иранских армян. В 1849 году область была трансформирована в Иреванскую губернию Кавказского наместничества Российской империи. А после её распада дашнаки провозгласили здесь АР.
Так в 1918 году была возрождена армянская государственность, которая прежде существовала лишь в Малой Азии. Таким образом, армяне в 1918 году создали себе государственность там, где она никогда не существовала – на азербайджанской земле на Южном Кавказе. Не довольствуясь этим, дашнакские лидеры заявили о территориальных претензиях к соседним государствам – АДР, Турции, Грузии. В результате учинённых армянскими националистами кровавых погромов и этнических чисток в Эриванской губернии, Карсской области, Зангезурском и Карабахском уездах сотни тысячи азербайджанцев были изгнаны из родных мест и нашли приют в основном на территории АДР.
В архивных документах и газетах того времени имеются многочисленные материалы, доказывающие системный и продуманный характер депортации азербайджанцев из АР. Это подтверждают сами армянские авторы.
Так, А.Лалаян в «Исторических записках» отметил: «Уничтожение азербайджанцев армянами началось давно и было поднято на уровень государственной политики. Стоит ли удивляться, что за время правление дашнаков, в период их 30-месячного нахождения у власти (май 1918-ноябрь 1920 гг.) 60% азербайджанского населения было уничтожено?».
Погромы и, соответственно, поток беженцев-азербайджанцев из Кавказской Армении начались уже с конца 1917 года, то есть за несколько месяцев до образования АДР и АР. В этот период, в условиях распада старых государственных учреждений, проблемами беженцев занимался специальный отдел при Мусульманском (Азербайджанском) национальном совете. С образованием АДР отдел был преобразован в Министерство здравоохранения и призрения во главе с Х.Рафибековым.
Постановлением Правительства АДР от 13 июля 1918 г. министерству было поручено принять самые энергичные меры для организации помощи беженцам, с привлечением к этому населения, благотворительных обществ, общественных организаций. 6 октября 1918 г. министерство было разделено на два самостоятельных ведомства – Министерство здравоохранения и Министерство призрения. Последнее возглавил доктор Муса-бек Рафиев.
В течение 1918 года основную часть беженцев в АДР составляли азербайджанцы из АР. Только по состоянию на март 1918 года в четырех уездах Эриванской губернии было разорено и обезлюдело 199 азербайджанских селений, где проживали более 135 тыс. человек, ещё 82 селения были разорены в Карсской области. Начиная с января 1919 года, в результате жестоких этнических чисток азербайджанского населения в Зангезуре, до 40 тысяч его жителей бежали в Джабраильский, Шушинский и Джаванширский уезды АДР.
Для выяснения положения беженцев из Зангезура Правительство АДР направило комиссию во главе с начальником отдела беженцев Министерства призрения, депутатом Парламента АДР Клиневским. Члены комиссии, до этого встречавшиеся с беженцами из других регионов, были потрясены состоянием беженцев из Зангезура.
Клиневский так описывал в докладе свои впечатления: «Внешний вид беженца-зангезурца может заставить содрогнуться даже самые черствые, чуждые состраданию сердца. Худые, ограбленные, дрожащие от холода, одетые в жалкие лохмотья фигуры беженцев с воспаленными глазами, с желтыми малярийными лицами производят неизгладимое впечатление. Особенно жалкое, кошмарное впечатление производят дети и сироты… Я работал в беженской организации с самого начала беженства на Кавказском фронте, я видел тысячи беженцев на территории Турции и Кавказа. Те беженцы на меня произвели то же гнетущее впечатление. Но ужасы того беженства меркнут перед ужасами Зангезура… Надо кричать всем и вся о бедственном положении беженцев-мусульман, надо в полной мере использовать общественную и частную благотворительность. Немногие знают, что есть беженцы и мусульмане, что они обречены, если не прийти к ним на помощь, на верное вымирание».
По данным комиссии, только в Зангезуре было разрушено 119 мусульманских селений, не менее 50 тыс. человек стали беженцами, а материальный ущерб составил 1 млрд. рублей. Людей гибло такое множество, что их не успевали хоронить, и они целыми днями лежали возле селений. Автор доклада, будущий министр призрения Клиневский считал нецелесообразным расселять беженцев в АДР на постоянной основе. Он подчеркивал, что беженцы хотят как можно скорее вернуться в родные места, и предлагал принять «действенные меры к обеспечению беженцев от возможных на них нападений по возвращении их в родные селения, а равно и к восстановлению их разрушенных жилищ».
Тем временем, зверства армянских бандформирований против азербайджанского населения Зангезура и других уездов продолжались в течение всего 1919 и начала 1920 годов, вызывая новые потоки беженцев. Истинные цели армянских национал-шовинистов хорошо понимали и сами жители этих уездов.
Так председатель Национального комитета в Ордубаде Мир Гидаят Сеидзаде в докладной записке Кабинету министров АДР ещё в декабре 1918 года указывал: «армяне задались целью вырезать все мусульманское население Зангезурского, Шарурского, Нахчыванского и Ордубадского уездов, очистить все уезды от мусульман, чтобы на будущей конференции народов (имеется в виду Парижская мирная конференция – К.И.) доказать свои права на эти местности, так как уверены, что свободные от мусульман уезды признают за армянами все народы. По этой причине армяне тысячами вырезают наших жителей, потоками льется наша кровь, затаптывается под ногами армян наша честь. Везде, куда бы ни был обращен взор, везде мусульманские беженцы, везде слышен плач женщин и девушек. Таким образом, ко времени всеобщего мира все население будет выселено отсюда, и когда на мирной конференции будет обсуждаться вопрос о разграничении территории по этнографическим признакам населения, нам, естественно, придется распрощаться с этими местностями навсегда».
По рекомендации комиссии, в ряде мест, в том числе в Гяндже и Барде, для оказания помощи беженцам было решено организовать комитеты. Что же касается азербайджанцев, оставшихся в АР, Министерство призрения АДР приняло меры для облегчения их положения. В Постановлении Правительства АДР от 28 февраля 1919 г. об образовании генерал-губернаторства в Юго-Западном Азербайджане на нужды азербайджанцев АР выделили 150 тыс. рублей, а для беженцев Юго-Западного Азербайджана (Нахчывана) 850 тыс. рублей. В том же Постановлении министру призрения поручалось представить план работ по оказанию денежной помощи беженцам этого района.
Для координации помощи азербайджанцам, пострадавшим в АР, Правительство АДР Постановлением от 2 июня 1919 г. учредило в Иреване должность уполномоченного министра призрения, которым стал Т.Макинский. По прибытии в АР он совместно с местным Мусульманским национальным советом начал активную работу.
Принятием, расселением и обустройством беженцев занимались также Министерства земледелия и внутренних дел АДР. Однако, вследствие разобщенности деятельности ведомств и отсутствия координирующего органа, работа с беженцами всех категорий велась недостаточно интенсивно.
Поэтому для устройства беженцев из АР, а равно для возвращения тех, кто покинул по разным причинам АДР, 23 июня 1919 года Правительство АДР постановило образовать центральную комиссию, а в губернских и уездных городах местные комиссии. По данным Министерства призрения АДР, общее число беженцев в АДР достигло 107,164 человек, из них азербайджанцы – 97.897, армяне – 8.469, русские – 498, евреи – 300.
11 августа 1919 года Правительство АДР утвердило план работы центральной комиссии, предоставив ей право сноситься через министра иностранных дел с международными организациями. Осуществление плана размещения и устройства беженцев было возложено Правительством на Министерство призрения.
Беженцы в АДР составили две категории: 1) беженцы и переселенцы, покинувшие АДР и возвращающиеся на прежние места жительства (в основном русские и армяне); 2) беженцы, прибывшие в АДР из других государств (в основном азербайджанцы, изгнанные из АР).
По рекомендации центральной комиссии, беженцы первой категории могли расселяться без разрешения Правительства АДР, хотя это порождало трудности, поскольку в некоторых районах их дома и земли уже были заняты. Поэтому Правительству предстояло решить, кто из лиц, ранее покинувших АДР, может быть заселен на прежнее место и в каком порядке, а также, учитывая недостаток пригодных для заселения земель и средств для обустройства беженцев, будут ли расселяться в АДР беженцы из соседних республик.
Главной же задачей Правительства оставалось обустройство беженцев из АР. В результате кровавых этнических чисток, учинённых армянскими регулярными войсками (особенно летом и осенью 1919 года), большая часть азербайджанцев АР превратилась в беженцев, лишенных крова и обреченных на голод. По данным уполномоченного Министерства призрения АДР в АР Т.Макинского, в АР оставалось не более 200 тысяч мусульман, среди которых почти все азербайджанцы Иревана, Зангибасарского района и Эчмиадзинского уезда, которые не раз подвергались нападениям, их дома и земли были захвачены армянами-переселенцами из Турции.
В ходе кровавых погромов гибли наиболее трудоспособные, а в живых оставались главным образом беспомощные женщины, дети и старики, которые, не получая необходимой помощи, тысячами умирали от голода, холода и болезней. Как отмечалось в докладе Т.Макинского от 11 февраля 1920 года о положении беженцевму сульман в АР, точно установить численность убитых было невозможно, приблизительно же она оценивалась в 100-120 тыс.
Около 50 тысяч мусульман, главным образом из Ново-Баязетского уезда, переселились в АДР; примерно столько же находилось в Иреване, Зангибасарском районе, 2-м участке Сурмалинского уезда и в Эчмиадзинском уезде. Остальные беженцы перешли в Нахчыванский уезд, Шарурский участок, 3-й участок Сурмалинского уезда и в Кагызманский округ Карсской области [6, 60а]. По различным данным, в то время в Нахчыване находилось около 120 тыс. беженцев.
Были и такие, кто самостоятельно переселился в Турцию и в Макинское ханство. В результате учиненного дашнакским режимом АР геноцида, на рубеже 1919-1920 годов были полностью очищены от мусульманского населения Ново-Баязетский, Эчмиадзинский, Сурмалинский, Иреванский уезды.
Согласно М.Авдееву, в общей сложности, в Иреванской губернии были опустошены около 300 мусульманских селений с населением в 250 тысяч чел. З.Коркодян отметил, что за время дашнакского правления (1918-1920) в АР было убито, ранено и изгнано 565 тысяч мусульман, в результате, на момент установления советской власти в Кавказской Армении осталось немногим больше 10 тысяч азербайджанцев. Однако, и после советизации Кавказской Армении продолжались этнические чистки азербайджанцев. Даже в 1922 году, после возвращения 60 тысяч азербайджанцев в Армянскую ССР, их численность здесь составила всего 72.596 человек.
В создавшихся условиях Т.Макинский предлагал переселить мусульманских беженцев из Иревана, Зангибасарского района, Сурмалинского уезда и Карсской области в Шарур, Нахчыван и другие регионы АДР.
Это предложение фактически вело к сокращению численности азербайджанцев в АР, изменению национального состава в пользу армян. К сожалению, такую же позицию занимало и руководство Азербайджанской ССР в 1948-1953 и 1988-1989 годы. Тем самым, по сути, молчаливо признавалась политика армянских националистов по превращению Кавказской Армении в моноэтничную республику, что и произошло после распада СССР.
Что касается азербайджанцев, которые оставались в АР, Т.Макинский предлагал оказать им помощь непосредственно на месте и разделить их на три категории: 1) те, кто живет в Иреване, Зангибасарском районе, 2-м участке Сурманлинского уезда и в Эчмиадзинском уезде; 2) те, кто живет в Шарурском участке и Нахчыванском уезде; 3) те, кто живет в 3-м участке Сурмалинского уезда и соседнем Кагызманском округе.
За неимением в достаточном количестве продовольствия помощь оказывалась только беженцам первой категории. В докладной записке министру призрения АДР Д.Рафиеву Т.Макинский предлагал снабжать беженцев продовольствием, семенами и сельхозинвентарем, организовать приюты для детей и богадельни для женщин и стариков, открыть столовые, больницы.
Министерством был представлен в Парламент АДР законопроект об оказании помощи мусульманскому населению АР. На выделенные 3 млн. руб. в конце июля 1919 г. в Иреван отправили 15 вагонов муки, пшеницы, проса и ячменя, которые были розданы из расчёта 10 фунтов на душу на 1 месяц, открыли амбулаторию для мусульман. Для содействия беженцам-мусульманам, следующим из Эриванской губернии и Карсской области в АДР, в ноябре 1919 г. в Тифлис был командирован представитель Министерства призрения с поручением организовать передвижные буфеты на пути следования беженцев и выдавать денежные пособия на дорогу. Таких буфетов было открыто два – на станции Ашаги Сарап и около Тифлиса.
Постановлением Правительства АДР от 15 октября 1919 г. для оказания материальной помощи беженцам–мусульманам в АР выделили дополнительно 2 млн. руб. .
Наряду с вышеуказанным, АДР предпринимала политические и дипломатические усилия для скорейшего и. по возможности, безболезненного разрешения проблемы беженцев. С этой целью Правительство и МИД неоднократно направляли правительству АР ноты с требованием «принять действенные меры к устранению посягательств на суверенные права Азербайджана и к прекращению зверств, чинимых армянскими войсками над мусульманским населением как в пределах Азербайджанской Республики, так и в самой Армении».
10 июня 1919 года министру иностранных дел АР была отправлена телеграмма за подписью министра иностранных дел АДР Адильхана Зиядхана. В ней указывалось, что после провозглашения независимости закавказских народов в АР и АДР произошли кровавые события, вследствие которых появилось «громадное количество беженцев, как армян, так и мусульман».
Считая, что «беспристрастное и справедливое расследование этих событий, их причин и принятие радикальных мер к предупреждению возможного повторения их в будущем, а также разрешение весьма острого беженского вопроса могут служить единственным надежным залогом для установления желательных нормальных отношений», Правительство АДР предложило армянской стороне образовать для этого смешанную правительственно-парламентскую комиссию из представителей обеих республик. Азербайджанская сторона не возражала против включения в состав комиссии представителей «цивилизованных наций Европы и Америки», если это найдёт нужным правительство АР.
Однако, дальнейший ход событий не позволил осуществить намеченные цели. Более того, на рубеже 1919-1920 годов, в результате целенаправленной политики выживания мусульманского населения, проводимой дашнакской АР, огромное число азербайджанцев было вынуждено оставить родные места и искать приюта в АДР.
По материалам журнала IRS Наследие