Д.Кириченко
Как известно, сарматские племена в разные исторические периоды занимали обширную территорию от Венгерской пушты на западе до Казахстана на востоке, от Поволжья на севере до Азербайджана на юге.
Археологи относят катакомбную культуру Азербайджана к племенам сармато-аланского круга и датируют I—VII вв. н. э. В мировую историю сарматы вошли как воинственный народ.
Определенные палеонтологические материалы катакомбной культуры Азербайджана выявили следы боевых столкновений тех далеких времен.
К боевому травматизму у сарматских племен обратились в первую очередь российские антропологи Д.Рохлин, М.Балабанова, Е.Батиева, А.Бужилова, Е.Перерва. Травмы у сарматов были как зажившие, так и с летальным исхдом. В основном превалировали рубленые раны.
Автором статьи был исследован искусственно деформированный череп из катакомбного погребения Мингечаура. Сохранность черепа была плохая, присутствовала лишь черепная коробка, лицевая часть полностью отсутствовала. На правой теменной кости имелся след от проникающего ранения. Вероятно, оружием в данном случае послужил металлический предмет, который сломал кость. Возможно, раненому была оказана медицинская помощь в виде попытки проведения лечебной трепанации, приведшая к смерти пациента, так как следы заживления кости отсутствовали.
Медицинские трепанации известны среди сарматских племен Евразии, они встречались на территории Венгрии, Подонья, Казахстана. Из патологий на черепе из катакомбного погребения Мингечаура следует отметить Os incae и Os incisurae sagitalis.
Стоит также упомянуть деформированный череп женщины погребения № 39, датируемого IV–V вв., могильника Сандыгтепе V (Губинский район Азербайджана), где были отмечены следы возможной символической трепанации на теменной кости, выполненной способом прорезания (перфорационное отверстие круглой формы, следов заживления нет).
СКАЛЬПИРОВАННЫЙ ЧЕРЕП ИЗ ШЕКИ
В результате археологических раскопок в Шеки, в разрушенном катакомбном погребении был обнаружен искусственно деформированный череп, плохой сохранности, с отсутствием лицевого отдела и лишь с черепной коробкой.
На правой теменной кости были обнаружены следы возможного скальпирования (насечки на левой стороне, выполненные, вероятно, каким-то железным предметом). На данном черепе присутствовали следы вероятной символической трепанации, выполненной методом прорезывания, без следов заживления. Символическая трепанация встречалась и у сарматов Венгрии и Подонья.
Скальпирование представляет собой удаление кожи вместе с волосами с головы живого или умершего человека. Письменное упоминание о скальпировании у кочевников есть у Геродота, относительно этой традиции у скифов.
Что же касается скальпирования у других кочевых племен, то мы встречаем его у населения скифского и гунно-сарматского времени Тувы, Алтая и Казахстана.
Случаи скальпирования у сарматов были описаны Е.В.Перервой на материалах могильника близ хутора Новый с территории Подонья. Им было исследовано 4 черепа со следами скальпирования, относящиеся к раннесарматскому времени. Три черепа принадлежали мужчинам, а один череп — женщине.
Палеоантропологические материалы катакомбной культуры Азербайджана свидетельствуют о том, что по боевым травмам, скальпированию и трепанациям сармато-аланы Азербайджана были в одном ряду с остальными сармато-аланскими племенами Евразии.
Во всех случаях трепанации на территории Азербайджана были проведены способом прорезания на теменной кости, следы заживления отсутствуют. Операции были совершены в ритуально-символических целях.
А палеоантропологические находки из Мингечаура и Шеки стали первыми свидетельствами о боевых травмах и скальпировании в эпоху античности на территории Азербайджана.
По материалам «Вестника археологии, антропологии и этнографии» и Международной научной конференции посвященной 160-летию окончания Крымской войны (1853-1856)
Читайте также: О трепанации черепа на территории древнего Азербайджана