Журнал “Молла Насреддин”: веяние времени


Н. ТЕЛЬМАНГЫЗЫ

Самым действенным орудием в руках пишущей братии во все времена была сатира. Никакое другое средство не способно так отчетливо показать вредность общественного явления, как гневное высмеивание.

Именно в таком орудии больше всего нуждался азербайджанский народ, когда в начале ХХ века Джалил Мамедкулизаде основал первый сатирический журнал на родном языке – “Молла Насреддин”.

До начала выпуска “Молла Насреддина” азербайджанская журналистика уже успела пройти определенный путь развития. Однако к началу первой русской революции в Азербайджане еще не было передового печатного органа, отражающего насущные интересы масс.

Мирза Джалил начал свою журналистскую деятельность уже в зрелом возрасте. Поселившись в 1903 году в Тифлисе, он приступает к сотрудничеству с единственной в городе газетой на азербайджанском языке – “Шарги-Рус”. На страницах этого издания публикуется первый рассказ Дж.Мамедкулизаде – “Почтовый ящик”.

Однако идеологически “Шарги-Рус” чужд писателю. Мирза Джалил мечтает создать собственный печатный орган, с помощью которого он смог бы приобщиться к усиливающемуся день ото дня общественному движению, принять участие в неотвратимой революции. Однако попытки открыть газету на родном языке долгое время терпят крах.

Наконец, 26 февраля 1906 года в руки Мирза Джалилу попадает номер журнала “Кукареку”, на первой странице которого изображен царь Николай в обличии петуха. Это было не единственное сатирическое издание в Закавказье, однако, на фоне остальных, “Кукареку” выделялся своей смелостью.

Мирза Джалил почувствовал, что сложилась ситуация, которую он так долго ждал, и упустить представившуюся возможность он не имел права. На следующий же день Дж.Мамедкулизаде пишет заявление тифлисскому генерал-губернатору с просьбой разрешить издания журнала на азербайджанском языке.

Первый номер “Молла Насреддина” вышел в свет 20 (7) апреля 1906 года. Появление журнала было следствием объективной необходимости, возникшей в связи с развитием общественно-политической жизни в Азербайджане. Именно поэтому Дж.Мамедкулизаде любил повторять, что “Молла Насреддин” породила сама природа, породило время “.

История издания журнала “Молла Насреддин”, защищавшего политические и экономические интересы трудящихся, – это подлинная история борьбы против буржуазных сил. Журнал интересовали не только проблемы внутри Азербайджана, но жизнь всех восточных стран, оказавшихся в колониальной зависимости.

“Молла Насреддин” ставил важнейшие вопросы современности – просвещение, свобода слова, пропаганда дружбы народов, сохранение народных традиций, родного языка и прочих.

Чтобы довести свои идеи до народа, журнал использовал самые различные литературные жанры – фельетоны, загадки, карикатуры и т.д. Путь к сознанию простого люда, большую часть которого составляли необразованные, а то и вовсе не знающие грамоты бедняки, облегчали доступный язык и многочисленные иллюстрации.

Последние выполнялись художниками Роттером и Шмерлингом под руководством самого редактора. Симпатию читателей вызывал и заглавный персонаж журнала, сторонник правды и справедливости Насреддин, еще задолго до появления журнала полюбившийся в Закавказье благодаря слагаемым о нем историям.

Вскоре ряды “молланасреддиновцев” пополнили видные азербайджанские писатели Мирза Алекпер Сабир, Абдуррагим-бек Ахвердиев, Мамед Сеид Ордубади и др.

Первый номер журнала возбудил недовольство общественности. Сразу после его выпуска на “Молла Насреддина” начались нападки, из-за которых, а также по материальным причинам, журнал не раз приостанавливал свою деятельность. В целом “Молла Насреддин” просуществовал до 1931 года.

Значение первого сатирического журнала на азербайджанском языке в истории печати всего Закавказья трудно переоценить. Его деятельность послужила толчком к основанию целого ряда изданий подобного характера. Так, появились журналы “Бахлул”, “Азербайджан”, “Мират”, “Бабаи-Амир” и пр.

По материалам журнала IRS Наследие

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.