О.Буланова
Александр Арнольдович Житомирский (1907-1993) – художник, благодаря которому работы, посвященные Баку, оказались в Эрмитаже.
Необыкновенно талантливый человек, журналист, художник-график, плакатист и карикатурист, член Союза художников и Союза журналистов СССР, он входил в тройку тех, кого до смерти боялись и ненавидели Гитлер и Геббельс.
Диктора Юрия Левитана нацистская верхушка ненавидела за его голос, которым он вещал «Смерть фашистским захватчикам!», Илью Эренбурга, писателя и публициста – за его обличительные произведения, разжигавшие ненависть к фашизму и нацизму. А Житомирского – за его едкие, злые и при этом философские плакаты и карикатуры времен войны.
Гитлер называл этих троих своими личными врагами, а Геббельса, главного гитлеровского пропагандиста, от плакатов Житомирского просто корежило.
Александр Житомирский начинал как художник-карикатурист в газетах «Труд» и «Рабочая газета». Во время войны занимался оформлением антивоенных плакатов с карикатурами на гитлеровцев для журналов «Фронтовая иллюстрация» и «Front-ILLustrierte».
С 1950 года А.Житомирский стал главным художником журналов «СССР на стройке» и «Советский Союз». Примерно в это же время он впервые побывал в Баку – столица Азербайджана очень часто была «героиней» журнала «СССР на стройке».
Однако работы, посвященные Баку, Александр Житомирский создал в 1974 и в 1975 году. И в них совсем мало строительства. Хотя его работа, на которой изображен сад им. Самеда Вургуна и Главное железнодорожное управление очень ценна историкам и бакуведам именно тем, что позволяет точно датировать строительство некоторых бакинских зданий.
В основном Житомирского привлекал старый Баку. Его узкие улочки, Ичери-Шехер, Дворец Ширваншахов… Иногда буквально несколькими штрихами он создавал образ города, его дух, образ жизни бакинцев, настроение, динамику… Его работы очень «бакинские» – трудно поверить в то, что их автор – не бакинец. Его мастерские графические работы по праву заняли почетное место в питерском Эрмитаже, главном музее России.
ГАЛЕРЕЯ: