С начала 1980-х в городах Советского Азербайджана было воздвигнуто немало монументов, значение которых в архитектурно-планировочной композиции улиц и площадей неоспоримо. Вместе с тем весьма существенна была их роль и в реализации ленинского плана монументальной пропаганды.
Эти памятники, различные по размерам и художественной значимости, являлись важным средством идейного воспитания, активного воздействия на широкие круги населения, прежде всего на подрастающее поколение. Среди таких памятников был и впечатляющий памятный мавзолей Молла Панаху Вагифу (1717-1797) в Шуше.
Как отмечалось в советской печати — «Это не скорбный надмогильный памятник поэту и не пышный мавзолей, подобный тем, которых немало строилось в эпоху мрачного средневековья для всесильных и деспотичных феодальных властелинов.»
Вагиф — историческая личность, чей вклад в литературу народов Востока трудно переоценить. Его яркая жизнь — пример преданности и беззаветного служения родине. Молла Панах Вагиф — великий мастер, который своими бессмертными произведениями обеспечил себе особое место в истории азербайджанской литературы.
Воспетые в стихах Вагифа, «холмы скалистые Шуши» приняли прах поэта и стали местом сооруженного в 1982 году величественного мавзолея.
Авторы этого монумента (Р.Саламзаде, Э.И.Кануков, А.З.Мустафаев) по-новому осмыслили и творчески переработали традиционную для исторического зодчества Азербайджана композиционную форму башенных мавзолеев, получивших, как известно, широкое распространение н в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Высокий двадцатиметровый объем квадратной в плане башни, как бы вырастая из скал, гармонично вписался в окружающий ландшафт.
Монументальные стены и пилоны четырехгранной башни были облицованы местными породами красновато-розового мрамора, а внутренняя отделка была выполнена из светло-серого полированного мрамора приятной фактуры и рисунка.
В центре мемориального зала, по оси главного входа, над могилой Вагифа был установлен строгий объем прямоугольного саркофага из темно-зеленого мрамора, а в глубине зала, на противоположной стене была установлена стела с беломраморным скульптурным портретом поэта.
Визуально и саркофаг в центре памятного зала, и барельеф, установленный на пристенной стеле, воспринимались в неразрывной связи, как единое целое. Саркофаг — символ последнего пристанища поэта, барельеф — памятный портрет на века для потомков.
Тонко и вдохновенно проработанный барельеф удачно воссоздал облик человека — великого гражданина, проникнутого мудростью и необыкновенной душевной чистотой.
Творчески переработав каноническую основу композиции башенных мавзолеев Азербайджана, авторы сумели создать впечатляющее архитектурное решение, в котором все — и строгий уравновешенный объем здания, и благородство цвета и фактуры материалов, и броская надпись над входным порталом.
14 января 1982 года в Шуше состоялось торжественное открытие памятника поэту. На открытии памятника присутствовал видный деятель Коммунистической партии в Советского государства Г.Алиев, участвовали многочисленные деятели литературы, искусства и науки. После открытия памятника, в Шуше стали ежегодно проводить Праздник поэзии. 29 июля 1982 года с участием Г.Алиева здесь был проведен первый общенародный Праздник поэзии.
Ежегодно около мавзолея проводились дни поэзии Вагифа и встречи поэтов, литераторов. На Празднике поэзии, состоявшемся 29 июля 1984 года, было отмечено, что Нагорно-Карабахский обком и Шушинский райком КП Азербайджана, выполняя решения ЦК КП Азербайджана и Совета Министров республики, заботливо относятся к охране и восстановлению исторических памятников.
Так выглядел мавзолей в свои лучшие годы:
К сожалению, с развалом СССР и началом карабахской войны между Арменией и Азербайджаном, все планы по «охране и восстановлению исторических памятников» в Нагорном Карабахе рухнули.
В 1992 г. армяне захватили город Шушу, и в период оккупации, мавзолей М.П.Вагифа выглядел так:
Фото: Г.Гусейнзаде (архивы 1986 г.), wikimapia.org