Забытые преступления монахов Афинского монастыря в Ленкорани (конец XIX в.)

Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был одним из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX – нач. XX вв. Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Байрамалибеков был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.

Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым различные данные о Ленкорани. Он, в частности, привел интересные данные об Ольховском озере (Гемушеван). Как оказалось, у этого озера очень трагичная история.

Байрамалибеков писал об озере: «… оно, на основании царского манифеста, находилось в наделе жителей следующих талышских селений, расположенных по берегам его: Гемушеван, Гирдяны, Веравул, Сеперады, Джиль, Болады и отселка Марушлы. Пользуясь высочайшей грамотой, они свободно ловили рыбу, не встречая никаких препятствий со стороны ханов, не признавая их прав на это озеро; а потому арендаторы речки Гумбашинки, составляющей собой продолжение Боладинки, впадающей в озеро, не могли и не смели запрещать им ловить рыбу и охотиться на дичь; но со дня сдачи Гумбашинки в аренду бывшему Афонскому монастырю, жизнь упомянутых поселян становилась невыносимой: монахи абсолютно не позволяли не только ловить рыбу, но даже стрелять птиц, мотивируя тем, что рыба, во-первых, будто бы не входила в озеро, испугавшись стрельбы, и, во-вторых, тем, что озеро находится в собственном распоряжении их на основании договорных условий».

И далее: «Хотя сельчане доказывали официальными документами, что они пользовались Ольховским морцом со дня освобождения их из-под гнета ханов, а потому управление рыбными промыслами не имело никакого законного права отдавать его в аренду как крестьянский надел; но их жалобы и протесты оставались гласом вопиющего в пустыне, так как императорское правительство не только оставляло их законную просьбу о защите их прав без надлежащего исполнения и внимания, но даже арестовывало и наказывало их, как ослушников, осмеливавшихся производить лов в этом озере, вследствие чего отношение монахов к крестьянам обострилось».

Если верить записям Байрамалибекова, дальше все стало только хуже. Начались убийства.

«Чтобы лишить их возможности производить лов рыбы в морце, монахи-караульщики, вооруженные берданками, стали убивать ночью тайком ловцов, и их возмутительные преступления оставались безнаказанными благодаря поддержке царского правительства. Очутившись в ужасных условиях относительно лова рыбы, крестьяне начали ловить рыбу в речках, протекающих через свои селения и впадающих в морцо, дабы не подвергаться опасности со стороны просвещённых чёрных попов. Узнав об этом, «гуманные» распространители христианства на дикой окраине загородили сетями устья всех речек, впадающих в морцо, дабы не ж рыбе пройти по реке вверх и выходить из озера», — писал Байрамалибеков.

Он отмечал, что нигде в таком большом количестве не ловилась рыба как в Ольховском озере, которое отдавалось рыбопромышленникам в аренду за 120,000 рублей в год. Но монастырю арендную плату спускали, как писал публицист, до 9,000 рублей, с изволения бывшего императора.

Как писал Байрамалибеков, делал это император для того, чтобы «эти чернецы-попы, обретаясь среди местного населения, могут распространять божьим словом православие, «как превосходную религию», предполагая, что православие послужит прочною опорою для поддержания престола и дома Романовых».

Некоторые из сел, упомянутые Т.Байрамалибековым на современной карте. Болади, Сепаради, Джиль, Веравуль, Гирдани

Однако, на деле получалось все совсем наоборот.

«Но монахи, игнорируя доброе и гуманное обращение с талышами, убивали их по ночам, как свиней, о чём неоднократно разбиралось дело в тогдашнем суде и писалось на страницах местных газет», — писал Байрамалибеков.

Помимо этого, публицист отмечал и то, что Ольховское озеро служило «наилучшим способом сообщения между городом и прибрежными селениями за отсутствием шоссейных дорог».

Он объяснял это так: «Так как в Талыше, начиная с сентября, до мая всякое повозочное и верховое движение между городом и вышеприведёнными селениями вовсе прекращается вследствие проливных дождей и разлива горных речек, превращающих все существующие колесные дороги в непроходимые болота, то крестьяне талышских селений принуждены были доставлять свои сельскохозяйственные произведения и излишек своих продуктов по морцу на киржимах и лодках в город продавать и совершать покупку».

Помимо этого Ольховское озеро, как писал Байрамалибеков, обросло высокими камышами, осокой, и оно представляло собой теплое, защищенное со всех сторон гнездо для перелетных птиц, которые зимовали на озере. Здесь был корм, можно было спрятаться в камышах от ветров. Была и обратная сторона — на этих птиц постоянно охотились местные жители, с сентября до апреля, причем днем и ночью.

«Жители прибрежных селений ловят рыбу весь круглый год для себя; камыши идут на постройку турлучных домов, на покрытие крыш, на плетение грубых камышовых рогож, называемых по-талышски «борья», употребляемых на загораживание открытых балконов и вышек для защиты от ветров, дождей и снега; а из осоки и куги приготовляют циновки, зимбили, весы и летние шляпы», — писал Байрамалибеков.

Когда в Азербайджан пришла советская власть, в Ленкорани стали создавать чайные совхозы. От этого пострадали и некоторые озера, описывавшиеся Байрамалибековым.

Ленкорань. Чайный совхоз им.Кирова. 1959г.

Газета «Бакинский рабочий» писала в 1958 году: «Когда-то около села Гемушеван, в пяти километрах от Ленкорани, было озеро, поросшее осокой. На этом заболоченном месте теперь создан новый чайный совхоз «Ленкорань». За совхозом закреплено 656 гектаров земли, в том числе большой осушенный массив, занятый ранее озером. Для освоения земель, отведенных совхозу, выделены тракторы, грейдеры, канавокопатели. В этом году совхоз должен раскорчевать 25 гектаров леса, очистить и подготовить под плантации 50 гектаров. Сейчас совхоз имеет 135 га чайных плантаций. Коллектив совхоза в этом году соберет 300 цнт зеленого чайного листа. По плану совхоз будет иметь благоустроенный поселок, различные производственно-хозяйственные здания. На строительство совхоза «Ленкорань» в этом году ассигновано более миллиона рублей.»

По материалам книги «Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения»