Бахтияр Вагабзаде (1925-2009 года) — народный поэт (1984) и заслуженный деятель искусств (1974) Азербайджанской ССР.
С 1950 г. до 1990 г. он работал педагогом, доцентом и профессором в Бакинском государственном университете (БГУ). В 1995 году поэт был награжден орденом «Истиглал» за заслуги в борьбе за свободу.
Произведения Б.Вагабзаде — лирические стихи, драмы и публикации — переведены на многие языки мира. Творческий путь поэта начался со времен Великой Отечественной войны. Более 70 стихотворных сборников и 20 поэм, 2 монографии, 11 научных работ и сотни статей принесли народному поэту почёт и уважение.
Когда скончался знаменитый азербайджанский певец Рашид Бейбутов (1915–1989), Бахтияр Вагабзаде был в числе тех, кто пожелал высказаться, и опубликовал свой очерк о Р.Бейбутове в газете «Вышка».
«ЕГО ПЕСНИ БУДУТ ЖИТЬ ВСЕГДА»
Вспоминаю, как несколько лет назад в последних числах марта я находился в Шуше. Из-под снега на Джыдыр дюзю, окруженном со всех сторон крутыми горами и отвесными скалами, выглядывали фиалки. Вдруг со стороны одной из гор послышались звуки мугама. Пел ребенок. Не успел он закончить, как с противоположной стороны горы мелодию подхватил другой мальчик, затем третий, четвертый…
В первые дни весны в Карабахе не только люди,но и травы, цветы, горы, ущелья и скалы приветствуют друг друга языком мугама. Вот почему этот прекрасный край всегда называли консерваторией Азербайджана.
Такие великие деятели музыкальной культуры азербайджанского народа, как Навваб, Узеир Гаджибеков, Бюль-Бюль, Сеид Шушинский, Хан Шушинский, Джаббар Гарягды, Садыхджан, родились на этой земле.
Среди них в начале века было известно и имя певца Меджида Бейбутова, чей красивый голос часто звучал на свадьбах и народных празднествах. В 1915 году в семье певца родился ребенок. Отец назвал его Рашидом. Рашид — от слова «рашадат» — храбрость, отвага, мужество, сила. Этому ребенку суждено было стать Рашидом Бейбутовым — народным артистом своей страны.
Я не ставлю целью повести разговор о многогранной и разносторонней деятельности этого большого мастера, а просто хочу поведать о тех новшествах, что привнес Рашид Бейбутов в мир творчества, о том влиянии, которое оказывало его искусство на многих, в том числе и на меня как поэта.
«Аман овчун, «Эвлери вар, хана-хана», «Кючяляря су сепмишем», «Агаджда лейлек» — каждая из этих народных песец представляет собой картину, отражающую особое состояние человеческой души. В этих песнях слова и музыка составляют одно целое. И, слушая их, начинаешь думать о том, что слова рождены самой музыкой.
Народные песни, которые я перечислил, исполняли в присущей только им манере все наши замечатель¬ные певцы-ханенде, от Джаббара Гарягды до Бкшь-Бюня и Хана Шушинского. Эти же песни пел и Рашид. Но не повторяя своих великих земляков, а по своему. Из чего складывается это — «по-своему»? А точнее, в чем новаторство, неповторимость исполнительского мастерства Р. Бейбутова?
Чтобы ответить на этот вопрос, хочу начать несколько издалека. Я родился в одном из высокогорных районов республики и вырос под звуки песен, что пели местные ханенде. Они исполняли народные песни так, как их создал народ, и я воспринимал их в таком же виде. Но когда в начале 50-х годов, обучаясь в Баку, я услышал эти песни в исполнении Рашида Бейбутова, то был несколько удивлен, и, честно говоря, не сразу согласился с подобной трактовкой.
Многие из моих сверстников, выросших в Баку, в те годы увлекавшиеся эстрадой и джазом, народные песни считали примитивными и не стоящими внимания. И вот эта современно настроенная молодежь, не воспринимавшая народные песни, вдруг проявила интерес к этим самым песням в исполнении Рашида Бейбутова. Он смог придать старым песням новую окраску, привнес в них дух современности, вернул народу его же богатство. Следовательно, это было новое отношение к старому! Значит, это был путь поистине большого и новаторского искусства! Я понял творчество Рашида и полюбил его. Эта любовь с каждым годом росла и крепла.
Благодаря мастерству Рашида Бейбутова наши народные песни стали достоянием многих народов мира. В стольких странах восхищались его творчеством, его могучим талантом! Таким образом, азербайджанские песни в исполнения Рашида Бейбутова обернулись мостом любви и дружбы между народами. И я не знаю другой более важной службы своему народу, чем эта. Вывести народное творчество за национальные рамки, обновить его и вновь вернуть своему народу — это и есть настоящее большое искусство, которое переживает века.
Рашид Бейбутов был поистине мастером-созидателем. Он поднялся до высот второго автора народных песен. Это тоже особенность его творчества. Его голос призывал нас быть достойными и милосердными, взывал к чести, совести, справедливости, истине и чистоте. Ибо этот голос был голосом сердца, дыханием совести.
И песни современных ему композиторов Рашид Бейбутов исполнял в своей, присущей только ему манере. К примеру, песню «Азербайджан» Рауфа Гаджиева ни один певец не мог исполнить так, как пел ее Рашид. На самой высокой ноте песни он переходил на мугам «Шуштер».
Соединив традиции итальянской вокальной школы с традициями мугама, он создал новый оригинальный стиль. В этом синтезе определить, где кончаются традиции и начинается новаторство, было очень трудно. И все это потому, что Рашид пел свои песни не ради того, чтобы просто спеть их, а во имя того, чтобы сотворить чудо. Над своими песнями он работал неделями, порой месяцами и, лишь пропустив их через сито своей творческой души, свои чувства, преподносил народу. Это говорило о требовательности к себе, об уважении к слушателям. Рашид Бейбутов не преподавал в консерватории, но это был большой певец, создавший собственную школу.
Созданный Раншдом Бейбутовым Театр песни был, может быть, первым шагом к осуществлению этой идеи.
Сегодня Рашида Бейбутова нет с нами. Но его голос по-прежнему звучит в наших домах, его любовь живет в наших душах, а его улыбка согревает наши сердца.
По материалам воспоминаний Б.Вагабзаде из г. «Вышка», 1993 г.