«Гараджа»: Уникальный ашельский памятник, найденный в Азербайджане

А.Зейналов, С.Кулаков, И.Идрисов

В 2012 г. Гянджа-Газахский отряд палеолитической археологической экспедиции Института археологии и этнографии НАНА произвёл археологические разведки на западе Азербайджана.

Основной задачей работ был осмотр эоплейстоценовых и ранних неоплейстоценовых отложений (Акчагыл-Абшерон-Баку) в местах их обнажения в западной части Куро-Араксинской низменности, в особенности, в тех районах, где ранее были обнаружены костеносные линзы с остатками плейстоценовой фауны.

Одним из маршрутов разведок стал осмотр южного берега Мингячевирского водохранилища на р. Кура.

Здесь недалеко от плотины Мингячевирской ГЭС на хребте Боздаг, в районе горы Гараджа было зафиксировано новое местонахождение плейстоценовой фауны (зубы слона), рядом с которыми были собраны каменные артефакты (сколы, оббитые гальки). Памятник получил название «Гараджа».

В сентябре 2013 г. Гянджа-Газахский азербайджано-российский отряд палеолитической археологической экспедиции Института археологии и этнографии НАН Азербайджана целенаправленно произвел тщательное обследование местонахождения Гараджа, в результате которого полностью подтвердилось предположения разведок 2012 г., и был открыт новый раннепалеолитический памятник в Азербайджане – ашельская стоянка Гараджа.

Достаточно низкий уровень воды позволил в сентябре 2013 г. выявить 7 пунктов сборов артефактов и фауны, на протяжении около 1 км вдоль берега водохранилища с юго-запада, от плотины ГЭС, на северо-восток, которые, предварительно были названы: Гараджа, Гараджа 1 – 6.

Наибольший интерес представляют пункты Гараджа, Гараджа 1, 2, 3, 5, давшие не только ашельский инвентарь, но и возможность проведения комплексных естественнонаучных исследований: геологических, геоморфологических, биостратиграфических и др., необходимых для определения хронологии и прочих аспектов жизнедеятельности первобытных коллективов.

Во время работ 2013 г. наиболее полно были обследованы пункты Гараджа и Гараджа 1. Для этих участков характерно чередование терригенных пород – серо-жёлтых сцементированных песков и жёлтых глин с прослоями и линзами галечников, к этим галечным прослойкам и были приурочены находки артефактов, которые локализовались в двух полосах сборов: 1 – южный (нижний) уровень и 2 – северный (верхний) уровень.

Для участка Гараджа и Гараджа 1 были составлены предварительные стратиграфические схемы (рис. 1, 1), которые даже в таком виде продемонстрировали уникальность этого памятника. Почти 100 метровая толща отложений на пункте Гараджа, после возвращения её в исходный вертикальный вид, показала огромные перспективы дальнейших исследований.

Собранная коллекция артефактов весьма показательна и оригинальна. Все обнаруженные предметы были изготовлены из местного галечного сырья, которое в изобилии встречалось в галечных линзах и прослоях на всём обследованном протяжении берега.

Гальки разнообразны по размерам, форме, качеству и цвету, но большинство использованных камней в серой, серо-жёлтой гамме. Сохранность поверхности изделий весьма различна: от, практически, свежей, до сильно оглаженной и окатанной.

Для изготовления ручных рубил, скрёбел и получения сколов предпочитались тонкозернистые породы камня, а при получении чопперов учитывалась, как представляется в первую очередь, форма гальки, а затем, только, качество сырья.

Ручные рубила коллекции разнообразны по морфологии и степени сохранности. Особо производит впечатление законченностью формы и сохранностью – лиманд.

Среди ручных рубил выделялась группа обушковых форм, которые, возможно, несли культурообразующую нагрузку.

Наиболее богатой в коллекции была категория груборубящих орудий, в которой, наряду с субкатегорией разнообразных чопперов, выделялась особая субкатегория орудий, условно называемых «ударниками». Это, как правило, крупные, округлой формы гальки разбитые, практически, пополам, полученный таким образом искусственный край тщательно был обработан сколами и ретушью по всему периметру.

Особо выделялись в гараджинской коллекции два изделия. Одно из них – это крупный чоппер, около 4 кг, двусторонний, изготовленный из очень большой гальки. Для палеолита Азербайджана подобная орудийная форма, впервые была выделена М.Гусейновым в нижних, VII-X, слоях пещерной стоянки Азых и названа «гигантолитом».

Серия таких изделий, выделенная в Азыхской пещере, послужила одним из критериев для выделения «куручайской культуры» раннего палеолита. Впервые похожее орудие, за пределами пещеры Азых, было найдено на местонахождении Гараджа.

Второе изделие – это «топорик» или «колун», по терминологии Г.П.Григорьева. Топорик (колун) из местонахождения Гараджа 1 полностью соответствовал критериям, предъявляемым к данным формам.

Впервые для ашеля Кавказа в Азербайджане на местонахождении Гараджа 1 найден настоящий топорик – орудие, которое имеет бесспорные корни в африканском ашеле. Само его наличие ещё раз показывает разновременность и сложную структуру ашеля Кавказа.

Некоторые ученые считают, что Кавказ в ашельский период, подобно Испании и югу Франции, представлял собой одну из зон контактов и скрещиваний на пути расселения в Северную Евразию различных по времени и генезису ашельских и более ранних индустрий.

По материалам сборника «XXVIII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции.»