Бакинец Сабит Оруджев (1912-1981) был одним из выдающихся представителей азербайджанских нефтяников и истинных корифеев нефтяного дела. Начав работать на нефтяных промыслах Азербайджана, он прошел путь от механика компрессорной станции и мастера по добыче нефти до начальника Главморнефти, первого заместителя министра нефтяной промышленности и министра газовой промышленности СССР. Оруджев был единственным азербайджанцем, который стал союзным министром в Советском Союзе.
Оруджев остался в памяти своих современников как одаренный, волевой, искренний и заботливый человек, мужественный и мудрый руководитель.
Помнил его и Адиль Рагимов, который с 1972 г. проработал заместителем генерального директора, главным инженером и генеральным директором Производственного Объединения «Азергазнаглийят» Министерства Газовой Промышленности СССР.
«Неоднократно был свидетелем того, как он давал обдуманные, решительные и жесткие поручения. Тогда в заседаниях коллегий принимали участие руководящие работники СССР, в том числе секретари ЦК КПСС, заместители Председателя Совета Министров СССР, председатели Госплана и Госкомитета по материально-техническому оснащению, лица, руководящие промышленностью нефтегазового строительства,» — рассказывал Рагимов.
Сабит Оруджев сыграл огромную роль в сдаче в эксплуатацию и разработке нефтегазовых месторождений Западной Сибири, Тюмени и Оренбурга, в проведении магистральных газовых линий под высоким давлением в центральные районы СССР от этих месторождений, в ускоренном строительстве инженерных установок и компрессорных станций, относящихся к этим линиям, в создании резервуаров переработки газа и подземных резервуаров.
«С.А.Оруджев создал единую систему газоснабжения в газовой промышленности СССР. Эта система играла большую роль в четкой и надежной работе всей газовой сети по всему Советскому Союзу. Тогда в разговорах руководящих работников и специалистов Министерства Газовой Промышленности СССР я слышал, что такая ускоренная разработка газовых месторождений Западной Сибири и их сдача в эксплуатацию стала возможным только благодаря С.А.Оруджеву,» — вспоминал Рагимов.
В 1958г вследствие сдачи в эксплуатацию Карадагского месторождения газового конденсата была построена газовая линия «Дружба». Эта линия предусматривалась для подачи газа в республики Кавказа. Однако в результате снижения добычи в Карадагском месторождении и оказания Кавказских республик в затруднительном положении в газоснабжении в 1968-1970 гг. пришлось провести поиски новых месторождений.
В этих целях руководство Советского Союза провело переговоры с Ираном, и был заключен договор о подаче СССР 10 миллиардов кубометров газа в пограничном пункте Астара северного Азербайджана. С этой целью был построен магистральный трубопровод высокого давления (75 атм., 1000 мм) от Персидского залива до Астары в 1186 км и 8 компрессорных станций.
Одновременно в Азербайджане была построена магистральная газовая линия высокого давления на 210 км Астара — Газымамед и на 478 км Газымамед — Газах. В конце 1971 г началась подача иранского газа в Азербайджан. Получение газа в указанных объемах сыграло большую роль в обеспечении Кавказских республик газом. С.Оруджев лично занимался вопросами качества и объемов подаваемого газа из Ирана в Азербайджан.
А.Рагимов рассказывал, что «за счет средств, потраченных на строительство Советским Союзом химического комбината в Иране, Нахчыванской электростанции и 8 компрессорных станций на трубопроводе Иран-СССР иранский газ продавался СССР до 1975г по 10 долларов за каждую 1000 кубических метров, а в 1975-1980 гг. по 20 долларов за 1000 кубометров.»
В результате революции в Иране в 1979-1980 гг. стоимость газа была повышена на 100 долларов за 1000 кубометров. А советское руководство согласилась платить 75 долларов за 1000 кубометров. В те годы стоимость 1000 кубометров газа на мировом рынке была на уровне 94-135 долларов США. Таким образом, газовая сделка между СССР и Ираном не состоялась, и с января 1980 года Иран остановил подачу газа.
«Этот случай обострил ситуацию с газом в республиках Кавказа. Для того, чтобы выйти из этой ситуации, как заказчик С.Оруджев поручил Производственному Объединению «Азергазнаглийят» строительство газопровода на 1200 мм Моздок — Газымамед протяженностью 675 км от нового газопровода высокого давления Тюмень-Новорсков. На строительство газопровода были привлечены многие строительные организации министерств нефтяной и газовой промышленности СССР. Строительство завершилось в течение полутора лет — в 1982г, была начата подача в Азербайджан 13 миллиардов кубометров газа ежегодно,» — вспоминал Рагимов.
Он рассказывал, что Сабит Оруджев постоянно интересовался Азербайджаном, уделял огромное внимание строительству подземных резервуаров газа в республике и их сдаче в эксплуатацию.
«Подземные амбары «Галмаз» и «Карадаг» были созданы именно по его инициативе. Подземный амбар «Галмаз», строительство которого было начато в 1971 году, уже в 1980 г. был сдан в эксплуатацию, и для осенне-зимнего периода 1980-1981 гг. сюда было закачано больше одного миллиарда кубометров газа. Закачка газа в таком количестве очень обрадовала С.Оруджева, и по телефону он сказал мне, что «в такой период дефицита газа вы очень сильно помогли мне перед Госпланом СССР». За показатели 1980 года Сабит Атаевич наградил меня орденом. Во время поездок в Баку С.Оруджев обязательно посещал подземные амбары, знакомился с буровыми работами,» — вспоминал Рагимов.
В 1972-1978 гг. на заводе Министерства газовой промышленности СССР «Союзгазмашаппарат» в Карадагском районе города Баку велись огромные работы, для обеспечения газовых промыслов Тюменской области нестандартными запасными частями высокого давления. Именно в эти годы на этом же заводе велись работы по ремонту и балансировке газовых компрессоров типа «Турбин», установленных на магистральном газопроводе высокого давления «Западная Сибирь — Центр».
Рагимов рассказывал, что все станки, управляемые компьютером, купленные с этой целью Министерством газовой промышленности СССР из США за валюту были переданы С.Оруджевым в этот завод.
«Никогда не забуду: на дворе шел 1981 -й год, проходил XXVI Съезд ЦК КПСС. Ситуация с газоснабжением в республиках Кавказа была очень сложная. Три республики с трудом перебивались за счет азербайджанского газа. Во многие электростанции и промышленные объекты подача газа была прекращена. В это же время было закончено строительство 8 блоков Мингечаурской тепловой электростанции, и объект был готов к эксплуатации. Тепловая электростанция должна была работать на газе. На каждый его блок требовалось 2000 кубометров газа ежедневно. Хотя и Совет Министров республики неоднократно обращался в Министерство газовой промышленности СССР, окончательного ответа не было получено,» — вспоминал Рагимов.
«В канун съезда Премьер Министр Гасан Сеидов и его заместитель Сулейман Татлыев пригласили меня в Совет Министров и сказали, что мы едем на съезд, ты тоже приезжай в Москву, и мы вместе рассмотрим этот вопрос при участии С.А.Оруджева. Они также отметили, что «Сабит Атаевич к тебе хорошо относится, ты такого-то числа будь у него, там мы и встретимся». В указанное время я был уже в министерстве. Секретарши меня знали. Сообщили министру о моем визите, и пропустили. Я зашел, поздоровался с ним и после коротких любезностей я завел разговор о газе. Сабит Атаевич сказал» что «положение трудное, и ты это знаешь не хуже меня». Я ответил» что на самом деле я знаю, каково положение с газом, но меня, как руководителя объединения «Азергазнаглийят» к вам направили руководители правительства республики. Сами токе вот-вот придут сюда. Если вопрос не будет решен, я уже не смогу работать,» — рассказывал Рагимов.
С.Оруджев вызвал своего первого заместителя В.Динкова, вкратце обрисовал для него ситуацию и добавил: «Ты всегда утверждаешь, что любишь Адиля. Ну вот; если любишь его, подумай и помоги Азербайджану«. В.Динков коротко кивнул и вышел. В это же время пришли Гасан Сеидов и Сулейман Татлыев.
«Дружески встретив их, Сабит Атаевич сказал: «Адиль решил все ваши вопросы». Они очень обрадовались и сердечно поблагодарили министра. Побеседовали минут 20 и ушли, а я остался с министром. Сабит Атаевич сказал: «В 11 часов я должен был выступать на съезде, но перенесли на три. А потом поручили отправиться с президентом Бирмы У Таном в Баку. У Тан хочет видеть Баку. Мы завтра с ним вместе специальным рейсом летим в Баку. Если хочешь, можешь ехать с нами». Я ответил, что есть еще кое-какие важные дела, я должен их тоже решить. Поэтому мне придется остаться еще два-три дня в Москве, но я обязательно встречусь с вами в Баку. Сабит Атаевич сказал, что последнее время себя очень плохо чувствует,» — рассказывал Рагимов.
На следующий день Оруджев вместе с У Таном полетел в Баку. После возвращения из Баку в Москве он попал в больницу, и 20 апреля 1981 г. скончался…
По материалам книги М.Байкала