Крепости Нахчывана, упоминаемые в произведении историка Х.Казвини (1340 г.)

И.Гаджиев, Э.Кялбизаде

Одним из источников исторической географии Азербайджана считается сочинение Хамдуллаха Казвини «Нузхат ал-кулуб».

Казвини вошел в историю как историк, путешественник и поэт. Его произведения «Тарих-е гозиде» («Избранная история», 1330 г.) и «Нузхат ал-кулуб» («Развлечения сердец», 1340 г.) были богаты данными об истории и исторической географии средневековых Азербайджана, Ирана, Ирака, Месопотамии и Малой Азии.

Сочинение по космографии и географии Нузхат ал-кулуб («Услада сердец») было завершено Казвини к 1340 году. Оно состоит из введения (фатихэ), трёх рассуждений (макало) и заключения (хатимэ). Третье рассуждение, посвящённое географии, представляет наибольшую ценность. Автор в сновном использовал современные ему географические сведения, по большей части извлекаемые из официальных документов, в особенности, дафтаров (податных списков), к которым он как чиновник высого ранга имел доступ. Немало информации Казвини собрал во время собственных путешествий.

В VII главе сочинения Казвини сообщает о тумане (административно-территориальное деление, регион) Нахчыван. В этом тумане автор упоминает о крепостях домонгольского периода на территории Нахчывана, расположенные в городах Нахчыване, Анджане, Ордубаде, Азаде и Макуйе. Казвини отмечает, что вокруг города Нахчыван были внушительные крепости, подвергшиеся определенному разрушению — Эленджик (Алинджа), Сурмели, Тагмар.

Если учесть, что в период правления государства Атабеков в 1136—1225 гг. — Нахчыван был его основным центром правления, то будет ясно, какое значение имели эти крепости. И если в 1146-1175 гг. Нахчыван был основным центром правления, то с 1175 по 1225 г. — лишь одним из таких основных центров. Учитывая выгодное стратего-географическое значение территории, Атабеки уделяли особое внимание прогрессивному развитию городов, укреплению крепостей (цитаделей) и развитию экономики.

Алинджа

В народной этимологии название Алинджа произошло от «елини чяк» («руки прочь»), согласно другим исследователям «Аланчик» — «пустые земли», дало ученым повод относить дату строительства крепости к периоду 2-тысячелетней давности.

Средневековые историки Несеви, Шерафеддин Али Йезди, тюркский путешественник Эвлия Челеби — также сообщали об Алиндже как о мощной крепости.

В некоторых средневековых источниках крепость Алинджа называется Йеренджяк и Элинджек (Эшкэк). Позднее первая часть этого названия («йер») на азербайджанском и других тюркских языках используется в значении «место», «пространство», «место обитания».

О значении крепости Алинджа для государства в период правления Эльденизов писал и Садраддин Али аль-Гусейни в своем труде «Ахбар ад-доулат ас-Селджугийе». Из его записей становится ясно, что в период первых правителей Эльдениза все денежные сборы Ирака и Азербайджана собирались в казне крепости Алинджа. Он сообщает также, что в разные исторические периоды в крепости шла серьезная борьба за казну.

В своем труде он пишет: «Захида хатун была женой атабека Пехлевана. В период правления Атабек Пехлеван и его отец Эльдениз всю прибыль, собираемую в Ираке и Азербайджане, хранили в крепости Алинджа, что вблизи Нахчывана. Эта крепость со всем ее содержимым оставалась в распоряжении Захиды хатун.»

Защитная система крепости была настолько прочной, что в самые тяжелые времена правители Эльденизов находили приют именно в Нахчыване, что подтверждается сведениями ряда источников.

Несмотря на управление государством из Тебриза, последний из атабеков, чтобы избежать разрушительных нашествий монголов, бежал в Нахчыван.

Об этом писал Ибн-аль-Асир в своем 12-томном труде «Аль-Камиль фи-т-тарих» («Совершенная история») — «Истинный правитель Тебриза Узбек-ибн-Пехлеван покинул эти места… Прослышав, что татары покинули Гамандан и приближаются, он сам покидает Тебриз и направляется в Нахчыван, а семью и детей отправляет в Хой, чтобы отдалить от себя».

Крепость Алинджа

Сурмели

Одной из крепостей защитного значения в период правления Эльденизов была крепость Сурмели. Во многих средневековых источниках данная крепость упоминается как «пограничная опора мусульман».

Ссылаясь на Садр ад-Дина Али Гусейни, академик Наиля Велиханлы пишет, что во время похода Сельджук Султан Альп Арслана в 1063 г., по прибытии в Нахчыван сельджуки занимают две крепости, считающиеся «пограничной опорой мусульман» — Сурмели и Гарабаги, и, обеспечив их «солдатами, оружием, боеприпасами и деньгами, передают их в распоряжение Нахчыванского эмира».

Несмотря на разрушение этой крепости в период монголов, о крепости Сурмели говорится и в произведении Низамеддина Шами «Зафарнаме» во время описания им походов Амира Тимура (Тамерлан).

Так, описывая события 1386 г., автор пишет: «После проведения той весны в Тебризе и его окрестностях, Амир Тимур отправился по Нахчыванской дороге к крепости Герби. Вступив в битву, он захватил ее, а глава крепости Шейх Гасани был арестован и представлен Амиру. После этого, подойдя к крепости Сурмели, он берет ее штурмом… Затем, выехав из крепости, он направляется в сторону крепости Каре, которую всецело захватывает».

Отметим, что многие ученые выдвигали гипотезу о том, что эта крепость и есть та крепость, что на территории Турции (район Игдыр). Однако, наряду с этой гипотезой надо также отметить, что на территории Нахчывана (Бабекский район) до середины XX в. имел место топоним Сюра-малик.

Доктор филологических наук А.Багиров пишет, что в конце XVI в. эти топонимы были зарегистрированы как «Верхний Сюрамарк» и «Нижний Сюрамарк».

Между тем, Эн-Несеви в своем труде «Жизнеописание султана Джалал эд-Дин Макбурны» указывает, что город Сюрмари расположен на южном побережье реки Араз.

А в труде «Эджаиб эд-Дунйа» сообщается о занятиях населения Сюрмари. Так, согласно этим сведениям, наибольшее развитие в Сюрмари имело ремесленничество. Выделялось и ремесло по изготовлению оружия.

Местонахождение крепостей Нахчывана из труда Х.Казвини

Тагмар

В произведении X.Казвини «Нузхат ал-кулуб» одной из описываемых крепостей является крепость Тагмар. Основываясь на топониме, ученые выдвинули ряд предположений о том, где находилась эта крепость. Согласно легендам, Хачадагы (Развилистая гора) или же Иландаг (Змеиная гора) в Нахчыване, была местом ораторского обращения Ноя к своему племени, а позже это поверье привело к тому, что гору стали называть Еландагы (елан — объявление). Согласно другой версии название горы исходит из обилия ядовитых змей в этих местах.

На самой вершине Змеиной горы исследователями был обнаружен плотный слой глины, остатки глиняной посуды относящейся к средним векам. Некоторые учены отмечали, что Змеиная гора использовалась как пункт наблюдения, и в случае приближающейся опасности отсюда с помощью огня посылали сообщение в крепость Алинджа, а далее информация шла в крепости Чалханкала и Шапуркала.

В топониме Тагмар «Таг» — первоначальная форма входящего в азербайджанский язык слова «Даг», т. е. «гора», а «мар» — на дворцовом языке сельджуков — в переводе с персидского означает «змея». Таким образом, можно предположить, что X.Казвини, говоря Тагмар, повествовал о дозорном пункте — крепости на Змеиной горе.

Историк Э.Исаев отмечал, что с этого дозорного пункта, установленного на отвесной скале и со всех сторон обнесенной скальными камнями, была возможность обозревать окрестность. Тут же нужно добавить, что в Энциклопедии памятников Нахчывана упоминается о средневековом населенном пункте, расположенном к северо-востоку от деревни Гал Джульфинского района на склоне Змеиной горы и окруженном отвесными скалами.

Таким образом, упоминаемые в «Нузхат ал-кулуб» крепости в годы правления Атабеков играли особую роль в защите их основного центра управления — Нахчывана.

По материалам журнала «Научное мнение»