Нанеся сокрушительное поражение Германии, советский народ отстояли свободу и независимость СССР. Они внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками.
Могучим фактором победы в войне стала сила различных народов Советского Союза. На защиту страны встали все — русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, туркмены, эстонцы и др.
Свою долю внес и Азербайджан. В 1941—1944 из Азербайджанской ССР в армию было мобилизовано свыше полмиллиона человек. В 1941 г. Советское правительство приняло решение о формировании в союзных республиках национальных дивизий. В случае с Азербайджаном, гордостью советского народа стала созданная в тяжелые дни 1942 г. 416-я стрелковая дивизия. Дивизия формировалась в марте — сентябре 1942 г. в Азербайджане.
В 1941 —1942 гг. на работу в национальные дивизии было направлено 10 человек из ЦК КП(б) Азербайджана, 17 других ответственных партийных руководителей, свыше 5000 коммунистов и комсомольцев.
Боевое крещение 416-я дивизия получила в оборонительных и наступательных сражениях за Кавказ.
Медсестра Сакина Байрамова прошла с 416-й дивизией по дорогам войны от Моздока до Берлина, участвовала в боях за Варшаву, в штурме Берлина. Под огнем врага не раз выносила тяжелораненных и оказывала им первую помощь. В день приходилось перевязывать до 300 раненных.
Она вспоминала как впервые оказалась на войне: «Молодость — это то. что должно побеждать. И когда по радио впервые прозвучало ужасающее сообщение о войне, я знала, что мы победим. Я сразу же решила, что-должна участвовать в битвах за победу и отправиться на фронт. Особенно вдохновило меня стихотворение С. Вургуна «Родина зовет».»
Но ее мечта сбылась только через год.
Она вспоминала: «Сначала не отпускали с работы (тогда я начала работать художником в издательстве «Азернешр»). А когда весной 1942 года пришла в военкомат с заявлением пойти добровольцем на фронт, военный комиссар капитан Садыхов, окинув меня и подругу ироническим взглядом, сказал: «Забирайте свои заявления. Подрастете, а там посмотрим». Мы были обижены до слез недоверием к нам…»
Однако во второй раз С.Байрамову приняли, и зачислили в 416-ю стрелковую дивизию, где служили и другие девушки.
С.Байрамова вспоминала: «Оказалось, что здесь давно нужен художник, и комиссар бригады X.Велиев приказал мне работать в штабе под руководством лейтенанта Бахтияра Эфендиева. Оформительской работы было невпроворот, но меня посылали и в разведку.»
Впоследствии, С.Байрамова вспоминала один эпизод, который надолго остался в памяти…
Она рассказывала: «Это было осенью 1942 года. Наш штаб находился на правом берегу Терека. Фашисты приблизились к Моздоку. Начальник разведки капитан Грачик Габриэлян приказал мне подготовиться к очередной операции: перейти через реку Терек и доставить боеприпасы в нужный объект. Надо было быть крайне осторожной, так как все побережье Терека было заминировано. Я ехала на грузовике, нагруженном бутылками с горючей смесью, как вдруг услышала крик капитана Габриэляна: «Скорей прыгай!» Не успела я опомниться, как шофер Али закричал: «Прыгай, тормоза не держат!». Я выпрыгнула из грузовика. Через мгновенье машина перевернулась и загорелась. Не раздумывая, я бросилась к кабине водителя, с трудом отворила дверцу и начала засыпать горящего шофера комьями песка.»
Ежедневно были испытания на мужество и стойкость.
С.Байрамова вспоминала: «В канун нового 1944 года мы сражались на вершине Дидимкино. Шел трудный бой. Я и мои подруги выносили раненых с поля боя, оказывали медпомощь. Встречая Новый год, мы верили, что он будет годом нашей победы. Мы не ошиблись. Наша дивизия вступала в ожесточенные схватки на Дону, под Таганрогом, очищала от врагов Украину и Молдавию. И каждый день мы сталкивались лицом к лицу со смертью. За это время девушки нашей дивизии спасли и вернули к жизни сотни воинов. Незабываемые бои были на Одере. Здесь фашисты потерпели крушение.»
С.Байрамова не только спасала жизни, но и рисовала рисунки, шаржи. Один из ее рисунков военных лет — вдали рвутся снаряды, пулеметчик за пулеметом, а женщина в военной форме рисует карикатуру Гитлера.
Она вспоминала: «Хорошо помню — перед наступлением в декабре месяце 1942 года под Моздоком по инициативе начальника клуба капитана Алиева нарисовала карикатуру на Гитлера. Под огнем мне пришлось нести ее на передовую перед наступлением. Помню, как бойцы хохотали, разглядывая фюрера, удирающего от советских солдат«.
24 апреля 1945 года наша дивизия вошла в Берлин. Здесь проходили ожесточенные бои, в небе были атакуюцрие самолеты противника.
«Мои товарищи — фельдшеры Исмагулов, Дамиров, Тагиев, Ахмедов, проявили мужество и высокий гуманизм, спасая сотни раненых бойцов,» — рассказывала С.Байрамова. «Наконец 2 мая 1945 года над рейхстагом заалел флаг Победы. Это самый счастливый день в моей жизни…»
Она вспоминала: «Тогда было строго запрещено ходить по Берлину, а особенно возле рейхстага. А мне очень хотелось побывать именно там. Я и однополчанка Назакет Яхьяева просили генерала Зюванова дать нам разрешение на это. Но он сам повел нас. Этого я никогда не забуду.»
Через несколько месяцев С.Байрамова вернулась в родной Баку. Получила орден, медали, благодарности. В дальнейшем она стала работать заведующей редакцией технического редактирования издательства «Маариф». В послевоенные годы дважды была награждена Почетной грамотой Верховного Совета Азербайджанской ССР. Байрамова скончалась в 2002 году.
По материалам книги «Ветераны вспоминают»