Зарубежные связи художников, архитекторов и скульпторов Азербайджана в 1970-х гг.

М.Гасымлы

Одной из форм культурного сотрудничества Азербайджанской Республики являлись связи и взаимодействия между художниками, архитекторами и скульпторами различных стран. После окончания Второй мировой войны и до распада СССР азербайджанские художники поддерживали контакты с зарубежными коллегами, проводили выставки произведений республиканских и зарубежных мастеров. Эти международные связи прошли через те же этапы, что и все культурное сотрудничество республики. В первые послевоенные годы эти связи были очень слабыми, но постепенно связи в этой сфере стали развиваться, и с улучшением межгосударственных отношений они заняли своеобразное место в международном культурном сотрудничестве.

Новый этап в развитии международных связей начался в 1970-х. В условиях разрядки напряженности произошло значительное и качественное расширение этих связей. Подписание многочисленных двусторонних договоров, соглашений и протоколов по культурному сотрудничеству закрепило международно-правовые основы сотрудничества в области изобразительного искусства. Заключительный акт Хельсинкского совещания придал новый импульс культурному сотрудничеству в этой области. Показ художественных ценностей за рубежом, вывоз больших тематических экспозиций стали постоянной формой культурного обмена.

В 1970 году Азербайджанская Республика участвовала на международной ярмарке в г. Измире (Турция) самостоятельным разделом. На площади 884 кв. метра развернули экспозицию, отражающую достижения республики. В разделе республики было представлено около 500 экспонатов.

За время работы ярмарки более миллиона человек посетили павильон Азербайджанской Республики. Газеты «Эгеэкспресс», «Измир фуар газетеси», «Демократик Измир» несколько раз на целых полосах публиковали материалы, посвященные Азербайджанской Республике, ее искусству. Дальнейшее развитие получила посылка за рубеж фото и других материалов, посвященных азербайджанскому искусству.

В 1970 году в Индию была направлена цветная подборка «Баку – столица Азербайджана» — 50 экземпляров; буклеты на английском языке о творчестве девяти видных художников Азербайджана – 225 экземпляров. Экспонировалась в Индии большая стендовая фотовыставка «Азербайджан». Совместно с Союзом художников Азербайджана была подготовлена выставка азербайджанского изобразительного искусства. В том же году материалы фотовыставки «Азербайджан» были разосланы в восемь стран мира – Иран, ОАР, Ливан, Афганистан, Сирию, Марокко, Йемен, Тунис. 96 экземпляров крупноформатной выставки были отправлены во Францию, Австрию, ГДР, Австралию, США, КНДР, Монголию, Венгрию, Ливан, Японию, Иран Алжир, Марокко, Сенегал, Эфиопию, Пакистан, Йемен, Вьетнам, Сирию, Турцию, Новергию, Финляндию, Данию, на Кубу, в Бразилию, Мексику, Уругвай и Италию. Было разослано также около 1,300 буклетов о творчестве художников Азербайджана с текстом на русском, английском, арабском, французском языках.

Выставки произведений азербайджанских художников экспонировались в Афганистане, Ираке, Турции, Польше, Венгрии, Болгарии. В зарубежные поездки по линии Союза художников СССР выезжали художники республики: Р.Халафов и О.Шихалиев – в Швейцарию; Л.Агамалова, И.Зейналова, Э.Шахтахтинская – в Австрию; Дж.Касимов – в ГДР. В зарубежных поездках побывали архитекторы – Р.Эфендизаде – в Англии; Т.Ханларова – в ГДР. Академик М.Усейнов выступил на международном конгрессе известных архитекторов в г. Исфагане (Иран) на тему: «Сочетание элементов древней Иранской архитектуры с современной архитектурой». В Баку также побывали представители зарубежного искусства – делегации немецких и болгарских художников.

Один этот перечень показывает состояние обмена Азербайджана с зарубежными странами в области изобразительного искусства. В последующие годы темпы этого обмена продолжали нарастать. Высокую похвалу специалистов и любителей искусства получила персональная выставка, составленная из графических работ Саттара Бахлулзаде, которая демонстрировалась в 1970 году в Праге. В частности, высоко отзывался о творчестве С.Бахлулзаде чешский искусствовед Индржих Халупецкий, который написал буклет к выставке.

Октай Шихалиев и Гейдар Алиев

В 1971 году в Багдаде совместно с Союзом художников республики была организована выставка изобразительного искусства Азербайджана. В национальном музее состоялась выставка азербайджанского изобразительного искусства, на которой показали около 100 работ художников Азербайджана Микаила Абдуллаева, Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Салама Саламзаде и других. Басра провела выставку искусства, на которой были представлены произведения живописи, изделия из керамики и глины, ковры ручной выделки, плакаты и фотографии.

Австралия в том же году получила буклеты о творчестве азербайджанских художников. На Лейпцигской ярмарке (1971 г.) экспонировалось 11 работ азербайджанских художников из Азербайджанского выставочного салона: Д.Муфидзаде «Девичья башня», А.Гаджиева «Джейраны», Р.Бабаева «Гачаг Наби», работы Эльмиры Шахтахтинской, Саттара Бахлулзаде, Микаила Абдуллаева, Тахира Салахова и др. Выставку посетили 800 тысяч человек.

Азербайджанская Республика была представлена самостоятельным разделом и на XXVII Международной ярмарке в г. Пловдиве (Болгария, 1971 г.). Экспозиция раздела республики занимала площадь свыше 600 кв.м. Демонстрировалось около 400 экспонатов различных наименований.

В том же году за рубеж были отправлены фотовыставка – «Азербайджан»; цветная фотовыставка «Азербайджанский балет»; «Дни советско-иракской дружбы в Азербайджане»; цветная фотоподборка – «Баку – столица Азербайджана»; выставка работ азербайджанских художников. Выставки работ азербайджанских художников экспонировались в г. Констанце (Румыния), Ираке. В Баку демонстрировались работы художников Югославии, Румынии.

Обмен деловыми визитами между деятелями искусства Азербайджана и зарубежных стран стал регулярным и разносторонним. Художники республики побывали в Голландии, Дании, Испании, Турции, Финляндии, Франции, Швеции, Австрии, Венгрии, Кубе, Марокко, Италии. Азербайджанские архитекторы посетили Австрию, Швейцарию, Англию, Японию, ФРГ, Данию. В 1972 году в Баку побывал известный индийский художник Чаттерджи Сукумир, польские художники – график П.Уровецкий, живописец П.Брикальский, румынские художники А.Лаутериада и М.Бредман. Азербайджанские художники выезжали также в Индию, Японию, Италию, Швейцарию, Австрию, Францию.

Для повышения профессионального мастерства, пропаганды достижений азербайджанской архитектуры в 1972 году в зарубежные страны были направлены Н.Ахундова – в Венгрию, Г.Ализаде – в Алжир и Италию, Н.Бржезинская – в Швецию. А.Саламова принимала участие в работе III конгресса Международного Союза женщин-архитекторов. М.Усейнов, Ч.Алиев, Т.Ханларов участвовали в работе XI Всемирного конгресса архитекторов, где выступили с докладами. Познакомиться с искусством Азербайджана получили возможность жители ряда тех стран или городов, где до этого азербайджанские мастера не бывали, или бывали очень редко.

В 1972 году с изобразительным искусством Азербайджана знакомились жители Неаполя, Алжира, Туниса, Дании. Работы художника Тогрула Нариманбекова представили на выставке произведений азербайджанских художников, экспонировавшейся в Неаполе. Жители Неаполя проявили значительный интерес к фото-выставке, рассказывающей о развитии Азербайджанской Республики. В связи с днями Азербайджанской Республики в Сенегале туда послали плакаты и крупноформатную фотовыставку «Баку – столица Азербайджана», ковер с гербами республики.

С большим успехом прошли выставки произведений азербайджанских художников в Алжире и Тунисе. На выставке было представлено 80 живописных и графических работ 53 азербайджанских художников – портреты современников, индустриальные пейзажи, сельские мотивы. Газеты и журналы Туниса и Алжира опубликовали большое количество информаций и корреспонденций о творчестве азербайджанских художников, печатали репродукции их работ, выставки были развернуты в лучших помещениях. В связи с подготовкой выставки обществом была издана афиша с текстом на азербайджанском, русском, французском и арабском языках тиражом 300 экземпляров, которая экспонировалась в выставочных залах Туниса и Алжира. Вместе с работами художников в эти страны были направлены в большом количестве буклеты об их творчестве.

Фотовыставки и буклеты об азербайджанском изобразительном искусстве стали рассылаться в гораздо большее число международных адресов. В 1972 году была подготовлена крупноформатная фотовыставка об Азербайджане, которая была отправлена советским посольствам, консульствам, культурным центрам, Домам советской культуры и др. В Иордании в советском культурном центре в Аммане была организована фотовыставка посвященная Азербайджану.

Халида Сафарова, «Човган», 1972 год

Бандероли с разнообразными материалами об Азербайджане, монографиями, буклетами, альбомами о развитии республики в различных областях экономики, науки и культуры, в частности, о развитии изобразительного искусства, были направлены американскому художнику – администратору галереи искусств организации «Оберлин артс» Харлею Фрэнсису.

Международные обмены, в том числе и в области изобразительного искусства, стали проводиться более организованно, в соответствии с разработанными планами.

Согласно государственному плану культурного обмена с зарубежными странами в 1973 году были организованы международные выставки: «Выставка реалистической ангажированной живописи» (Болгария), I Международная Биенале мелкой пластинки (Венгрия), «Международная выставка керамики» (Польша), «Междуна- родная выставка иллюстраций детской книги» (Чехословакия), «Международная выставка керамики» (Италия), «Международная ярмарка детской книги и международная выставка иллюстраций детской книги» (Италия), «Международная выставка графики» (Югославия), «Международная выставка графики» (Франция), «Интерграфика-73» (ГДР), «Международный конкурс керамики, организуемый международной Академией керамики» (Канада), участниками которых были и художники Азербайджана. Прошли также выставки произведений художников Азербайджана в Монголии, Ираке, ГДР, Японии, Польше. В Баку прошла выставка «Современной французской архитектуры», «Французского народного лубка», «Париж в фотографиях», «Почтовые марки Франции». Азербайджанские художники находились в творческих командировках в Финляндии, Швеции, Голландии, Англии, Венгрии, ГДР, Польше, Югославии, Румынии и Чехословакии.

В 1972 году архитектор Н.Мамедбейли в составе обменной делегации Союза архитекторов в Польше принимал участие в международной встрече представителей восточноевропейских стран на тему «Новая промышленность – новые города». Азербайджанские архитекторы побывали в США, Югославии, Финляндии.

В 1973 году были изданы каталоги выставок работ художника Салама Саламзаде «По арабским странам, Египет, Сирия, Ливан, Иран» и художника Джаида Джамала, посвященный Монголии, которые были отправлены за рубеж. Большим тиражом в Москве был издан и отправлен за рубеж в 82 адреса красочный плакат двух размеров – цветная фоторепродукция портретов Насими работы художника М.Абдуллаева. По государственному плану культурного обмена с зарубежными странами на 1974 год были организованы международные выставки: выставка азербайджанских художников на Международной ярмарке в Каире; графики Азербайджана в Дании; выставка из произведений народного художника Азербайджана Тогрула Нариманбекова в Польше и совместно с немецкими художниками в ГДР; выставка Т.Салахова в Пхеньяне.

В свою очередь Союз художников Азербайджана совместно с Министерством культуры Азербайджанской Республики принимали выставки произведений художников из Польши, ГДР, Чехословакии. Продолжались творческие поездки деятелей искусства республики в зарубежные страны. Азербайджанские художники Н.Абдуррахманов, Э.Шахтахтинская, Ю.Гусейнов, О.Эльдаров находились с творческими командировками в Чехословакии, во Франции, Испании, ФРГ, Польше. По приглашению Министерства жилищного и городского строительства Ирана академик М.Усейнов принимал участие в 1974 году в работе II Международного конгресса архитекторов, который проходил в Ширазе. Г.Ханларов находился в Дании. Таира Салахова наградили орденом Монголии, а премию имени Насера за 1973 год присудили художнику С.Саламзаде.

В 1975 году в 10 городах Японии была организована экспозиция об Азербайджанской Республике. В этом же году в Москве была организована выставка, где участвовал Т.Салахов. Он также участвовал на выставке живописи в Ганновере. Во время дней Азербайджанской культуры в Португалии экспонировалась выставка азербайджанских художников. В том же году во время дней итальянской культуры в Азербайджане в Государственной картинной галерее Азербайджана была организована большая выставка, отражавшая жизнь, быт, культуру Неаполя и Капманьи. В Доме дружбы прошла выставка «Италия глазами азербайджанских художников».

Зарубежные выставки азербайджанских художников превратились, по существу, в постоянно действующую форму культурного сотрудничества со многими странами мира. Большой насыщенностью такие обмены отличались во второй половине 1970-х годов. В 1976 году Азербайджанская Республика участвовала самостоятельным разделом на национальной выставке СССР в г. Нью-Дели (Индия), показала две выставки об Азербайджане в Италии, Японии. В свою очередь, в Баку была организована выставка художников Монголии, выставка Югославии «Культура в СФРЮ».

О.Шихалиев с коллегами (слева направо): Надир Гасымов, Давуд Кязимов, Токай Мамедов, Надир Абдуррахманов

В 1977 году в Болгарии и Японии прошли фотовыставки об Азербайджане. В Японии в г. Мусасимо (префектура Токио) в зале площадью 300 кв.м. состоялась выставка «Азербайджан», которую осмотрело 50,000 человек. Ход выставки освещался японской центральной и местной прессой. Проведение выставки в Японии наглядно показало важность демонстрации достижений республики для утверждения ее авторитета за рубежом.

Тогда же в Австрии во время дней Азербайджана, в Италии и Эфиопии состоялись выставки работ азербайджанских художников. В Ираке открылась персональная выставка народного художника Н.Абдуррахманова.

В 1978 году в Великобритании, Ливии, Лаосе, в Венгрии были организованы выставки фотографий, живописи, графики, народно-прикладного искусства. А в Баку прошла выставка работ художников Болгарии. В 1979 году Гаага (Нидерланды) познакомилась с народно-прикладным искусством Азербайджана. Разнообразнее и многочисленнее становились фотовыставки, которые организовывались Азербайджаном за рубежом.

В 1979 году за рубеж отправили 50 комплектов фотовыставки «Архитектурные памятники Азербайджана» с текстом на русском, арабском, французском и персидском языках. Во время проведения дней Азербайджанской Республики в ФРГ, Нидерландах, Швеции и Ливии там также экспонировались фотовыставки «Азербайджан» по 50 снимков в каждом комплекте, плакат с изображением государственного герба и флага республики, красочные афиши Государственного ансамбля песни и танца Азербайджана, Азербайджанского государственного театра песни – свыше 2 тысяч экземпляров, альбомы – 800 экземпляров.

Большое внимание уделялось и такой новой форме как вновь созданным «Уголкам Азербайджана» в Ливии, Швеции, Гвинее-Бисау и Непале. В эти страны посылались комплекты изделий народно-прикладного искусства. Например Советский культурный центр в Тегеране получил крупноформатные выставки об Азербайджане, выставку детского рисунка. В этом же году экспонировались изделия народно-прикладного искусства Азербайджанской Республики на выставке ООН, посвященной союзным республикам. А в Азербайджане была организована выставка «Взгляд на ФРГ». Все это свидетельствует о том, что азербайджанское искусство активно распространялось в различных странах, и все большее число зарубежных деятелей искусства посещали республику со своими произведениями.

По материалам книги автора