Аль-Бакуви: тайны биографии крупного азербайджанского путешественника (XIV — XV вв.)

Н.Керемов

Среди талантливых средневековых деятелей науки и культуры Азербайджана видное место занимает Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви, человек разносторонне одаренный, обладавший энциклопедическими знаниями.

Он был путешественником, географом, климатологом, космографом.

В своих трудах Бакуви использовал данные из сочинений многих своих предшественников, чьи научные изыскания, путевые заметки, дневники — легли в сокровищницу мировой культуры, и несомненно, оказали немалое влияние на формирование научных интересов самого Бакуви.

Подробнее об азербайджанских путешественниках и ученых IX в. — XIV вв., трудами которых пользовался Бакуви, можно почитать тут.

Абд ар-Рашид Салих ибн Нури, прозванный ал-Бакуви, жил во второй половине XIV и первой трети XV в. Он был одним из первых крупных азербайджанских географов-путешественников и признанных космографов средневекового Востока.

Годы рождения и кончины Бакуви точно не были установлены. В своем сочинении «Китаб Талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар» («Сокращение [книги] о «памятниках» и чудеса царя могучего») Бакуви писал, что Баку — «это родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который был средоточием достоинств… и скончался в 806 (1403—1404) году в возрасте семидесяти семи лет».

Исходя из этих строк, исследователь творчества Бакуви С.Ашурбейли записала: «Если его отцу в 1403 г. было семьдесят семь лет, то автору могло быть сорок пять. Таким образом, временем его рождения можно считать приблизительно первое десятилетие второй половины XIV в. Из текста можно выяснить также, что Бакуви жил среди арабов. В одной рукописи Хаджи Халифы говорится, что он умер в Каире».

Академик И.Ю.Крачковский, ссылаясь на материалы X.Д. Френа (видимо, тот же источник, что и у Ашурбейли), также отмечает, что в рукописи Хаджи Халифы говорится о смерти Бакуви в Каире.

По другим данным, Бакуви родился в пределах 1355—1360 гг. в Баку и умер в период 1425—1430 гг. в Каире.

Детально изучавший биографию Бакуви профессор 3.Буниятов относит время его жизни на вторую половину XIV—начало XV в. Он пишет, что отец Абд ар-Рашида Салих ибн Нури, умерший в 806 г. (1403—1404) в возрасте семидесяти семи лет, родился в Баку, был образованным человеком и имамом (вероятно, шафиитом).

Далее он отмечает, что, кажется, сам Бакуви также был шафиитом. Однако,судя по тексту, Бакуви был суннитом из последователей имама Шафеи, о чем говорит и С.Ашурбейли.

Абд ар-Рашид ал-Бакуви обладал весьма обширными знаниями и эрудицией. О них свидетельствуют подробные описания городов и стран, многочисленные ссылки на сочинения и мнерия ученых, философов, поэтов, врачей. Он много путешествовал и много видел. Был знаком с важнейшими географически-ми, космографическими, историческими, литературными сочинениями как своих современников, так и предшественников.

Автобиографических сведений Бакуви не оставил. Не сообщает он и о времени своих путешествий, т. е. когда — в каком году и месяце — он посетил ту или иную страну, тот или иной город. Поэтому крайне затруднительно составить карту его путешествий. Тем не менее может возникнуть естественный вопрос: каким же маршрутом мог он воспользоваться для путешествия из Баку в Каир?

Маршрут путешествий аль-Бакуви

В те времена из Баку в Египет можно было добраться двумя путями.

Первый путь, преимущественно сухопутный, вел из Баку в Ленкорань и далее через Астару —Ардебиль — Тебриз — Миане —Зенджан—Такестан—Хамадан—Керманшах—Баакуб в Багдад, оттуда на запад к Рамади (на правом берегу р. Ефрат) и через пустыню в Дамаск, затем в Наблус, Иерусалим, Исмаилию, Бильбейс, Каир.

Второй путь, на большем своем протяжений морской, вел из Баку через Шемаху—Ганджу—Тбилиси—Батуми в Черное море и далее — Босфорский пролив — Стамбул (Константинополь) — Мрамор-ное, Эгейское и Средиземное моря — Александрия — Каир.

Конечно, для поездки из Баку в Каир намного более удобен и легок второй путь. Однако Бакуви вряд ли мог им воспользоваться, поскольку часть территории, по которой этот путь пролегал, служил в то время театром военных действий между турками и Византией. Следовательно, Бакуви выбрал первый путь, который привел его в Багдад.

Следует отметить, что путешественники, да и вообще почти все, кого дорога приводила в Багдад, старались посетить также города Басра, Кербела и Эн-Неджеф, бывшие в те времена культурными и религиозными центрами.

Из записок Бакуви можно судить, что он побывал в этих местах и, ознакомившись с названными городами, возвратил-ся в Багдад. Затем, после небольшого отдыха, он продолжил свои путешествия в сторону Каира.

Описание Иерусалима и некоторых областей страны аш-Шама дает основание предполагать, что Бакуви тут несколько задержался. Возникает вопрос: направился ли он отсюда прямо в Каир или повернул на юг к Медине и Мекке? Не исключено, что одной из причин его задержки здесь послужила подготовка к долгому и трудному пути в Мекку. И поэтому вполне закономерно предположить, что он решил до Каира побывать в священных для мусульман городах и уже оттуда искать пути в Каир.

О пребывании Бакуви в Мекке и Медине можно судить по его подробному описанию этих городов, какое может сделать лишь очевидец.

Для поездки в Мекку он мог присоединиться к одному из многих караванов, идущих туда из Иерусалима или Дамаска. Напомним, что в те времена этим караванным путем пользовались тысячи, а иногда и десятки тысяч паломников-мусульман из самых разных стран.

Из Иерусалима в Мекку Бакуви мог пройти следующим маршрутом: Иерусалим—Амман—Ка-лъат-эль-Ахдар—Дар-эль-Хамра—Мадаин-Салих— Эль-Ула — Истабль-Антар — Медина—Махд-эд-Да-хаб — Ашайра — Эт-Таиф — Мекка.

В Мекке Бакуви, видимо, пробыл недолго. А на пути в Каир присоединился к группе паломников из Северной Африки, возвращавшейся домой. Тогда самый удобный путьййз Мекки в Каир вел сначала в Джидду, а затем вдоль побережья Красного моря, затем через Дахабан — Рабиг до порта Янбу. Оттуда паломники на парусных кораблях плыли по Красному морю до порта Кусейр, расположенного уже на западном побережье моря.

Через Аравийскую пустыню, занимающую пространство между нижним течением Нила и северной половиной Красного моря, Бакуви направился в город Кена — порт на правом берегу реки. Там он на большой парусной шхуне поплыл по Нилу на север, к Каиру.

Путешествуя по Африканскому континенту, Бакуви проводил визуальные наблюдения и в Аравийской пустыне, и по берегам Нила, что нашло отражение в его книге («Описание страны Мисра и реки Нил»).

По материалам книги автора «Путешествия Бакуви»